Права человека в Узбекистане


950x90.jpg

ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА ПО ВОПРОСАМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 Основные принципы и направления политики 

Республики Узбекистан по вопросам прав и свобод человека

Независимость и права человека. 

Республика Узбекистан провозгласив свою государственную независимость 31 августа 1991 г., приступила к формированию основных государственных институтов на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В целях успешного развития социально-экономических и политико-правовых отношений возникла насущная необходимость приведения национальной системы защиты прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Этому способствовали следующие факторы:

во-первых, выбор Узбекистаном собственного пути обновления и прогресса в области внутренней и внешней политики;

во-вторых, вступление Республики Узбекистан в члены и ее активное участие в деятельности универсальных международных организаций, среди которых основными являются ООН и ее специализированные учреждения, а также ведущих региональных международных организаций;

в-третьих, присоединение Республики Узбекистан к основным международным документам о правах человека, прежде всего, к шести основным международным договорам ООН. 

За годы независимости сформировались основные принципы политики Республики Узбекистан в сфере защиты прав человека, к которым относятся:

1. Приверженность общепризнанным принципам демократии и прав человека, своим международным обязательствам;

2. Приоритет национальных интересов в защите прав человека;

3. Развитие международного сотрудничества в сфере прав человека, исходя из национальных интересов;

4. Эволюционность и поэтапность проведения демократических реформ.

Руководствуясь этими принципами, Узбекистан приступил к широкомасштабному внедрению международных стандартов в область прав человека, в жизнь общества, сознание граждан и государственных служащих. 

Необходимо отметить, что развитие системы и механизмов по защите прав человека проводилось не ради того, чтобы понравиться какому-нибудь государству или международной организации. Главной задачей независимого Узбекистана стало неукоснительное соблюдение своих международных обязательств в сфере прав человека и построение демократического правового государства.

 

Законодательство о правах человека.

За годы независимости Олий Мажлис Республики Узбекистан принял 15 кодексов и более 400 законов, относящихся к сфере защиты прав человека. Среди основных законодательных актов необходимо отметить следующие:

Конституция Республики Узбекистан, законы «Об Омбудсмане»; «О средствах массовой информации»; «О гарантиях и свободе доступа к информации»; «О защите профессиональной деятельности журналиста»; «О негосударственных некоммерческих организациях»; «О дополнительных льготах женщинам»; «О политических партиях»; «О Конституционном суде»; «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; «О свободе совести и религиозных организациях»; «Об обращениях граждан»; «О гарантиях избирательных прав граждан»; «Об адвокатуре», «О гарантиях прав ребенка», «О противодействии торговле людьми» и др.

В настоящее время сформирована система законодательства о правах человека, в которую входят законы о личных, политических, экономических, социальных и культурных правах.

Конституция и права человека. Ядром и основой законодательства о правах человека является Конституция Республики Узбекистан.

Всеобщая декларация прав человека является своеобразным юридическим эталоном, на основе которого государства могут измерять прогресс в области прав и свобод человека. Неслучайно, цели и принципы, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека находят свое отражение в конституциях и национальных законах многих государств мира в силу их общности и универсальности. В начале XXI века она стала общепризнанной нормой международного обычного права.

Придавая исключительно важное знание Всеобщей декларации прав человека, узбекский парламент, после провозглашения государственной независимости Республики Узбекистан, ратифицировал ее в качестве первого международного договора, тем самым, закрепив международный каталог прав и свобод человека как приоритетное направление своей внешней и внутренней политики.

Первая Конституция независимой Республики Узбекистан, принятая 8 декабря 1992 г., является юридическим гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина в нашей стране.

Республика Узбекистан как суверенное, демократическое, правовое и светское государство, приверженное общепризнанным международным принципам и нормам по правам человека, в первую очередь, конституционно закрепила приоритетность прав и свобод человека, более трети норм своей Конституции, посвятив вопросам обеспечения защиты прав и свобод человека, и устранила ранее довлевший над правами человека приоритет интересов государства.

