Преамбула Конституции Республики Узбекистан и ее политико-правовое значение


Обретение Республикой Узбекистан независимости началось с принятия в 1991 году Декларации о суверенитете Узбекской ССР, Заявления о государственной независимости Республики Узбекистан и Закона Республики Узбекистан «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» от 31.08.1991 г.

В законе Республики Узбекистан «О государственной независимости Республики Узбекистан» впервые на законодательном уровне было определено, что «Республика Узбекистан, в состав которой входит Республика Каракалпакстан, – независимое, демократическое государство». В нем были закреплены также права Республики Узбекистан как суверенного государства, обладающего всей полнотой государственной власти, самостоятельно определяющего свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Данный закон определил правовой статус Республики Узбекистан как субъекта международно-правовых отношений, устанавливающего дипломатические, консульские, торговые и иные связи и иностранными государствами, заключающего международные договоры и участвующего в деятельности международных организаций.

Эти положения закона полностью соответствуют современному пониманию и характерным чертам государств как субъектов международного права.

Государство как субъект международного права:

-                  обладает полным и исключительным суверенитетом;

-                  внутренне самостоятельная и внешне независимая, единая, целостная организация общества;

-                  совокупность индивидов, проживающих на данной территории в пределах определенных границ и подчиняющихся одной верховной публичной власти;

-                  власть, управляющая делами общества посредством государственного механизма и действующая в рамках норм внутригосударственного и международного права;

-                  власть, имеющая свои национальные интересы и гарантирующая внутреннюю безопасность, стабильность и правопорядок;

-                  власть, способная поддерживать от имени всех своих граждан разнообразные отношения и сотрудничество с другими субъектами на международной арене в соответствии с принципами международного права, участвовать в создании норм, содержащих международные права и обязанности государств, осуществлять свои международные обязательства и нести ответственность за международные правонарушения.[1]

Закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан» провозгласил верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан, основы не только политической, но  и экономической независимости Узбекистана, все положения данного закона получили дальнейшее развитие и закрепление в Конституции Республики Узбекистан, принятой 8 декабря 1992 г. на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва.

Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов подчеркнул, что «Основной закон заложил базовые принципы, положения и нормы, говоря коротко, основополагающий правовой фундамент строительства демократического государства, свободной рыночной экономики и формирования гражданского общества, высшей ценностью которого является человек, его интересы, права и свободы.

Приняв Конституцию страны, – отметил он, – мы полностью отказались от старой, изжившей себя тоталитарной идеалогизированной административно-командной системы, избрали новую, отвечающую подлинным интересам нашего народа стратегию правового демократического развития страны.

Президент Республики Узбекистан, говоря о роли Конституции в жизни государства и общества, отметил, что на основе фундаментальных положений и требований Основного закона была принята собственная узбекская модель кардинального реформирования и модернизации страны, пять основных принципов, которые и сегодня не теряют своей актуальности и значения.[2]

Основные цели, задачи и принципы нового молодого независимого государства нашли свое отражение, прежде всего, в Преамбуле Конституции Республики Узбекистан.

В Преамбуле Конституции Республики Узбекистан закреплено следующее:

«Народ Узбекистана,

торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета,

осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,

опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности,

подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости,

признавая приоритет общепризнанных норм международного права,

стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики,

ставя задачей создание гуманного демократического правового государства,

в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия

принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан».

На Преамбуле Конституции Республики Узбекистан, необходимо особо остановиться, поскольку она имеет огромное политико-правовое значение.

В юридической литературе, к сожалению, незаслуженно мало внимания уделяется анализу содержания и юридического значения преамбулы Конституции. Доминирует позиция о том, что преамбула Конституции не имеет юридического значения, а является лишь политическим документом, разъясняющим цели, задачи и принципы государства. В советское время считалось, что содержащиеся в преамбуле положения сами по себе нормами права не являются.

Однако, зарубежный опыт конституционного развития свидетельствует об иной оценке роли и значения преамбулы Конституции. Например, Конституция Франции 1946 г. в своей Преамбуле содержала перечень комплекса прав и свобод человека, зафиксированных в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.

