01.02.2019

Международное право и обеспечение безопасности государства

Международное право и обеспечение безопасности государства

28-30 января 2019 года в Москве прошло  Ежегодное собрание Российской Ассоциации международного права на тему «Международное право и обеспечение безопасности государства», в работе которого принял участие и директор Национального центра по правам человека, академик Академии  наук Узбекистана А.Саидов.

Собрание проходило в формате двух пленарных заседаний «Международное право и обеспечение безопасности государства» и «Повышение роли и эффективности международного права», а также секции «Актуальные проблемы современного международного права». В этих заседаниях выступили Президент Российской Ассоциации международного права А.Я. Капустин, член Правления Ассоциации юристов России С.В. Александров, председатель Международного союза юристов А.А. Требков и другие видные ученые.

Снимок.JPG

Выступивший на Ежегодном собрании А. Саидов подробно информировал участников совещания о реализации Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на период 2017-2021  годы, международных инициативах Узбекистана и принятии Резолюции Генеральной Ассамблеей  ООН «Просвещение и религиозная толерантность», подготовке проекта Международной конвенции ООН о правах молодежи, а также итогах Азиатского форума по правам человека в г.Самарканде.

Было отмечено дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества Республики Узбекистан с Российской Федерацией,  акцентировано внимание участников на подписанный в начале 2019 года Меморандум о сотрудничестве между Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

В рамках Ежегодного собрания А.Саидов провел ряд двусторонних встреч: с Председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации М. А. Федотовым, директором Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации академиком Т. Я. Хабриевой, членом комитета по экономическим, социальным и культурным правам  Управления верховного комиссара ООН по правам человека, профессором А.Х. Абашидзе, проректором Московского государственного института международных отношений при МИД РФ А.В.Мальгиным.

В ходе этих  встреч были обсуждены перспективы двустороннего сотрудничества между Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека и Советом по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации, а также Консультативным советом по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан и Советом по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации.

Была достигнута и договоренность о подписании Меморандума о сотрудничестве между Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека и Советом по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации.


ВЫСТУПЛЕНИЕ
директора Национального центра Республики Узбекистан по правам
человека академика А.Х.Саидова на 62-ом Ежегодном Собрании
Российской Ассоциации международного права на тему «Международное
право и обеспечение безопасности государства»

«Вопросы создания регионального механизма защиты
прав человека в Азии»

Уважаемые Председатель РАМП,
Уважаемые члены и участники Ежегодного собрания РАМП,
Дорогие коллеги!

Позвольте приветствовать всех участников Ежегодного собрания Российской Ассоциации международного права - традиционной научной площадки по обсуждению актуальных вопросов современного международного права, ярким подтверждение является тематика обсуждаемых вопросов и география участников форума.

Весьма примечательным является участие видных экспертов из различных регионов, которые отражают наш многообразный и взаимозависимый мир в XXI веке, а также представителей многих авторитетных международных организаций.

Отношения между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией последовательно развиваются во всех сферах, в том числе в области прав человека, тому подтверждением является участие представителей двух стран на международных форумах, а также подписание Меморандума о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека в Российской Федерацией и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом).

В 2018 году международная общественность торжественно отметила 70-летие принятия Всеобщей декларации прав человека и 25-летие Венской декларации и Программы действий в области прав человека, которые закрепили основные демократические принципы и требования в области поддержки, обеспечения и защиты прав и свобод человека, стали правовой основой формирования современного международного права прав человека. За истекшие десятилетия эти документы не только не устарели, но и продолжают ставить перед нами актуальные задачи.

В последние годы человечество в значительной степени завершило формирование идеологии мирового развития на ближайшие десятилетия, которая строится на принципах устойчивого развития. Все шире признается, что права человека имеют важное значение для достижения стабильного и устойчивого развития.

