К Международному дню ООН
15 сентября – Международный день демократии
Международный день демократии ежегодно отмечается 15 сентября, на основании резолюции Генеральной ассамблеи ООН № A/RES/62/7 от 13 декабря 2007 г. В 2020 году дату справляют 13-й раз. Международное сообщество отмечает эту дату для того, чтобы обратить особое внимание к состоянию демократии в мире.
Мы почти каждый день слышим это слово в теле- и радиопередачах, читаем о демократии в прессе, но что оно значит, скорее всего, не задумываемся. Мы привыкли к нему. И демократия действительно не является новшеством.
Как реализуется демократия в современных государствах?
В наше время существует столько же разных форм демократии, сколько есть демократических государств в мире. Нет двух совершенно одинаковых систем, и ни одна система не может быть взята за «образец».
Существование того или иного политического режима в государстве зависит от исторической обстановки, активности и развитости гражданского общества, существования и состояния социальной системы. С течением времени все большее количество государств выбирают политический режим, способный обеспечить правопорядок в стране, реализацию прав и свобод человека, гарантировать достойный уровень социальной жизни граждан. Сегодня именно демократия служит воплощению интересов, прав и свобод каждого человека и эти принципы отражены во Всеобщей декларации прав человека: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Хочется отметить, что Всеобщая декларация прав человека носит только рекомендательный характер для всех стран-членов ООН, но принципы, заявленные в ней находят свое отражение в законодательствах большинства стран. Можно сделать вывод, что стремление к демократии проявляет большая часть населения планеты. Невзирая на это, положение дел на мировой политической арене требует постоянного внимания к проблемам становления и развития демократии в различных странах, особенно в молодых суверенных государствах, в том числе и Узбекистане.
Узбекистан, после провозглашения независимости, избрал демократический путь развития. Но процесс становления любой формы существования государства занимает длительное время, необходимое для изучения и осмысления мирового и национального опыта в сфере государственного управления. Все действия проходят апробацию и глубокий анализ результатов, и без этого невозможно определение собственного пути становления и развития молодого государства. И это подтверждают слова Первого Президента Республики Узбекистан И. Каримова «демократия не внедряется силой, она прививается, иногда долго. Настоящую демократию не власть учреждает, люди сами ее создают – своей культурой, пониманием общественных нужд».
Выбор демократического пути развития был не случаен для Узбекистана, так как история узбекского народа богата примерами демократических элементов: махаллинские сходы и советы аксакалов. Ещё в трудах великого философа Абу-Наср-Аль-Фараби, Абу-Али-Ибн-Сина-Авиценна, Алишера Навои разрабатывалось устройство идеального государства, где существует счастье, справедливость, благосостояние для всех жителей и осуждается несправедливость и зло. Те же идеи о равенстве прав и свобод для каждого человека, важности построения межнациональных отношений на принципах взаимного уважения и доверия отражены в древнейшем письменном памятнике «Авеста», который был создан в Азии более 2700 лет назад. Эти общечеловеческие ценности не потеряли своей актуальности и созвучны дню сегодняшнему.
К большому сожалению, ни в одной стране еще ни достигнуто такого положения дел до настоящего момента, и можно подумать, что этого невозможно достигнуть. Однако, как говорил французский писатель Виктор Гюго: «Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра – плоть и кровь».
И наша страна, выбрав демократический путь развития в момент своего образования, следует по этому пути. Изучив мировой опыт создания конституций, Узбекистан создал свою Конституцию, в которой закреплены основные положения народовластия и равноправия. Так статья 7 гласит, «что единственным источником государственной власти является народ Узбекистана. Государство проводит свою деятельность, учитывая интересы народа и благосостояния общества. Народ методом выборов создает органы представительской власти, избирает Президента Республики, путем всенародного обсуждения и референдумов участвует в управлении обществом и государством, в принятии законов». В статье 18 отражен принцип равенства: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». Не менее важной является и Статья 31, гласящая: «Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов»; Статья 34: «Граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях.
Никто не может ущемлять права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, массовых движениях, а также в представительных органах власти»; Статья 117: «Граждане Республики Узбекистан имеют право избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти. Каждый избиратель имеет один голос. Право голоса, равенство и свобода волеизъявления гарантируются законом».