Преамбула (с французского – preambule, от позднелатинского preambuluz – идущий впереди) означает с юридической точки зрения вводную или вступительную часть законодательного или иного нормативно-правового акта, а также международно-правового договора.[3] Обычно в преамбуле в концентрированной форме излагаются цели и задачи данного акта, условия, мотивы и обстоятельства, послужившие поводом для его принятия. В преамбуле международного договора, как правило, перечисляются государства-стороны данного договора, участники соглашения.[4]

Преамбула Конституции Республики Узбекистана 1992 г. не первая конституция, имеющая преамбулу. Конституция Узбекской ССР 1978 г., также имела преамбулу, однако она существенно отличается от преамбулы ныне действующей Конституции Республики Узбекистан.

Преамбула ныне действующей Конституции Республики Узбекистан – это преамбула Основного закона государства, получившего независимость. Она закрепила политические принципы, на которых основывается новая государственность, в ней появились такие новые категории как: «народ Узбекистана», «права человека», «государственный суверенитет», «узбекская государственность», «идеалы демократии и социальной справедливости», «приоритет общепризнанных норм международного права», «достойная жизнь граждан», «гуманное демократическое правовое государство», «гражданский мир», «национальное согласие».

Как известно, в период Советского Союза господствовала концепция стирания национальных различий на основе формирования новой исторической общности «советский народ». В Преамбуле Конституции 1978 г.[5] применяется категория «народ Узбекской ССР», который рассматривается как неотъемлемая часть всего советского народа. Так, в ней отмечается, что трудовой народ Узбекистана при братской помощи русского пролетариата сокрушил эксплуататорский строй, впервые в истории обрел свою государственность. В Преамбуле Конституции 1978 г. красной нитью проводится мысль о том, что народ Узбекистана достиг успехов благодаря Октябрьской революции, КПСС, русскому пролетариату, а также факту нахождения в составе Союза ССР. Несмотря на то, что в Преамбуле сказано, что Узбекская ССР равноправная республика в составе ССР, в основном тексте Конституции отдан приоритет принципам организации деятельности «советского государства» и «советского общества», «советским людям» (ст.ст. 3, 4, 6, 9, 14 и др.). Как известно, в условиях советской действительности, конечно, никакой речи не могло быть о суверенности Узбекистана, его самостоятельной внутренней и внешней политике, о приоритетной роли и значении узбекского народа в преобразовании общества.

Авторы Преамбулы Конституции 1992 г. исходили из того, что в суверенной Республике Узбекистан народ Узбекистана торжественно провозглашает и принимает в лице своих полномочных представителей Конституцию Республики Узбекистан. Категория «народ Узбекистана», использованная в Преамбуле, находит свое дальнейшее разъяснение в статьях 2, 7, 8, 9, 10 Конституции.

В ст. 2 устанавливается, что «Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами».

Ст. 7 гласит, что «Народ является единственным источником государственной власти.

Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на ее основе».

Ст. 8 определенно: «Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности».

В ст. 9 говорится о том, что «Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум)».

Ст. 10 закрепляет важное положение о том, что «От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент республики.

Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана».

Таким образом, категория «народ Узбекистана», примененная в Преамбуле, тесно взаимосвязана с положениями основного текста Конституции, в котором дается определение правовой сущности и значения этого понятия.

Впервые применяемая в Преамбуле категория «права человека», является ее самой содержательной частью, поскольку она получила наиболее глубокое закрепление в основом тексти Конституции. Этот термин получает свое разъяснение, прежде всего в ст. 13 Конституции, которая гласит: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами».

В ст. 18 Конституции закреплен основной принцип реализации прав человека, принцип недопущения дискриминации человека ни по какому-либо признаку или мотиву. Она устанавливает следующее: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости».

Следующий принцип, без которого невозможно обеспечение всех категорий прав человека закреплен в ст. 19 Конституции, которая гласит: «Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их».

Права и свободы человека не должны наносить вред ни государству, ни обществу, ни другим лицам и этот важный принцип закреплен в ст. 20 Конституции в следующей редакции: «Осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества».

Категория «права человека», упоминаемая в Преамбуле Конституции, наибольшее развитие получила в главе VII (личные права и свободы), в главе VIII (политические права), в главе IX (экономические и социальные права) и в главе X (гарантии прав и свобод человека). Отдельные аспекты прав и свобод человека регулируются также в главах XII-XV Конституции, которые подробно освещены в других разделах данной книги.