В Узбекистане проживают представители более 130 наций и народностей и для нас очень важно то, что Конституция гарантирует равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, политических и религиозных убеждений, имущественного и должностного положения, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, а также других условий и обстоятельств личного или общественного характера.

Конституция Узбекистана гарантировала также реальное право на свободное выражение и распространение мыслей, идей и мнений на свободу творчества, печати, передачи и распространения информации. В стране функционирует около 1000 средств массовой информации. Есть независимые газеты и журналы, телевизионные передачи и радиостанции. Газеты и журналы выходят на 12 языках: узбекском, русском, каракалпакском, таджикском, казахском, английском, корейском и др.

Отдельной статьей в Конституции закреплено право граждан на образование, наряду с гарантией бесплатного образования, государством допускается получение платного образования по выбору граждан и в Узбекистане действуют 62 вуза, 11000 школ. Устремленность к образованию и просвещенности является характерной чертой узбекского народа. 

Существенным является также конституционное закрепление частной собственности, ранее отвергаемая, ныне признается и гарантируется в Республике Узбекистан как неотъемлемое право человека, естественный источник его благосостояния, деловой и творческой активности, гарантия его экономической и личной независимости. Собственность неприкосновенна и никто не может быть произвольно лишен своей собственности и ее изъятие помимо воли собственника допускается по решению суда. Конституция Узбекистана установила принципиально новую и важную правовую норму о признании и равенстве защиты частной собственности, наряду с государственной формой собственности и закрепила за каждым право иметь собственность, владеть, пользоваться и распоряжаться ею по своему усмотрению.

Утверждая право на свободу труда, Конституция запрещает принудительное привлечение к труду граждан, государство представляет право на свободный выбор профессии. Создание благоприятных условий для безработных, их переквалификация, трудоустройство ложится на плечи государства.

Современная законодательная база о праве женщин на участие в политике не ущемляя ее, ставит в один ряд с мужчинами, у нас есть женщины в парламенте, есть женщины хокимы, заместители хокимов, зам. министров, более 200 женских неправительственных организаций. Однако еще много предстоит сделать, чтобы они были в достаточной мере представлены в парламенте, правительстве и судебной системе.

Государственная политика Узбекистана полностью отрицает национализм, расизм, геноцид, насильственное выселение или переселение народов, ущемление других народов и ассимиляционную политику.

Узбекскому народу исторически присуща общинная социальная самоорганизация, корнями уходящая в традиционный уклад жизни. Он проявляется не только в приоритете интересов семьи, приверженности к общинному характеру жизнедеятельности населения, но накладывает отпечаток на всю социальную структуру общества. Чертами общины обладают и многие формы действующей системы организации производства и труда. Таким социальным институтом является махалля как национальный демократический институт.

Сам Узбекистан можно рассматривать как некую общину, в которой зажиточная и достойная жизнь невозможны без взаимного уважения и прочного порядка, без строгого исполнения своих обязанностей и взаимной заботы. Поэтому и выбор Узбекистаном собственного пути перехода к рыночной экономике в определенной мере связан и с учётом национально-исторического уклада жизни, образа мышления, народных традиций и обычаев местного населения.

Таким образом, в настоящее время в Узбекистане созданы конституционные и необходимые законодательные основы защиты прав человека.

 

Имплементация международных договоров по правам человека в национальное законодательство.

С первых лет независимости Узбекистан осознал тот факт, что без участия международных организаций и присоединения к основным международным актам о правах человека невозможно построить демократическое правовое государство. В настоящее время Узбекистан присоединился более чем к 70 основным международным документам в данной области. Это – Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Женевские Конвенции и Дополнительные Протоколы к ним, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Парижская хартия для новой Европы и многие другие.