В современном мире укрепление международного сотрудничества в области прав человека имеет важное значение для полного достижения Целей устойчивого развития ООН, со времени и принятии которого прошло более тысячи и ста дней. Более того, в основе поощрения и защиты прав человека должен лежать принцип сотрудничества и подлинного диалога с целью расширения возможностей государств по выполнению их обязательств в области прав человека в интересах всех людей.

Повестка дня на период до 2030 года является важнейшей возможностью выполнить обещание Всеобщей декларации прав человека и Декларации о праве на развитие. В ней четко признается, что соблюдение всех прав человека - гражданских, политических, экономических, социальных и культурных - занимает центральное место в работе по формированию более устойчивых, жизнеспособных и равных обществ.

Принцип универсальности прав человека

В последние годы вопросы соотношения универсальности и неделимости прав человека и культурных ценностей и традиций стали подниматься все чаще в политическом лексиконе, в рамках международных организаций, а также активно обсуждаться представителями гражданского общества. Не существует цивилизаций и государств, где идеи свободы, равенства, защиты прав человека не имели бы первостепенного значения. Однако в современном многоликом и мультикультурном мире толкование этих основополагающих и крайне важных понятий неодинаково.

Понимание человеческого достоинства в качестве фундаментальной ценности неизбежно придает ему универсальный характер. Универсальность порождает общий вызов: она выражает человеческую сущность через постоянное преодоление наших общих противоречий. Поэтому универсальность не является антиподом разнообразия, а лишь направляет его в соответствующее русло и цементирует его в единое целое.

Универсальность прав человека в мире, где существует множество культур и традиций, всегда была активно обсуждаемой темой в мировой политике и международной правовой теории и практике с момента принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году.

Что же означает универсальность прав человека в мире, состоящем из разнообразных культур и традиций?

Во-первых, нормотворчество в области прав человека - динамичный и незавершенный процесс. Какими будут международные стандарты прав человека завтра, зависит от самих государств-участников. Универсальность прав человека не есть некая изначально заданная величина. Эта идея была выражена в Бангладешской Декларации азиатских государств 1993 г., где, в частности, подчеркивается: «Хотя права человека универсальны по природе, они должны рассматриваться в контексте динамического и эволюционирующего процесса международного нормотворчества, с учетом значимости национальных и региональных особенностей и различных исторических, культурных и религиозных контекстов».

Во-вторых, права человека не являются принадлежностью какой-то одной эпохи или ступени политического развития. Все культуры, традиции и религии вырабатывали идеи, которые содержали положения о правах человека». Действительно, представления о правах человека можно найти и в древнеиндийских «Законах Ману», и в трудах выдающих мыслителей Центральной Азии, и в философских трудах китайских конфуцианцев.

В-третьих, понятие прав человека не исчерпывается одной - западной - культурой. В классических первоисточниках индуизма, конфуцианства, буддизма и ислама перечислены те же стандарты гуманизма и человеческого достоинства, что и в философии древних греков, иудеев и христиан, на которых базируется современная концепция прав человека. Изучая опыт других народов, можно прийти к более глубокому пониманию проблем прав человека в различных культурах1. Доказательством этого служит тот факт, что постепенно многие общества современных государств Азии все большее внимание обращают на соблюдение универсальных прав человека. Как отмечается в докладе ПРООН о человеческом развитии за 2000 год: «Новая для Азии тенденция к поощрению прав человека и поддержке демократии является огромным шагом вперед по сравнению со звучавшими ранее утверждениями о том, что “азиатские ценности” оправдывают пренебрежительное отношение к гражданским и политическим правам».

Венская декларация, принятая в июне 1993 года на Всемирной конференции ООН по правам человека, закрепляет универсальный характер прав человека. В нем, в частности, говорится: «Международное сообщество должно относиться к правам человека во всем мире, на равных и равных, с тем же подходом и вниманием. Хотя необходимо учитывать важность национальной и религиозной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, обязаны поощрять и защищать все права человека и основные свободы».

Азия: устойчивое развитие и права человека

В международных отношениях неоднократно наблюдается использование «двойных стандартов» некоторыми странами по отношению к другим государствам, в особенности к развивающимся странам, в области законодательства и прав человека.