Вновь, возвращаясь к анализу положений Конституции 1978 г., следует подчеркнуть, что в ее Преамбуле даже не упоминается задача соблюдения и защиты прав человека. Хотя в основном тексте Конституции и имеется глава VI «Основные права, свободы и обязанности граждан», содержащиеся в ней права и свободы полностью не отражают международных стандартов прав человека, в ней отсутствуют такие основополагающие права человека как недопущение дискриминации, обеспечение равенства всех перед законом и судом, защита от пыток и насилия, поиск и распространение информации, право частной собственности, защита прав детей и престарелых граждан и т.д. Следует подчеркнуть, что, закрепленные в главе VI права, носили в советский период в основном формальный и декларативный характер, в ней не содержались механизмы их реализации.

В Преамбуле действующей Конституции торжественно провозглашаются не только права и свободы человека, но и принцип государственного суверенитета, которому в главе I Конституции уделяется большое внимание. Прежде всего, в ст. 1 Узбекистан объявляется суверенной демократической республикой, а в ст. 3 – определяется полнота ее полномочий в сфере определения национально-государственного и административно-территориального устройства, системы органов государственной власти и управления, проведения своей внутренней и внешней политики, обеспечения неприкосновенности государственной границы и территории Узбекистана. Ст. 5 Конституции определяет наличие у Республики Узбекистан своих государственных символов – флага, герба и гимна. Согласно ст. 16 «Ни одно из положений настоящей Конституции не может толковаться в ущерб правам и интересам Республики Узбекистан».

Таким образом, в Преамбуле и в главе I Конституции фактически провозглашен реальный, а не формальный государственный суверенитет Узбекистана в юридическом смысле этого понятия, подчеркнут его законный и легитимный характер, в отличие от суверенитета, закрепленного в Конституции Узбекской ССР 1978 г. Объявление в конституции государства суверенным означает, что в последующем, отступление от этого принципа и формы государственности, недопустимо.

Известно, что в ст. 68 Конституции 1978 г. было закреплено положение о том, что «Узбекская ССР – суверенное советское социалистическое государство, которое на основе добровольности и равноправия вместе с другими социалистическими республиками, входящими в состав Союза ССР, обеспечивает за Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управления права, определенные в ст. 73 Конституции СССР». Эти конституционные нормы в совокупности с нормами Конституции СССР, не могли обеспечить реальный суверенитет ни народа Узбекистана, ни узбекского государства, поскольку не было обеспечено верховенство и вся полнота власти как во внутренних, так и международных делах.

Следует отметить, что политико-правовое значение Преамбулы Конституции 1992 г. связано также с закреплением в ней впервые приверженности и верности суверенного Узбекистана идеалам демократии и социальной справедливости, определением в качестве приоритетной задачи создание гуманного демократического правового государства. Эти положения подробно раскрываются в тексте Конституции и действующем законодательстве Республики Узбекистан.

Демократический характер государства обеспечивается согласно Конституции, в том, что единственным источником власти в Узбекистане является ее многонациональный народ, который осуществляет эту власть как непосредственно, так и через демократически формируемые органы государственной власти. Государство выражает волю народа, служит его интересам и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами.

Определение государства в качестве правового означает, что в соответствии с Основным законом страны в организации и деятельности государства превалирует принцип верховенства права, а не мотивы политической целесообразности или ведомственного усмотрения. Правовое государство исходит из приоритета норм Конституции и закона, неукоснительного обеспечения государством прав, свобод и законных интересов личности.

Утверждение, что государство в Узбекистане является гуманным означает, что оно служит обществу, каждому конкретному человеку, заботиться о нем на основе принципов социальной справедливости и законности, эволюционного пути развития экономической системы государства, основная цель которого состоит в обеспечении благосостояния человека и общества.

Таким образом, Преамбула Конституции Узбекистана определяет лицо и авторитет молодого независимого государства, его цели, задачи, основные принципы и направления деятельности. Она отражает волю и дух народа, его общественное сознание и уровень культуры, ибо в разработке и обсуждении Конституции принимал участие весь народ.

Конституция Республики Узбекистан подверглась всенародному обсуждению и международной экспертизе со стороны специалистов США, Великобритании и Франции и представителей таких международных организаций как ООН, ОБСЕ и др. Международные эксперты  признали демократичность и гуманность Конституции Узбекистана, вобравшей в себя общечеловеческие ценности, которые прошли проверку временем.

