Права женщин

Законодательные основы защиты прав женщин в Узбекистане

Узбекистан поддерживает и одобряет все инициативы Организации Объединенных Наций, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов женщин. В Узбекистане придается огромное значение вопросам обеспечения прав всех женщин, независимо от их национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, а также места жительства. Государством обеспечивается сбалансированный подход к улучшению положения женщин, проживающих как в городе, так и в сельской местности.

С первых дней государственной независимости наша страна выделила проблему правовой, экономической и социальной защиты женщин, создания всех необходимых условий для их всестороннего развития в качестве приоритетной задачи государственной политики.

Основными направлениями последовательной и системной политики по защите прав, свобод и законных интересов женщин в Узбекистане являются:

во-первых, обеспечение выполнения принятых законодательных актов в сфере защиты прав и интересов женщин, охраны материнства и детства, а также принятие мер по дальнейшему совершенствованию правовой базы;

во-вторых, постоянный и комплексный мониторинг состояния дел по защите прав женщин, повышение их роли в семье, обществе и в управлении общественными и государственными делами;

в-третьих, принятие и реализация действенных мер по обеспечению занятости женщин, оказание всемерного содействия их трудоустройству, развитие различных форм женского предпринимательства, особенно в сельской местности;

в-четвертых, подготовка и реализация мероприятий, направленных на повышение общественно-политической и социально-правовой активности женщин, оказание содействия активному участию женских негосударственных некоммерческих организаций в общественной и политической жизни страны.

Последовательное правовое и институциональное развитие национального механизма по улучшению положения женщин началось с 1995 г., когда Узбекистан первым в Центральной Азии присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году. 

Присоединение Узбекистана к Всеобщей Декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах (1966г), Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1966), Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (1949г), Конвенции о политических правах женщин (1952г), Конвенции о гражданстве замужней женщины(1957г), Пекинской декларации и Платформе действий (1995г), а также Конвенциям ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.), борьбе с дискриминацией в области образования(1960г.), о правах ребенка (1990г), конвенциям МОТ №100 (1951г.), « О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», №103 (1956г.), «Об охране материнства», №111 (1958г.) «О дискриминации в области труда и занятий», №122 (1964г), «О политике в области занятости», №138 (1973г.) о минимальном возрасте для приема на работу и №182 (1999 г.) о запрещении и незамедлительных действиях по искоренению наихудших форм детского труда послужило необходимой международно-правовой базой для разработки на национальном уровне конкретных мер по имплементации международных стандартов защиты прав женщин в законодательство и практику деятельности государственных органов.

Узбекистан, как государство, подписавшее “Декларацию тысячелетия”, принял на себя также обязательство по включению целей Декларации в программы развития страны и соблюдению целевого графика выполнения ЦРТ до 2015 года.

Республика последовательно реализует меры по достижению Целей развития тысячелетия, направленные в первую очередь на сокращение бедности и улучшении жизни людей, активизацию роли женского фактора в устойчивом развитии общества, обеспечение равенства мужчин и женщин.

В стране достигнут значительный прогресс в отношении образования, гендерного равенства, здравоохранения и другим вопросам, что напрямую связано с заботой о благополучии женщин. Все эти меры направлены, в первую очередь, на безусловное выполнение положений Конвенции, Пекинской декларации и Платформы действий, а также итогового документа 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке».

Особенно важной является Пекинская платформа действий, принятая четвертой Всемирной конференцией ООН по положению женщин в1995 г. Ее Преамбула и 12 разделов представляют собой наиболее полную программу по правам женщин с глобальной оценкой положения женщин и исследованием стратегий, политики и мер по реализации прав женщин во всем мире. 