Пострадали от двойных стандартов «демократии», «надлежащего управления», «верховенства права» и некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Для Азиатского региона характерны очень быстрые темпы развития, стремительное увеличение доли среднего класса, очень высокие темпы индустриализации и т.д. Для подтверждения, можно обратиться к следующим данным:

во-первых, Азиатская экономика в настоящее время составляет почти 32 % от общей глобальной экономической активности и играет жизненно важную роль в поддержании взаимосвязанной мировой экономики;

во-вторых, в Восточной и Юго-Восточной Азии ВВП на душу населения за период 1980-2004 гг. вырос в среднем на 6,3%, тогда как остальная мировая экономика за тот же период выросла всего лишь на 1,4 процента;

в-третьих, несмотря на то, что на глобальном уровне ожидается рост экономики и создание рабочих мест, а также снижение уровня безработицы с 5,6% в 2017 году до 5,5% в 2018 году (193 млн. человек), тем не менее ожидается, что рост населения будет превышать рост занятости, и, согласно по прогнозам, число безработных увеличится на 1,3 млн. в 2019 году. Между тем, в развивающихся странах уровень безработицы, по прогнозам, будет оставаться относительно стабильным, и число безработных, вероятно, будет расти до 2019 года5.

Экономический рост сам по себе не смог обеспечить устойчивое развитие и более эффективную защиту прав человека, отдельные лица и группы в целом продолжают сталкиваться с социально-экономическим неравенством и дискриминацией, часто вследствие укоренившихся исторических и современных форм дискриминации.
Устойчивый рост имеет важное значение, но самого роста недостаточно для сокращения масштабов нищеты, а порой устойчивое развитие само становится причиной неравенства. На Азиатский регион все еще приходится 2/3 «крайне» беднейших стран мира, живущих менее чем на 1,90 долл. США в день, что свидетельствует об усилении неравенства доходов в последние годы.

В этой связи, только интенсивные усилия для решения проблемы неравенства, в частности через институциональные изменения и целевые социальные политики могут помочь обеспечить, чтобы недавние экономические успехи способствовали продвижению и внедрению ЦУР, более широкому обеспечению принципа «Никто на остается без внимания». Кроме того, с точки зрения продвижения универсальных принципов равенства и недопустимости дискриминации формирование системы механизмов защиты прав человека уязвимых групп, в том числе инвалидов, меньшинств, беженцев, мигрантов, лиц без гражданства лица, женщины, дети и групп, подверженных риску социального и экономического отторжения - стало ключевой задачей, решение которой обеспечит рост, а также равенство и недопустимость дискриминации.

Следует также отметить, что это регион огромных контрастов, о чем свидетельствуют следующие данные:

во-первых, население Азии составляет 3,1 миллиарда человек. При нынешних темпах прироста населения оно может удвоиться через 30 лет. Население иностранной Азии распределено неравномерно: плотность населения колеблется от 1 до 800 человек на 1 км2;

во-вторых, неоднородность азиатского региона проявляется в его этническом, религиозном составе, в уровне экономического развития, а также политическом устройстве. В частности, этнический состав азиатского населения также чрезвычайно сложен: здесь проживает более 1000 человек — от небольшие этнических групп, насчитывающих несколько сотен человек до крупнейших;

в-третьих, народы Азии принадлежат примерно 15 языковым семьям. Лингвистическое разнообразие больше чем в любом другом регионе планеты;

в-четвертых, Азия является родиной всех основных религий, в том числе трех мировых религий: христианства, буддизм, ислам. Здесь также представлены представители других религиозных конфессий.

Одной из основных особенностей защиты прав человека в Азии заключается в том, что в регионе государство играет доминирующую роль в развитии общества. В отличие от других регионов, в азиатском регионе не существует межправительственной региональной системы защиты прав человека, а также практики рассмотрения отдельных дел в области прав человека в отношении государств. 

В этой связи одним из ключевых вопросов является создание региональной системы защиты прав человека с целью обеспечения универсального применения стандартов ООН в области прав человека.