При праздновании первой годовщины Конституции Республики Узбекистан Президент И.А.Каримов подчеркнул, что «без всякого сомнения можно сказать, что наша Конституция на деле служит общечеловеческим идеям и ценностям – утверждению мира, свободы, братства и дружбы народов и наций, стабильности в стране и на планете».[6]  

Конституция Узбекистана, являясь первой в истории Узбекистана Конституцией независимого суверенного государства, была разработана с использованием опыта развитых демократических государств и может соперничать с любой из них. Она не только впервые закрепила демократические принципы развития государства и общества, но и создала реальные возможности для воплощения их на практике. На основе Конституции было принято более 400-законов, послуживших необходимой базой для проведения глубоких и коренных реформ в сфере политико-правовой, социально-экономической и культурно-духовной жизни страны. В Узбекистане создается дееспособное демократическое государство, способное поэтапно решать стоящие перед ним задачи; сформирована самостоятельная внешняя политика, позволившая Узбекистану стать полноправным субъектом международного права; созданы организационно-правовые условия и инфраструктура рыночной экономики и т.д.

Наиболее  известным и часто цитируемым положением Преамбулы действующей Конституции Республики Узбекистан  является положение о признании государством  приоритета общепризнанных норм международного права.

Данное положение – принцип имеет большое значение  для Узбекистана, который, обретя независимость, стал  полноправным субъектом международного права, получил возможность установления прямых дипломатических отношений  с различными  государствами мира, участия в разработке  и принятии  международных документов  политического, экономического и культурного  характера, присоединения к важным, с точки зрения  национальных интересов, нормам и  принципам международного права, а также  активного участия в деятельности  международных организаций.

В связи с тем, что в последнее время существенно расширился предмет регулирования международного права, увеличилось количество норм, регулирующих не вопросы межгосударственного сотрудничества, а усиливается его регулирующее воздействие на сферу внутригосударственных отношений. Определённые сегменты сферы регулирования национальным правом стали рассматриваться как объекты совместного регулирования с участием как внутригосударственных, так и межгосударственных норм. Их переплетение становится всё  более органичным. И то и другое проистекает из общего источника – суверенной воли государств согласованно решать публичные дела разного масштаба.

Следует отметить, что сегодня государства, в т.ч. Республика Узбекистан, свободны в выборе путей и средств реализации международных правовых предписаний на своей территории настолько, насколько они  урегулированы внутригосударственным правом  и не урегулированы международным правом.[7]

За годы независимости  Республика Узбекистан  присоединилась к  более чем 100 международным документам, из которых 70  имеют непосредственное  отношение к вопросам  прав и свобод человека.

Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 г. мировая общественность отметила 60-летие принятия Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила права человека, основные свободы, справедливости и всеобщего мира. Она призвала государства и народы к достижению уважения прав и свобод человека и их обеспечения путем принятия соответствующих мер на национальном и международном уровнях.

Поддерживая Послание Генерального секретаря ООН по празднованию 60-летия Всеобщей декларации прав человека, а также в целях дальнейшего совершенствования системы организационно-правовых и законодательных мер, направленных на обеспечение эффективной защиты прав и свобод человека, 1 мая 2008 г. Президент Республики Узбекистан издал Указ «О Программе мероприятий, посвященных 60-летию принятия Всеобщей Декларации прав человека».

Трудно переоценить историческое и международное значение данного Указа Президента Республики Узбекистан.

Во-первых, Указ Президента Республики Узбекистан, который был принят только в Узбекистане, продемонстрировал приверженность нашей страны Конституции и своим международным обязательствам в сфере обеспечения прав и свобод человека. В поддержку празднования 60-летия Всеобщей декларации прав человека Узбекистан выделил средства в размере 100 тысяч долларов.

Во-вторых, Указ направлен на усиление внимания государства, общества и граждан к ценностям и принципам Всеобщей декларации прав человека, закрепленным в Конституции и законодательстве  Узбекистана.

В-третьих, этот документ нацелен на дальнейшее совершенствование организационно-правовых механизмов обеспечения конституционных прав и свобод человека в отношении всех категорий граждан.