Республика Узбекистан стала членом Организации Объединенных Наций, присоединилась к Международному пакту о гражданских и политических правах, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка, Конвенции против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Принять Конституцию, стать членом ООН и присоединиться к Международным документам это только начало движения к истинной демократии. Невозможно стать демократической страной в один момент. Демократия – это культура мышления и поведения, а культуру любого поведения необходимо воспитывать и развивать на всех уровнях. Построить демократическое государства, не имея достаточного опыта, это серьезная задача для всего общества – от простого гражданина до руководства страны. В мире не существует способа построения демократии подходящего для всех стран, таких разных по своей истории, культуре, менталитету, традициям, национальному составу, вероисповеданиям и другим отличиям. Учиться приходится всем в ходе жизни и осуществления реформ, а обучение не бывает без ошибок, анализа ситуации и работы над ошибками.
Как при демократии, так и при любой другой форме управления государством могут происходить вопиющие факты коррупции, кумовства, произвола властей, дискриминации. Но думается, что можно верить словам Уинстона Черчиля: «То и дело приходится слышать, что демократия – худший способ управления государством, но все другие способы, когда-либо испробованные человечеством, ещё хуже». И чтобы идея демократии не была переврана, необходимо идти по пути развития гражданского общества, состоящего из свободных, активных, политически и экономически грамотных, толерантных, гармонично развитых индивидов. В поддержку этого мнения хочется привести слова Джорджа Бернарда Шоу: «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели».
И сегодня Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций вновь подтвердила, что «демократия – это универсальная ценность, основанная на свободном волеизъявлении народа, который определяет свои политические, экономические, социальные и культурные системы, и на активном участии народа в решении вопросов, касающихся всех аспектов жизни», но при этом ООН не выступает за какую-либо определенную модель государственного устройства. В основание управлении государством должно стоять уважение, соблюдение и обеспечение прав и основных свобод человека, равенство, безопасность и развитие человека. Без соблюдения этих условий человек не будет иметь возможность вести достойный образ жизни.
Можно с уверенностью говорить, что именно гражданское общество выступает главной опорой подлинной демократии и укрепления верховенства права. В этой связи необходимо наращивать конструктивный диалог государственных органов с институтами гражданского общества. В течение последних нескольких лет Узбекистан активизировал работу в этом направлении, и подтверждением этому является принятая Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах. Действия, предпринимаемые при реализации Стратегии действий, направлены на широкомасштабные и поэтапные меры для достижения главной цели реформ – обеспечение эффективной защиты гарантированных Конституцией Республики Узбекистан прав, свобод и законных интересов граждан.
В ходе реформ укрепилась роль парламента и политических партий, налажен диалог с населением страны посредством Виртуальных и Народных приемных, в обеих палатах Олий Мажлиса созданы комитеты по борьбе с коррупцией, была усовершенствована деятельность Верховного суда, созданы экономические и административные суды, введена система регулярной отчетности перед населением хокимов всех уровней, органов прокуратуры и внутренних дел.
Отдельное внимание уделяется эффективному использованию института общественного контроля, в том числе с активным вовлечением в этот процесс представителей средств массовой информации, негосударственных некоммерческих организаций. Как подчеркнул Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, выступая на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции, общественный контроль – это не только контроль над деятельностью государственных органов, но и один из важных факторов развития гражданского общества.
Расширен доступ к качественному религиозному образованию. На базе Ташкентского исламского университета создана Международная исламская академия Узбекистана. В структуре Академии организован Центр повышения квалификации служителей религиозных организаций.
В направлении обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также осуществления глубоко продуманной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики принята Оборонная доктрина Узбекистана. 12 декабря 2018 года по инициативе Узбекистана была принята Специальная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность».
Для развития экономики и привлечения активных инвестиций осуществлена либерализация валютного рынка, ставки таможенных платежей снижены в два раза.
В целях дальнейшего совершенствования механизма защиты прав и свобод человека, обеспечения реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, Указом Президента утверждена Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека.
Национальная стратегия по правам человека призвана стать эффективным инструментом реализации единой и скоординированной политики в сфере защиты прав. Целью этого является обеспечение полноценного выполнения обязательств, зафиксированных в Конституции и принятых Республикой Узбекистан в соответствии с ратифицированными международными договорами.
Обеспечение верховенства закона, эффективное противодействие коррупции, повышение институционального потенциала и формирование сильных демократических институтов определяют эффективность преобразований. Многое сегодня зависит от негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, их активности в вопросах привлечения внимания государственных органов к проблемам, которые волнуют граждан, а также внесением конструктивных предложений для принятия решений.
Людям необходимо обладать правом голоса при принятии решений, которые влияют на их жизнь, и правом требовать от лиц, принимающих решения, отчетности, на основе инклюзивных и справедливых правил и при условии наличия институтов и практик, регулирующих социальные отношения.