Взяв на себя международные обязательства Республика Узбекистан, своевременно отчитывается об их исполнении. Начиная с 1998 г., Узбекистан регулярно направляет Национальные доклады в соответствующие Комитеты ООН. За годы независимости были подготовлены и направлены более 30 национальных докладов об исполнении следующих Конвенций и Пактов:

О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (первоначальный доклад заслушан в январе 2001 г.; второй доклад заслушан в августе 2006 г.);

О ликвидации всех форм расовой дискриминации (первоначальный и второй доклад заслушан в августе 2000 г., а третий-пятый в марте 2006 г.);

Против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (первоначальный доклад был заслушан в 1999 г., второй – в ноябре 2001 г., третий – в ноябре 2007г.);

О правах ребенка (первоначальный доклад был заслушан в сентябре 2001 г., а второй – в мае 2006 г.);

О гражданских и политических правах (первоначальный доклад был заслушан в марте 2001 г., а второй – в марте 2005 г.);

Об экономических, социальных и культурных правах (первоначальный доклад был заслушан в ноябре 2005 г.).

Следует отметить, что, Узбекистан продолжает политику присоединения к международным конвенциям по правам человека: в 2008 г. ратифицированы конвенции МОТ № 138, № 182 «О минимальном возрасте для приема на работу» и «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» и другие международные документы.

 

Национальные институты по правам человека.

Параллельно с созданием законодательной базы в Республике Узбекистан была проведена большая работа по институциональному оформлению механизмов защиты прав и свобод человека. Необходимо отметить, что в данном процессе основным инициатором выступило государство. В ответ на призыв Второй Всемирной конференции ООН по правам человека (Вена, 1993 г.) создать в каждой стране национальные институты по правам человека, в Узбекистане созданы следующие демократические институты:

1. Конституционный суд;

2. Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман); 

3. Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека;

4. Институт мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан;

5. Комитет по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Государство проводит четкую политику разделения компетенции различных ветвей власти. Особая дифференциация по сферам специализации характерна для судебной системы. В Узбекистане, кроме Конституционного суда, созданы общие и хозяйственные суды. 

Кроме государственной системы защиты прав и свобод граждан в Узбекистане придается важное значение развитию правозащитных неправительственных организаций. Среди них можно выделить Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», Ассоциации судей и Палата адвокатов, Центр поддержки независимых кандидатов, Комитет женщин и др. Всего в стране зарегистрировано более 6100 неправительственных организаций.

Информационно-просветительская деятельность и образование в области прав человека. В рамках Десятилетия ООН в области образования прав человека в целях расширения о них знаний в Узбекистане национальные институты и неправительственные организации в тесном сотрудничестве с представительствами различных международных организаций проводят большую работу по информационно-просветительской деятельности. Ежегодно в Узбекистане проводится не менее 100 семинаров, тренингов, учебных курсов и лекций по актуальным проблемам в области прав человека и основным международным стандартам в данной сфере.

В Узбекистане введен учебный курс «Права человека» во всех школах и высших учебных заведениях, в т.ч. на Кафедре ЮНЕСКО по правам человека, мира, демократии, толерантности и международному взаимопониманию при Университете мировой экономики и дипломатии.

Кроме того, в информационно-просветительском плане государственные институты осуществляют научно-издательскую работу. Все министерства и ведомства Узбекистана, занимающиеся проблемой прав человека, имеют собственные печатные издания, на страницах которых данный вопрос имеет приоритетное значение. Всего же проблема прав человека освещается в более 20 специализированных юридических газетах и 5 журналах. Ведущими печатными изданиями являются журналы «Демократизация и права человека» и «Общественное мнение. Права человека», издаваемые Национальным центром по правам человека на английском, узбекском и русском языках. 

В Узбекистане регулярно издаются плакаты, книги, брошюры по правам человека.

Основными категориями населения, среди которых ведется активная работа в области прав человека – это женщины, дети, верующие, заключенные и представители неправительственных организаций.

