Участие в законотворческой деятельности


Общественная экспертиза: цели, задачи и правовая база ее осуществления

 Термин «экспертиза» с латинского означает  «опытный», «испытанный». В более широком значении экспертизу можно растолковать как изучение экспертом каких-либо вопросов, проблем решение которых требует специальных знаний в исследуемой сфере. Проведение любой экспертизы должна заканчиваться обоснованными мотивированными выводами, содержащими рекомендации по устранению выявленных проблем.

Целью общественной экспертизы является содействие в обеспечении, реализации и защите прав и законных интересов граждан при выработке, принятии и исполнении решений органов государственной власти и управления, установление соответствия их деятельности или некоторых социальных институтов приоритетам граждан, целям и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению такого соответствия, включая и законодательные нормы.

Общественная экспертиза - это необходимый инструмент воздействия общества на государственные структуры в условиях развития демократического, правового и социального государства. Иными словами, главное предназначение общественной экспертизы - отражение общественной потребности и недопущение в правоприменительной сфере правовых норм, не отвечающих системе складывающихся общественных отношений. Общественная экспертиза должна дополнять действующие институты экспертизы или восполнять их недостаток.

Для осуществления общественной экспертизы надо решить следующие задачи:

  • проанализировать сущность общественной экспертизы и выявить ее роль в системе социального контроля;
  • исследовать общественную экспертизу законопроектов как оценку вероятности риска в социальном пространстве;
  • рассмотреть процесс институциализации общественной экспертизы;
  • выявить влияние общественной экспертизы на качество законопроектов;
  • разработать концептуальную модель общественной экспертизы законопроектов;
  • обосновать механизм общественной экспертизы в процессе принятия социально значимых государственных решений.

Для успешного становления и продолжения процесса общественной экспертизы нормативных актов и иных видов государственных решений с участием представителей общественности, необходимо юридически закрепить данный вид деятельности.

В системе организационно-правовых форм участия граждан в государственном управлении все большее значение приобретает общественная экспертиза решений органов исполнительной власти. Так, экологические общественные объединения вправе рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы), требовать назначения государственной экологической экспертизы и т.д.

В настоящее время в деятельности Олий Мажлиса Республики Узбекистан  расширяется практика проведения независимой экспертизы проектов законов с привлечением  саморегулируемых организаций.

Общественный контроль над деятельностью государственных органов и должностных лиц осуществляется в Узбекистане  путем привлечения ННО к проведению общественных обсуждений, общественных экспертиз законопроектов, а также путем осуществления мер, направленных на изучение состояния реализации действующего законодательства. В последнее время ННО участвовали в процессе широкого общественного обсуждения порядка 30 проектов законодательных актов, таких как законы «О социальном партнерстве», «Об общественном контроле», «Об экологическом контроле», «Об основах государственной поддержки семьи», «Об опеке и попечительстве», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» и т.д.

В законодательстве Узбекистана, регулирующем правовой статус государственных органов, закреплены положения, стимулирующие взаимодействие государственных органов и ННО в различных сферах жизни общества.

В частности, в законе «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» от 11.10.2006 г. определяются следующие формы участия общественных структур и граждан в законотворческой деятельности:

  1. содействие в подготовке проектов законов в составе рабочих групп, созданных для их разработки;
  2. подготовка законопроекта на основе заказа субъекта права законодательной инициативы либо альтернативных законопроектов на договорной основе или на основе конкурса;
  3. предоставление отзыва негосударственной некоммерческой  организации по проекту закона.

В законе «О нормативно-правовых актах» (новая редакция) от 14.12.2000 г., наряду с аналогичными  положениями, содержатся нормы об обязанностях разработчиков проекта закона:

  1. обобщать и использовать предложения, консультации и рекомендации для выявления общественного мнения;
  2. проводить общественное и профессиональное обсуждение проектов законов, участники которых должны быть заблаговременно ознакомлены с их текстом.

В проекте закона «Об общественном контроле» общественная экспертиза нормативно-правовых актов закреплена как форма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и управления в сфере законотворчества.

Однако, в вышеуказанных законах весьма слабо разработаны экспертные процедуры и механизмы общественного влияния на решения, принимаемые органами власти в социальной и иных сферах, непосредственно затрагивающих интересы населения, и поэтому назрела необходимость обеспечить законодательное закрепление и методическое обеспечение процедуры применения более эффективного и более современного метода – метода общественной экспертизы.

Общественную экспертизу можно рассматривать как форму реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства через организацию общественного обсуждения и через выработку предложений по совершенствованию управленческих решений, принимаемых на различных уровнях государственной власти и управления.

Общественная экспертиза:

  1. дает оценку эффекта от принятия и/или реализации закона, программы и др.;
  2. проводится специалистами общественных объединений граждан, имеющими большой опыт практической деятельности в соответствующей сфере;
  3. нацелена на минимизацию негативных последствий от ошибок, которые могут возникнуть при принятии нормативно – правовых актов;
  4. способствует взаимодействию институтов гражданского общества с органами власти;
  5. выявляет общественные интересы, поскольку общественные организации информированы о всем многообразии региональных и местных проблем;
  6. способствует развитию гражданского общества через повышение их  экспертного потенциала, профессиональный рост и институциональное развитие;
  7. имеет большее доверие со стороны общества;
  8. нацелена на привлечение интеллектуальных ресурсов  самого общества.

Проведение экспертизы – весьма сложная, ответственная и трудоемкая деятельность, предполагающая соблюдение определенных правил, процедур и условий. Однако до настоящего времени теоретические основы экспертиз в науке разработана недостаточно.

Необходимость развития и распространения эффективной формы общественного контроля законотворческой деятельности требует разработки и принятия Закона «Об общественной экспертизе», в котором определяются понятие, задачи, принципы и процедуры проведения общественной экспертизы.