Особенно важным становится приверженность демократическим принципам в сложные периоды, через которые проходит страна. И сегодня в момент чрезвычайной ситуации, связанной с глобальной проблемой пандемии COVID-19, нельзя допустить анархии или диктатуры под прикрытием демократии. Так как не существует демократии без дисциплины, прав без обязанностей.
В поддержку демократии, Президентом Узбекистана была выдвинута инициатива дальнейшего укрепления общественного контроля в нашей стране, установление тесного и прочного сотрудничества между государством и обществом. Инициатива о создании Общественной палаты Республики Узбекистан, направленная на полное осуществление принципов народной власти, закрепленных в нашей Конституции, была впервые выдвинута в Послании Президента Олий Мажлису от 24 января 2020 года.
Указ Президента Республики Узбекистан «О создании Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан» от 16 апреля с.г. призван способствовать дальнейшему укреплению общественного контроля, созданию для него всесторонних условий и приданию нового импульса развитию. Только объединившись, мы достигнем более полного раскрытия и продуктивного использования интеллектуального потенциала общества, способности каждого человека в его личных и общественных интересах, что и послужит успешному развитию всего общества.
Однако, человек существо не идеальное и степень удовлетворения его личных интересов для него имеет первоочередное значение. Если обратить внимание на некоторые современные социологические исследования, то можно увидеть, что как было выявлено Своликом, люди охотно отказываются от демократии в пользу удовлетворения своих собственных интересов. Таким образом, всегда находятся люди или группы людей, чьи интересы удовлетворяются не в полном объеме и это скорее всего не зависит от уровня развития страны. Можно предположить, что в следствии этого, демократия теряет популярность даже в тех странах, где еще недавно казалась особенно устойчивой. Действительно, демократических стран становится все больше, а удовлетворение самим политическим строем, судя по опросам, снижается. Но существует и обратный эффект, о котором речь идет в статье Кристофера Клаасена из Университета Глазго. На основании данных, полученных из 135 стран мира, ученый приходит к выводу, что с усилением демократических институтов одобрение демократии, как правило, падает. И наоборот: стоит им прийти в упадок, как демократические устремления общества растут.
И при всем этом, пока обычные граждане разочаровываются в демократии, ученые продолжают настаивать: для жизни это лучший строй. В апреле 2019 года в медицинском журнале Lancet вышла статья группы исследователей во главе с американским политологом Томасом Боллики, которые проанализировали состояние здоровья граждан 170 государств с 1980 по 2016 год. Ожидаемая продолжительность жизни для людей в возрасте 15 лет без ВИЧ увеличивается на 3% в странах, где десять лет назад произошла демократизация.
Уровень демократии оказывает даже большее влияние на распространенность сердечно-сосудистых и неинфекционных заболеваний, туберкулеза и количество смертей в автомобильных авариях, чем уровень ВВП. По словам Боллики, с 1994 года установление демократии спасло примерно 16 миллионов жизней людей, которые могли бы умереть из-за проблем с сердцем. Исследователь полагает, что основная причина не уровень благосостояния, а возможность общества оказать давление на власть, чтобы она улучшила систему здравоохранения.
Вот и сейчас мировое сообщество ищет новые процедурные и технические возможности для объединения в нынешних сложных условиях.
Многое изменилось с момента основания Организации Объединенных Наций в 1945 году, но неизменным осталось желание сохранения мира и благополучия для всего нынешнего населения Земли и дальнейших поколений. В начале ООН объединяла 51 страну, к сегодняшнему дню государствами-участниками является уже 193 страны, и на повестке дня стоит более широкий спектр вопросов, чем в конце сороковых годов. Сейчас обсуждают проблемы социального и экономического развития, борьбы с терроризмом, с коррупцией, с незаконным оборотом наркотиков и ВИЧ/СПИД, защитой женщин, беженцев и мигрантов, инвалидов, коренных народов и детей, продвижением основных принципов демократии и борьбой с негативными изменениями климата.
Но основной момент на сегодня, это то, что пандемия не приведет к отмене сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 75-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН официально откроется 15 сентября, как и было запланировано. Только учитывая, что сессия будет проходить в новых необычных условиях, формат традиционной осенней Недели высокого уровня в Нью-Йорке будет изменен – лидеры стран в виде исключения в этом году смогут прислать записанные видеовыступления.
Марианна Пальнова,
Нонна Сафарова,
сотрудники Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека
("Правда Востока", 15.09.2020)
- Добавлено: 15.09.2020
- Просмотров:
- Распечатать