Азиатский форум по правам человека

В ноябре 2018 года состоялся Азиатский форум по правам человека, который был организован впервые за 70 лет создания ООН на азиатском континенте - в Узбекистане, древнем и вечно молодом городе Самарканде. Идея проведения Форума была выдвинута Президентом Узбекистана Ш.М.Мирзияева в ходе с Верховным комиссаром по правам человека ООН. Самое главное, эта актуальная инициатива находит широкую поддержку международного сообщества.

Основная цель Форума была направлена на совершенствование действующих на континенте и учреждение новых механизмов защиты прав человека, разработку практических рекомендаций по обеспечению сотрудничества между национальными институтами по правам человека.

В работе Азиатского форума приняли участие главы и эксперты авторитетных международных (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, МПС) и региональных организаций (ОБСЕ, ОИС, СНЕ), члены парламентов зарубежных стран, представители национальных институтов и неправительственных организаций по правам человека, информационных агентств и средств массовой информации более 30 стран, включая Россию.

В ходе Форума принято Ташкентское заявление национальных институтов Центральной Азии по правам человека, в котором отражены вопросы совершенствования законодательных основ в сфере прав человека в соответствии с Парижскими принципами, обмена информацией по работе региональных национальных институтов по правам человека и их эффективному сотрудничеству.

В современном мире Азия играет жизненно важную роль в мировых процессах, тому есть и предпосылки: самые густонаселенный регион, самые быстрорастущие экономики. Азиатский регион богат природными ресурсами, здесь накоплен уникальный культурно-цивилизационный потенциал, оказавший определяющее влияние на развитие многих стран и целых регионов.

Актуальность Азиатского форума «Итоги 70-летия принятия Всеобщей декларации прав человека: вызовы времени и реальность» продиктована необходимостью консолидации усилий в укреплении роли и значения этого основополагающего документа.

В ходе форума было еще раз подчеркнуто, что все цивилизации, мировые культуры и религии создавались, как показывает история, под влиянием гуманистических идей, на основе которых формировались базовые понятия прав человека.

К примеру, в древнейшем письменном памятнике «Авеста», созданном в Азии более 2700 лет назад, важное место занимают идеи прав и свобод человека, построения межнациональных отношений на принципах взаимного уважения и доверия, отвергаются насилие и несправедливость.

Также один из выдающихся правоведов Востока Бурханиддин Маргинани еще в XII веке в своем трактате «Хидоя» выдвинул идею о необходимости соблюдения прав каждого человека.

Следует подчеркнуть, что принятая 70 лет назад Всеобщая декларация прав человека открыла новые возможности для утверждения принципов демократии и гуманизма во всем мире. К сожалению, сегодня мы все являемся свидетелями усиления сложных, неоднозначных тенденций, которые препятствуют этому позитивному процессу.
Речь идет, прежде всего, о вооруженных конфликтах, росте недоверия и усугубляющихся противоречиях, межэтнических и межконфессиональных разногласиях, других глобальных вызовах и угрозах устойчивому развитию, в том числе на пространстве от Юго-Восточной Азии до Ближнего Востока.

Перспективы создания регионального механизма защиты прав человека

В научном юридическом сообществе последнее время обсуждаются возможности создания двух аналогов Страсбургского суда: Евро-Азиатского суда либо Суда БРИКС по правам человека. Идея создания Азиатского суда по правам человека отражена также в Сеульском Коммюнике от 30 сентября 2014 года Всемирной конференции по конституционному правосудию.

В связи с отсутствием в Азии политической, социально-экономического и культурной схожести у государств нет условий для учреждения регионального механизма по правам человека. Усилия этих государств, по мнению исследователей, должны быть сосредоточены на вопросах политического и культурного развития.

Это, однако, не означает, что нужно отказаться от создания регионального механизма защиты прав человека в Азии. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно призывала государства регионов, в которых отсутствуют такие органы, рассмотреть возможность заключения соответствующего договора.