В Республике Узбекистан на протяжении последних лет при проведении социальной политики женщинам и детям уделяется особое внимание. В частности, 1999 г. был объявлен в Узбекистане Годом женщины, 2000 – Годом здорового поколения, 2001 – Годом матери и ребенка, 2002 – Годом защиты интересов старшего поколения, 2003 – Годом махали, 2004 – Годом доброты и милосердия, 2005 – Годом здоровья, 2006 – Годом медицинских работников и благотворительности, 2007 – Годом социальной защиты, 2008 – Годом молодежи, 2009 – Годом развития и благоустройства села, 2010 – Годом гармонично развитого поколения, 2011 – Годом малого бизнеса и предпринимательства, 2012 – Годом крепкой семьи. В этот период государство приняло ряд законодательных мер, направленных на защиту прав женщин, материнства и детства.

Кроме того, для Узбекистана характерна повышенная социальная активность женщин в деятельности ННО. Более половины из зарегистрированных в стране ННО – женские или возглавляются женщинами.

Также особое место в гражданском диалоге в Узбекистане занимают верующие. Государственными структурами постоянно поддерживается связь с представителями различных религиозных конфессий, проводятся их консультации по вопросам регистрации и осуществления своей деятельности. Регулярно проводится диалог представителей различных религиозных конфессий.

Кроме верующих, еще одним объектом внимания в области прав человека в последние годы стали различные категории заключенных. Это и заключенные подростки, и женщины, и мужчины. Совместно с неправительственной благотворительной организацией «Спасите детей» и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) был проведен ряд акций по обучению в сфере прав человека в детских колониях.

При строительстве гражданского общества ННО с каждым годом становятся все более весомым партнером государства. Серия семинаров и тренингов по обучению ННО, позволила существенно укрепить их связи с государственными структурами, приобрести навыки в проведении мониторинга по правам человека, составлении и написании альтернативных отчетов и докладов по складывающейся ситуации. 

 

Институты гражданского общества и права человека.

Основной особенностью периода советской империи было огосударствление всех сфер общественной жизни, поглощение государством общества. Общество же шире государства. Государство – дитя общества, продукт общественного развития. 

Термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства. 

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. 

Гражданское общество формируется преимущественно снизу, оно основывается на менталитете нашего народа, для которого характерна высокая духовность, стремление к просвещенности, образованности, справедливости. Мы стремимся построить гражданское общество, основанное на демократии, которая при этом должна гармонично сочетаться с коренными нравственными устоями нашего народа.

Республика Узбекистан признает общечеловеческие ценности и принципы демократического гражданского общества: свобода волеизъявления, подчинение меньшинства большинству, равноправие всех граждан, равные права на участие в управлении обществом и государством. Можно назвать и следующие производные принципы: выборность основных органов государства, их подотчетность избирателям, подотчетность органов государства, формируемых путем назначения, выборным учреждениям и другие. 

Все перечисленные принципы закреплены в Конституции и законах Узбекистана, но у нас существуют свои особенности в реализации этих принципов.

Во-первых, общепризнанные принципы становления и развития гражданского общества в наших условиях реализуются последовательно и постепенно. Опора на традиции, умелое их использование наряду с утверждением новых начал способствуют устойчивости общества в эпоху демократических преобразований.

Во-вторых, важным условием построения гражданского общества является оптимальное соответствие уровня сознания людей интенсивности демократических преобразований. Необходимость формирования демократических институтов должна быть осознана обществом. 

В-третьих, демократические институты гражданского общества должны отражать менталитет, особенности традиций и культуры нашего народа. Формирование новых гражданских институтов происходит под воздействием таких черт нашего народа, как уважение к закону, приоритет моральных, духовных начал в политических отношениях.

Мы строим гражданское общество, это значит, что по мере становления нашей государственности многообразные функции управления будут передаваться самому народу, органам самоуправления граждан. Мы стремимся построить не просто демократическое гражданское общество, а справедливое демократическое гражданское общество. Как верно отмечает Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, «стремление к справедливости – характерная черта менталитета нашего народа… Идея справедливости должна охватить все области общественной жизни».