В-четвертых, Указом была утверждена широкая программа мер по совершенствованию законодательства по правам и свободам человека; дальнейшему присоединению Узбекистана к другим международным договорам по правам человека (в частности, ко Второму Факультативному протоколу Международного пакта по гражданским и политическим правам, к двум Факультативным протоколам Конвенции по правам ребенка); усилению мониторинга за соблюдением государственными органами принятых нормативно-правовых актов в сфере прав человека, повышению уровня информационно-просветительской деятельности, а также международного сотрудничества в сфере прав и свобод человека.

В-пятых, Указ позволил оценить и проанализировать достижения Узбекистана в сфере выполнения положений Конституции в сфере прав и свобод человека и наметить дальнейшие направления и формы деятельности государства и институтов гражданского общества в данной области.

В-шестых, Указ содействовал усилению координации деятельности между государственными органами и институтами гражданского общества, непосредственно занимающихся вопросами обеспечения прав и свобод человека.

В-седьмых, принятие Указа дало дополнительный толчок активизации деятельности средств массовой информации по широкому освещению проводимой в стране масштабной работы по защите прав и свобод человека.

В-восьмых, Указ нацеливает на расширение тесного взаимодействия с международными организациями, прежде всего с ООН, развитие различных форм сотрудничества с международными организациями по вопросам прав человека.

В-девятых, Указ предусмотрел принятие комплекса мер по государственной поддержке национальных институтов по правам человека: Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмана) и Национального центра Республики Узбекистан по правам человека.

В-десятых, впервые в истории Узбекистана Указ ввел в практику осуществление общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов, призванных обеспечить соблюдение прав и свобод человека: Министерство юстиции Республики Узбекистан, Генеральная прокуратура Республики Узбекистан и Министерство внутренних дел Республики Узбекистан.

И наконец, издание Указа является наглядным примером выполнения Президентом своих конституционных полномочий как «гаранта соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан» (статья 93 Конституции).

Принятие Указа Президента Республики Узбекистан о поддержке международного празднования 60-летия Всеобщей декларации прав человека не случайно, это логический и закономерный шаг страны, которая с первых дней независимости на основе Конституции поэтапно формировала и развивала эффективную национальную систему защиты прав и свобод человека, осваивала механизмы и процедуры имплементации международных стандартов прав человека в свое законодательство и практику деятельности государственных органов.

Взяв на себя международные обязательства в сфере прав и свобод человека Республика Узбекистан, своевременно отчитывается об исполнении указанных документов, регулярно направляя Национальные доклады в соответствующие Комитеты ООН.

Подготовка и предоставление национальных докладов Республики Узбекистан о соблюдении прав человека в международные органы содействуют:

осуществлению ревизии национального права и практики его применения с целью обеспечения его соответствия обязательствам, содержащимся в международном договоре;

анализу ситуации в сфере прав человека в теории и практике, созданию системы наблюдения за соблюдением прав человека на регулярной основе;

выявлению и последующему устранению любых проблем в области прав человека, получению четкой картины применительно не только к стране в целом, но и к различным регионам и группам населения;

выработке долгосрочной государственной политики по обеспечению международных договорных обязательств;

расширению подотчетности правительства о соблюдении прав человека не только перед международными органами, но и собственными гражданами;

оценке достигнутого прогресса или его отсутствия в сфере прав человека;

признанию наличия проблем, требующих своего решения;

обмену информацией о типичных проблемах прав человека, возникающих в различных государствах.

При анализе Преамбулы Конституции нельзя обойти вниманием ее такие положения как стремление обеспечить в обществе социальную справедливость, гражданский мир и национальное согласие. В этом положении налицо сочетание как юридических, так и политических начал.

Обеспечение справедливости в обществе в наибольшей степени характеризует Преамбулу не как юридический, но как политический документ, ибо право не может утверждать справедливость. Оно выполняет  иные социальные функции. В Философском словаре справедливость определяется как категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества  и их социальным положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием.[8]

Однако, не правовое по своему содержанию понятие «справедливость», в Конституции получило характер правового принципа, которым должны руководствоваться  государство, его органы и должностные лица при осуществлении своей деятельности  в установленном Конституцией  и законами порядке. Об этом свидетельствует ст. 14 действующей Конституции, которая гласит: «Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества». В части второй ст. 18 говорится, что: «Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости».