Вопросы прав человека приобрели возросшую значимость в Организации Исламского Сотрудничества (ОИС) с момента создания Независимой Постоянной Комиссии по Правам Человека (НПКПЧ) в 2011 году.

42-я сессия Совета министров иностранных дел ОИС, состоявшаяся 27-28 мая 2015 года, поручила НПКПЧ провести обзор Каирской декларации по правам человека в Исламе по сравнению с существующими универсальными документами по правам человека и внести предложения по его улучшению.

НПКПЧ предложил пересмотренный проект со следующими основными особенностями:

новое название, предложенное для пересмотренного проекта Каирской декларации прав человека в Исламе - «Декларация ОИС о правах человека - ДОПЧ», которая отражает политический, а не религиозный характер ОИС;

пересмотренный проект ДОПЧ по-прежнему вдохновляется исламскими ценностями, учениями и обычаями. Он соответствует международному праву в области прав человека при полном сохранении исламских ценностей и учений;

проект ДОПЧ состоит из 24 статей, основанных на принципах и идеях прав человека, представленных в Исламе, и содержит основные элементы / концепции из различных универсальных и региональных документов по правам человека, таких как Всеобщая декларация прав человека, Африканская хартия прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

существенный характер всего документа основан на универсальных исламских ценностях, учениях и принципах шариата, которые подробно разъясняются и сохраняются в преамбуле пересмотренного проекта. Соответственно, скрытая ссылка на «в соответствии с шариатом» с каждой статьей в предыдущем документе приглушена;

в проекте ДОПЧ также были введены новые формулировки и концепции для охвата современных вопросов, то есть прав женщин, права на самоопределение, защиты святости пророков, права на развитие, образования в области прав человека, защиты в ситуациях конфликта и т.д

Для того чтобы этот документ был принят ОИС, Генеральному секретарю ОИС было предложено сформировать в приоритетном порядке межправительственную рабочую группу для обсуждения и окончательной доработки пересмотренной декларации (ДОПЧ) и представить свой итоговый отчет для 45-го заседания СМИД ОИС. В декабре 2018 года Межправительственная рабочая группа одобрила проект Декларации.

В рамках Лиги арабских государств (ЛАГ) в 2004 году принята Арабская хартия прав человека, которая вступила в силу в 2008 году (ее подписали 16 стран и 11 ратифицировали). Вместе с тем, Хартия не содержит правового механизма защиты прав и свобод человека, который бы рассматривал индивидуальные жалобы отдельных лиц, контролировал соблюдение прав человека на территориях ЛАГ. Данный механизм должен быть реализован путем создания комиссии по рассмотрению жалоб и арабского суда по правам человека, решение, которых были бы обязательными для исполнения всеми государствами-участниками. Пока же Хартия предусматривает только создание комитета, который уполномочен рассматривать доклады государств- участников, но не отдельных граждан.

Помимо Арабской хартии прав человека и Каирской декларации о правах человека в исламе, 18 ноября 2012 года принята Азиатская декларация прав человека лидерами стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Из-за отсутствия реально действующей системы применения ее на практике (в частности, палаты или суда по правам человека) эта декларация пока является необязательной к исполнению. Азиатская декларация подтверждает, что все граждане имеют право на равную защиту со стороны закона и что уязвимые группы (женщины, меньшинства, инвалиды и мигранты) имеют "неотчуждаемые" права и свободы. Наиболее интересной особенностью документа АСЕАН является акцент на том, что права человека должны «рассматриваться в региональном и национальном контексте», а также соотноситься с исполнением ими «соответствующих обязанностей», что противоречит утверждению ООН об «универсальности» основных прав и свобод человека.

В этом плане, будущее Азиатского региона с общей численностью населения более 4,5 миллиарда человек во многом зависит от готовности следовать задачам, определенным в повестке дня Организацией Объединенных Наций в области устойчивого развития на период до 2030 года, а также формирования эффективного регионального механизма защиты прав человека.


Возврат к списку