Наряду с гражданским обществом формируется и социальное правовое государство. Гражданское общество и правовое государство объединяет одно фундаментальное свойство – юридическая и социальная защищенность личности.

Одним из условий функционирования и взаимодействия справедливого гражданского общества и демократического правового государства являются ННО. Становление гражданского общества связано с повышением роли ННО, тесным взаимодействием их с государственными органами. 

Конституция и законодательство Республики Узбекистан гарантируют возможности для создания общественных объединений. Статья 34 Конституции Республики Узбекистан гласит: «Никто не может ущемлять права, свободы и достоинство лиц, составляющих меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, а также в представительных органах власти».

По общепринятой в мировом сообществе терминологии эти структуры называются неправительственными организациями (ННО). Они независимы от правительств, их доход, если он есть, не может быть распределен между их членами или руководителями. Они составляют Независимый (или Третий) сектор, в отличие от правительственного (Первого) и предпринимательского (Второго) секторов. Вместе с тем, ННО должны подчиняться национальному законодательству и соответствовать социальным и духовным традициям, общественной культуре.

ННО в Узбекистане являются формирующимся гражданским явлением. Эти добровольные самоуправляющиеся формирования, созданные по инициативе граждан или юридических лиц, отличаются многообразием.

Во-первых, они действуют на основе широких демократических принципов, не ограниченных политическими, этническими или конфессиональными рамками.

Во-вторых, ННО не могут быть механизмом стремления к политической или иной власти.

В-третьих, ННО не преследуют целей материального обогащения.

Президент Узбекистана И.А. Каримов, отмечая стратегические направления устойчивого демократического развития общества на основе растущей заботы о защите и поощрении прав человека, подчеркивает, что: «Создание общественных и негосударственных структур должно быть велением времени, потребностью самой жизни. А местные и центральные органы власти и управления должны не только не препятствовать этому процессу, а, напротив, всячески содействовать, поощрять формирование этих новых демократических и общественных структур. С тем, чтобы все больше и больше людей могли принимать участие в общественно-политической жизни, в самом процессе созидания, построения гражданского общества, формирования тех ценностей, которые определяют суть нашей жизни. И тогда все меньше будет тех, кто отвел себе роль сторонних наблюдателей и критиков.

Главный смысл развития демократических институтов – как можно больше людей вовлечь в строительство нашего общества, сделать их полноправными хозяевами своей судьбы, своего будущего».

Классификация ННО в Узбекистане включает следующие группы.

Первая группа: общенациональные структуры, специализирующиеся на обслуживании социальных интересов конкретных крупных категорий населения: Фонд «Махалля» (координатор движения общинного – махаллинского самоуправления граждан); Комитет женщин Республики Узбекистан (имеет механизм взаимодействия с правительственными структурами на всех уровнях через включенность глав Комитета в систему государственного руководства на местах); Ассоциация инвалидов Республики Узбекистан (охватывает более 600 тысяч человек); общественное движение молодежи «Камолот», Фонд ветеранов «Нуроний».

Вторая группа: специализированные национальные фонды.

Третья группа: общественные учреждения, в первую очередь, неправительственный Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр»; Международный центр подготовки журналистов. 

Таким образом, в Узбекистане к категории ННО можно отнести следующие организации: 

1. Переход от организаций полуправительственных (пользующихся организационной, материально-технической и финансовой поддержкой государства) к полностью самостоятельным организационно и материально.

2. Увеличение числа неправительственных среди женских и молодежных организаций.

3. Стремление к развитию партнерских отношений в решении общественных проблем, в связке государство – ННО

4. Тесное взаимодействие с хокимиятами в реализации и распространении социальных проектов ННО.

5. Юридическое осмысление функций ННО на социально-культурной почве.

6. Объединение ННО в виде Ассоциации и создание общенационального Фонда поддержки развития ННО.