Требованием обеспечивать социальную  справедливость и социальную защиту пронизаны также положения Конституции, посвященные экономическим и социальным правам человека: в ст. 37 устанавливается право  каждого на справедливые условия труда; в ст. 39 – право на социальное обеспечение  и социальную помощь, в ст. 57 содержится  запрет на создание политических партий, а равно общественных объединений, пропагандирующих  социальную вражду; в ст. 60 определяется, что политические партии выражают волю различных социальных слоёв и групп, через своих избранных  демократическим путём представителей участвуют в  формировании государственной власти.

Следует подчеркнуть, что принцип социальной справедливости нашёл своё закрепление не только в Преамбуле и тексте Конституции Республики Узбекистан, но и в текущем законодательстве. В частности, в ст. 4  Закона Республики Узбекистан «Об органах  самоуправления граждан» от 14 апреля 1999г. определено, что одним из основных  принципов  деятельности органов самоуправления  граждан является, наряду с демократизмом, гласностью, гуманизмом,  принцип социальной справедливости.

Еще в первые годы независимости Президент Республики Узбекистан подчеркивал: «Мы стремимся построить не просто демократическое общество, а справедливое демократическое общество. Стремление к справедливости – еще одна характерная черта менталитета нашего народа. Идея высшей справедливости красной нитью проводится в нормах шариата, положениях, определявших государственное устройство, требования к должностным лицам в прошлом. Без учета этих особенностей мы не можем построить демократическое, сильное государство и в настоящем».[9]

Важное политико-правовое  значение имеют и положения Преамбулы Конституции,  которые направлены на обеспечение гражданского мира и национального согласия в Узбекистане, сохранившем на своей территории традиции  межэтнической и межрелигиозной толерантности в результате совместного  проживания более 100 различных национальностей.

На основе положений Конституции и международных норм о правах человека в Узбекистане сложилась  государственная политика  в области недопущения  всех форм расовой дискриминации. В обществе  создана атмосфера  межнационального согласия  и терпимости,  приняты конкретные меры, направленные на сохранение культурной самобытности  национальных меньшинств, обеспечено пропорциональное представительство национальных групп во всех сферах жизни.

Положения Преамбулы Конституции об обеспечении  гражданского мира и национального согласия получили дальнейшее развитие в тексте  Конституции и законах Республики Узбекистан. В частности, часть II ст. 4 Конституции устанавливает следующее: «Республика Узбекистан обеспечивает  уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на её территории, создание условий для их развития», а в ст. 8 –«Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их  национальности».

Ст. 18 Конституции закрепляет  равенство  прав и свобод граждан без какого-бы то ни было различия, в т.ч. национальности, языка и религии, а согласно ст. 49 – «Граждане  обязаны  оберегать историческое, духовное и культурное наследие  народа Узбекистана». Государство запрещает создание таких общественных структур, которые пропагандируют национальную, расовую и религиозную вражду (ст. 57).

Одним из основных принципов деятельности Правительства Узбекистана является принцип  учёта интересов  всех наций и народностей, населяющих  Республику Узбекистан, данный принцип  регламентируется  ст.3  Закона Республики Узбекистан   «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» от 29 августа  2003г.

Республика Узбекистан приняла на себя  международные обязательства  по запрету расовой дискриминации, присоединившись в 1995 году к Конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, определившей минимальные  международные стандарты по обеспечению прав национальных меньшинств. В настоящее время Узбекистан представил в Комитет ООН по расовой дискриминации уже Шестой национальный доклад о выполнении Республикой Узбекистан положений  вышеназванной Конвенции, по итогам предыдущих (1-5) докладов были приняты и реализованы  Национальные планы  действий для выполнения рекомендаций Комитета по расовой дискриминации.

В этой связи, возвращаясь к анализу положений Преамбулы и текста Конституции  1978г., необходимо отметить, что в ней отмечалось, что Узбекская ССР сплачивает все нации и народности для совместного строительства  коммунизма (преамбула),  выражает волю всех наций и народностей  республики (ст.1), способствует  всестороннему  развитию и сближению всех наций и народностей  СССР (ст.19), граждане равны перед законом  независимо от расовой и национальной  принадлежности, языка и отношения к религии (ст. 32), граждане Узбекской ССР различных рас и национальностей имеют равные права (ст. 34).

Отличие перечисленных положений  Конституции 1978 г., в общем-то верных и ценных самих по себе, от положений действующей Конституции состоит в том, что они носили в основном декларативный и формальный характер, не были полностью реализованы в советский период на практике ввиду перекосов в реализации национальной политики, приоритетные направления которой  касались  поддержки русского языка и его тотального внедрения во все сферы жизни общества, а также негласного запрета развития узбекской национальной культуры, обычаев и традиций народов, населяющих республику.

