Гражданское общество


Институты гражданского общества и права человека

 Сегодня в Узбекистане есть понимание того, что от конкретных личностей, конкретных людей всецело зависят целевая направленность, динамизм и результативность процессов реформирования. От того, какой будет эта личность в ближайшей перспективе, каким духовным, культурным и нравственным ценностям она будет привержена, зависит и успех наших реформ, будущее нашей страны. Задача заключается в том, чтобы создать такой государственно-правовой механизм, который надежно гарантировал бы равные начальные возможности для всех людей раскрыть и реализовать свои способности, удовлетворить свои потребности.

«Демократическое общество – это прежде всего гражданское общество. Высший смысл подлинной демократии – это гармонизация межличностных, межнациональных, государственных и общественно-политических отношений, когда человек и общество, общество и государственная власть живут в мире и согласии».

В Узбекистане создано большое число общественных формирований граждан, многие из которых имеют свои региональные и местные представительства, обладают комплексом прав и обязанностей, позволяющим им активно участвовать в реформировании общества. С учетом важности проблемы прав человека, решение которой лежит не только на государстве, но и в обществе в целом, стоит задача акцентировать внимание и усилия неправительственных организаций на данную проблему, ориентировать их деятельность на осуществление постоянного общественного мониторинга за соблюдением прав людей со стороны государственных органов и должностных лиц любого ранга.

Гражданское общество – это общество сознательных индивидов, активно участвующих в решении социально политических задач, где господствует право, исключающие произвол и вмешательство государства, где граждане и государство выступает на основе партнерства. Хотя в Конституции Республики Узбекистан и не дано определение гражданского общества, в ней закреплены правовые основы создания и деятельности институтов гражданского общества, определены принципы их взаимодействия с государством.

Конституция устанавливает следующее:

-         общественные объединения граждан (профсоюзы, политические партии, иные объединения граждан) должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке;

-         недопустимо создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, посягающих на конституционный строй, суверенитет, целостность и безопасность республики, конституционные права и свободы ее граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам, тайных обществ и объединений;

-         общественные объединения имеют равные правовые возможности для участия в общественной жизни, государство обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов;

-         государственные органы и должностные лица не вмешиваются в деятельность общественных объединений, а последние не вмешиваются в деятельность государственных органов и должностных лиц;

-         политические партии обязаны представлять Олий Мажлису или уполномоченному органу публичные отчеты об источниках финансирования своей деятельности;

-         государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций;

-         роспуск, запрещение или ограничение деятельности общественных объединений могут иметь место только на основании решения суда;

-         средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом, цензура не допускается;

-         порядок выборов, организация деятельности и объем полномочий органов самоуправления регулируются законом.

Вышеназванные конституционные принципы деятельности институтов гражданского общества получили свою конкретизацию в законах: «Об общественных объединениях», «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об общественных фондах», «О политических партиях», «О финансировании политических партий», «Об органах самоуправления граждан», «О профессиональных союзах», «О средствах массовой информации», «О профессиональной деятельности журналистов», «О свободе совести и религиозных организациях» и др.

На сегодняшний день Министерством юстиции и его структурными подразделениями на местах осуществлена государственная регистрация  1587 ННО, а также учетная регистрация 3446 ННО.

Шагом вперед во многих странах является возобновление былой практики консультативных советов в органах исполнительной власти. Задачи таких советов – давать органам исполнительной власти рекомендации по конкретным проблемам.

Государственные органы все более активно развивают и расширяют сотрудничество как с ННО, так и другими институтами гражданского общества. Практически у каждого государственного органа создана собственная система и механизмы сотрудничества с ННО в сфере прав человека.

Например, Национальный центр по правам человека  устанавливает и поддерживает тесные контакты с неправительственными организациями и общественными группами, которые прямо или косвенно участвуют в поощрении и защите прав человека. Для этого есть несколько важных причин. Во-первых, поддержка этих органов чрезвычайно полезна для пропаганды деятельности Центра благодаря информированию широкой общественности о его существовании. Неправительственные организации нередко являются инициаторами усилий по совершенствованию работы Национального центра по правам человека. Такие связи используются, для того чтобы высветить деятельность Центра и обеспечить поддержку общества в его работе.

Во-вторых, практическая причина, почему Национальный центр сотрудничает с ННО, заключается в том, что лица, наиболее уязвимые с точки зрения нарушений прав человека, зачастую не стремятся устанавливать контакты с каким-либо официальным органом для подачи жалоб или в поисках правовой защиты. В подобных случаях неправительственные организации могут выступать посредником между жертвами нарушений и Национальным центром по правам человека. ННО могут также оказывать поддержку и предоставлять информацию, необходимую для поощрения личного контакта граждан с Центром.

В-третьих, неправительственные организации обладают определенными знаниями и характеристиками, которые делают их идеальными партнерами в усилиях по созданию национального климата, способствующего уважению прав человека и основных свобод. В силу их более высокой оперативной гибкости ННО зачастую способны предоставить Национальному центру подробную информацию о положении с правами человека в стране и о структурных или законодательных пробелах, а также обратить его внимание на социальные или другие изменения. Такая информация может использоваться для информирования Центра и для руководства его работой в попытках максимально повысить уровень его значения и эффективности. Информация может предоставляться в каждом отдельном случае или этот процесс может быть официально закреплен путем регулярных (официальных или неофициальных) консультаций.

Наконец, неправительственные организации привлекаются для сотрудничества в качестве полезных партнеров по отдельным проектам и программам. Образование, профессиональная подготовка и распространение информации являются особо перспективными областями сотрудничества и совместных действий. Любая организация, имеющая специальные знания, может привлекаться Центром для проведения конкретного исследования.

Следует отметить, что Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека в свою очередь содействует совершенствованию деятельности ННО, оказывая им всемерную поддержку в повышении уровня их компетентности в сфере прав человека путем:

- проведения специальных семинаров и тренингов для ННО;

- привлечения их к участию в информационных мероприятиях по правам человека, проводимых  для сотрудников правоохранительных структур;

- проведения мониторинга законодательства о правах человека с участием ННО;

- включения их в качестве исполнителей в Национальные планы действий по выполнению рекомендаций Комитетов ООН по рассмотрению национальных докладов о выполнении Узбекистаном своих международных обязательств в сфере прав человека;

- получения соответствующей информации о соблюдении прав человека для включения ее в национальные доклады Узбекистана в сфере обеспечения прав человека;

- проведения совместных информационно-просветительских мероприятий, направленных на повышение уровня образования населения по вопросам прав человека и др.

Необходимо подчеркнуть, что Национальный Центр не ограничивает сотрудничество с неправительственными организациями каким-либо одним направлением деятельности. Поскольку Центр практически занимается всеми категориями прав человека, его взаимодействие с институтами гражданского общество носит широкий и всеобъемлющий характер.

Вместе с тем, с учетом того, что в Республике Узбекистан особое внимание уделяется защите прав социально уязвимых слоев населения (женщин, детей, престарелых, инвалидов и др.), наиболее устойчивые связи Центра развиваются с женскими и детскими неправительственными организациями, а также негосударственными структурами, занимающимися проблемами инвалидов, престарелых граждан.