В условиях построения справедливого гражданского общества необходимо сосредоточиться на совершенствовании правовых основ участия граждан в политическом процессе, в управлении государством. Речь идет, прежде всего, о деятельности политических партий, профсоюзов, общественных объединений, молодежных и женских организаций, различных благотворительных творческих фондов, союзов.

«Деятельность, до последнего времени регламентировалась только законом «Об общественных объединениях», который сыграл значительную роль в процессе демократизации политической жизни. Однако со временим этот закон уже не в полной мере стал соответствовать требованиям дня и поэтому понадобилось принятие ряда законов, чтобы восполнить образовавшийся здесь пробел. Сегодня в Узбекистане целая система законов, определяет права общественных объединений, фондов, союзов, их место и роль в политической системе общества». Это законы: «Об общественных фондах», «О негосударственных некоммерческих организациях», «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организациях», «О благотворительности» и др. 

 

Международное сотрудничество в области прав человека.

Информационно-просветительская деятельность, научно-издательская работа в Узбекистане является краеугольным камнем в сотрудничестве между национальными институтами, занимающимися правами человека и международными организациями. Среди основных партнеров, оказывающих Узбекистану помощь в строительстве демократического, правового государства следует упомянуть ООН (ПРООН), ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО,ОБСЕ (БДИПЧ), фонды К. Аденауэра и Ф. Эберта, МККК, посольства демократических государств и др. 

Международное сотрудничество в сфере информационно-просветительской деятельности основывается на проведении совместных семинаров, тренингов и учебных курсов для различных слоев общества. При этом к традиционным направлениям сотрудничества (женщины, дети) в последние годы добавились новые. Так, например, желание и воля политического руководства Узбекистана способствовали налаживанию диалога между государственными структурами и неправительственными организациями. Ярким свидетельством этого является серия семинаров и тренингов по вопросам законодательства, мониторингу прав человека и написанию альтернативных отчетов и докладов. Налажен диалог с представителями различных религиозных конфессий, о чем свидетельствует постоянно действующий семинар «Конституция Узбекистана и межконфессиональный диалог». В ходе форума представители государственных органов разъясняют религиозным деятелям их права на свободу вероисповедания, расставив, таким образом, все точки над «i». 

Одним из важных направлений в сфере международного сотрудничества стало реформирование системы правоохранительных органов. Для работников МВД, Прокуратуры, судей и адвокатов во всех регионах республики проводятся тренинги по «Международным стандартам в области прав человека».

Кроме того, Республикой Узбекистан ведется сотрудничество с международными организациями в сфере информационно-просветительской деятельности для лиц, отбывающих наказания за совершенные преступления. В частности, в местах заключения провидятся образовательные курсы для сотрудников Учреждений по исполнению наказаний, заключенных женщин и детей. Правительство Узбекистана предоставило возможность МККК посещать тюрьмы. 

При непосредственном участии и финансовой поддержке международных организаций, таких как ООН, ЮНИСЕФ, ОБСЕ, МККК, в стране налажен выпуск книг, учебников, плакатов, брошюр по вопросам прав человека. 

Следует отметить, что жизнь не стоит на месте, необходимость создания эффективной системы защиты прав и свобод человека в Узбекистане, выдвигает все более сложные и масштабные задачи перед государством и обществом. Формируются новые направления государственной политики и формы сотрудничества между государственными органами, неправительственными и международными организациями.

В последнее время появились такие формы сотрудничества как заключение соглашений между государственными органами и между ними и неправительственными организациями по вопросам координации деятельности в сфере прав человека. Такого рода соглашения заключены между Омбудсманом и Конституционным судом, Министерством юстиции, Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения, Федерацией профсоюзов, Ассоциация судей, а также соглашения Национального центра Республики Узбекистан по правам человека с Министерством юстиции, Министерством внутренних дел, Национальной Ассоциацией ННО, Центром изучения правовых проблем и другие.

Особо следует отметить активизацию сотрудничества Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан с национальными и зарубежными экспертами при подготовке законопроектов, затрагивающих вопросы прав и свобод человека.