И наконец, несколько слов о последней, завершающей части Преамбулы, определившей порядок принятия Конституции. Как известно, мировой опыт знает несколько способов  принятия основных законов. С этих позиций  они делятся на октроированные, принятые парламентом  или учредительным собранием, и так называемые «народные», т.е. принятые в ходе  всенародного референдума.

Положение Преамбулы Конституции Узбекистана – «Народ Узбекистана,… принимает в лице  полномочных представителей настоящую  Конституцию  Республики Узбекистан» раскрывает порядок её принятия  парламентом  страны: она принята 8 декабря 1992г. на одиннадцатой  сессии Верховного Совета  Республики Узбекистан  двенадцатого созыва.

По результатам всенародного референдума, проведенного 27 января 2002г., и в соответствии с принятым на его основе Законом Республики Узбекистан от 23 апреля 2003г. в главы XVIII, XIX, XX, XXIII Конституции и Законом Республики Узбекистан от 11 апреля 2007 года в ст. 89, п.15, ст. 93, часть вторую статьи 102 Конституции были внесены поправки и дополнения.

Согласно внесённым  дополнениям, изменения в Конституцию страны  вносятся в соответствии со ст. 127 не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса  Республики Узбекистан, или референдумом  Республики Узбекистан, т.е. только двумя способами.

Согласно ст. 183 Конституции 1978г. изменение Конституции Узбекской ССР  производилось только решением Верховного Совета Узбекской ССР, принятым квалифицированным большинством голосов депутатов.

Таким образом, анализ Преамбулы Конституции Республики Узбекистан показывает, что это документ, имеющий  огромное политико-правовое значение, а именно:

-                  Преамбула Конституции Республики Узбекистан ввела в юридический оборот новые категории, характеризующие особенности формирования и развития молодого независимого государства;

-                  подтвердила и закрепила приверженность государства правам человека и принципам государственного суверенитета;

-                  определила основные цели и задачи узбекской государственности;

-                  впервые выразила нацеленность народа Узбекистана на обеспечение идеалов  демократии и социальной справедливости;

-                  закрепила важнейший принцип деятельности государства и общества – признание приоритета общепризнанных норм международного права;

-                  поставила перед обществом перспективную задачу по созданию гуманного демократического правового государства;

-                  определила основу  благосостояния  и процветания государства путём  обеспечения  гражданского мира  и национального согласия в обществе;

-                  объявила Конституцию действующей, реальной, создающей  основу для  развития и совершенствования  правовых  основ деятельности суверенного государства, развития общества и личности.

Преамбула Конституции Республики Узбекистан в сжатом, концентрированном виде отразила чаяния народа Узбекистана о свободной, благополучной, мирной жизни, которая может быть достигнута путём создания цивилизованного государства.


Фарида БАКАЕВА,

Заведующая отделом анализа и исследований 

Национального центра Республики Узбекистан 

по правам человека

 



[1] См. подробнее: Кокорев С.С. Основные права и обязанности государства как субъектов международного права. М. 2004, с. 52-53

[2] См. Доклад Президента И.А.Каримова на торжественном собрании, посвященном 16-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, на тему: «Обеспечить поступательное и устойчивое развитие страны – важнейшая наша задача». Народное слово, 2008 г., 6 декабря.

[3] Энциклопедический словарь правовых знаний. М.: 1965, с. 353.

[4] См. подробнее: Юридический энциклопедический словарь: М., 1984 г. с. 281

[5] См. Конституция (Основной закон) Узбекской Советской Социалистической Республики от 19 апреля 1978 г.: Свод законов Узбекской ССР, Т. I, Т – Узбекистан. С. 14-43.

[6]И.А.Каримов. Правовая гарантия нашего великого будущего. Т.: «Узбекистан» 1993. С.7-8

[7] См. подробнее: Понятие национальной и международной  правовых систем; Журнал российского права №11 – 2004, с. 98-112

[8] См. Философский словарь; М., 1986г.,с.454

[9] См. И.А.Каримов. Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. Доклад на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 23 февраля 1995 г.


Источник: Журнал "Демократизация и права человека", 4/2009, с. 113-119.


Возврат к списку