За последние годы в Узбекистане были приняты законы, направленные на коренное обновление и модернизацию страны, совершенствование взаимоотношений между государством, обществом и личностью, а именно:

  • «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» от 3 января 2007 г.;
  • «О средствах массовой информации» (новая редакция) от 15 января 2007 г.;
  • «О благотворительности» от 2 мая  2007 г.;
  • «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» от 11 апреля 2007 г.;
  • «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни» от 11 июля 2007 г.;
  • «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу» от 11 июля 2007 г.,
  • «О гарантиях прав ребенка» от 7 января 2008 г., «О противодействии торговле людьми» от 17 апреля 2008 г.
  • Закон «О социальной защищённости инвалидов» (новая редакция) от 11 июля 2008 г.;
  • Закон «О профилактике микронутриентной недостаточности среди населения» от 7 июня 2010 г.;
  • Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами иностранных государств» от 28 сентября 2010 г.;
  • Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 29 сентября 2010 г.;
  • Конституционный закон «Об очередных выборах в представительные органы государственной власти и Президента Республики Узбекистан» от 9 апреля 2012 г.;
  • Закон «О семейном предпринимательстве» от 26 апреля 2012 г.;
  • Закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» от 24 сентября 2012 г.;
  • Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» и Закон «О выборах председателя (аксакалов) сходов» (новая редакция) от 28 марта 2013 г.

В рамках принятых законодательных актов Правительством Узбекистана, министерствами и ведомствами, неправительственными организациями проводится системная и последовательная работа по поддержке, защите прав женщин и обеспечению их полноценного участия в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни страны.

Большое значение имеют принятие и реализация Государственных программ, принятых и реализуемых в связи с проведением:

  • 2008 г. – Года молодежи;
  • 2009 г. – Год развития и благоустройства села;
  • 2010 г. – Год гармонично развитого поколения;
  • 2011 – Год малого бизнеса и предпринимательства;
  • 2012 г. – Год укрепления семьи;
  • 2013 г. – Год благополучия и процветания.

В этих целях были приняты:

  • Постановление Президента «О дополнительных мерах по охране здоровья матери и ребёнка, формированию здорового поколения» от 13 апреля 2009 г.;
  • Постановление Президента «О Программе мер по дальнейшему усилению и повышению эффективности проводимой работы по укреплению репродуктивного здоровья населения, рождению здорового ребёнка, формированию физически и духовно развитого поколения на 2009-2013гг.» от 1 июля 2009 г.;
  • Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы исполнения судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению Судебного департамента при Министерстве юстиции Республики Узбекистан» от 2 марта 2010 г.;
  • Постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему повышению эффективности медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов» от 23 декабря 2010 г.;
  • Распоряжение Президента «О программе мер по реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества» от 14 января 2011 г.;
  • Постановление Кабинета Министров «Об утверждении Положения о порядке применения финансовых санкций к организациям за нарушение законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов, а также приостановлении деятельности организации за нарушение законодательства об охране труда» от 5 января 2011 г.;
  • Постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по реализации Целей развития тысячелетия ООН в Узбекистане» от 26 января 2011 г.;
  • Постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешкольного образования» от 28 февраля 2011 г;
  • Постановление Кабинета Министров «О мерах по подготовке и проведению выборочного статистического обследования населения» от 14 марта 2011 г;
  • Постановление Кабинета Министров «Об организации в органах юстиции специального «телефона доверия» от 19 марта 2011 г;
  • Постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы и организации отдыха детей» от 10 марта 2012 г.;
  • Постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по реализации в 2012-2013 г.г. ратифицированных Республикой Узбекистан Конвенции о принудительном или обязательном труде и Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» от 26 марта 2012 г.;
  • Постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по улучшению социально-бытовых условий семей» от 7 апреля 2012 г. и др.

В целом, обеспечение прав женщин в Узбекистане зависит от дальнейшего укрепления организационно-правовых механизмов и процедур их реализации на практике, объединения усилий государственных органов и институтов гражданского общества в данной сфере, повышения уровня правовой культуры населения страны по вопросам защиты прав женщин.

Узбекистан, будет последовательно выполнять все обязательства, взятые в рамках Конвенции, и будет впредь поддерживать все инициативы Организации Объединённых Наций, касающиеся интересов женщин.

Наша страна готова к открытому и конструктивному сотрудничеству с Комитетом ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин и другими международными организациями для улучшения положения женщин.