На протяжении нескольких лет проблема коррупции в Республике Узбекистан и выработка системных мер по ее преодолению находится в центре внимания и занимает важное место в государственной политике, поскольку представляет реальную угрозу национальной безопасности.
Как антиобщественное явление коррупция влияет на темпы развития экономики государства, власти и общество в целом, тем самым способствуя таким негативным явлениям, как уклонение от уплаты налогов, нездоровая конкурентная и деловая среда, рост легализации доходов, полученных незаконным путем, возникновению отчуждения между государственной властью и обществом, кризису доверия к такой власти, а также другим негативным явлениям, которые угрожают безопасности государства, личности и общества.
Борьба с коррупцией напрямую связана с выработкой концептуальной антикоррупционной политики. Безусловно, кроме идей по борьбе с коррупцией необходима четкая программа и политическая воля высших должностных лиц. Представляется, что основными мерами по снижению коррупции будут являться минимизация основных факторов, способствующих коррупции. В этой связи, в Узбекистане проведена масштабная и значительная работа по формированию законодательной базы, обеспечивающей противодействие коррупции.
Наиболее важными шагами, предпринятыми в Узбекистане за годы независимости, стали присоединение в 2008 году страны к Конвенции ООН против коррупции, подписание Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией Организации экономического сотрудничества и развития в 2010 году, а также принятие Закона «О противодействии коррупции» в 2017 году.
Кроме того, была утверждена и успешно реализована Государственная программа по противодействию коррупции на 2017-2018 годы. В 2018 году принят Закон «О государственных закупках», направленный на недопущение коррупции в рамках проведения государственных закупок.
Максимально упрощена система оказания государственных услуг, путем создания прозрачных и общедоступных механизмов их оказания, открытость деятельности всех государственных органов власти, в том числе судов и правоохранительных органов. В 2019 году был подписан Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан».
Наряду с этим утверждена Государственная программа по противодействию коррупции на 2019-2020 годы.
Кроме того, недавно был подписан Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан». Документ направлен на повышение эффективности антикоррупционных мер государственных органов, недопущение коррупционных проявлений во всех сферах общественной жизни.
Создавая системы противодействия коррупции, посредством принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось на сегодняшний день не в полной мере обеспечено решение данной проблемы.
Коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности. Важно понимать, что борьба с коррупцией не должна сводиться к борьбе с ее проявлениями. А, прежде всего, должна быть ориентирована на искоренение причин и условий, способствующих ей. Кроме того, такая борьба всегда должна быть тесно связана с эффективным правовым урегулированием всех сторон жизни общества и государства.
Для успешного осуществления борьбы с коррупцией необходимо применение системы методов, по ряду направлений: В частности,
Социальная сфера - демонстрация публичной политической воли, отражающей твердую решимость власти покончить с коррупцией; программа борьбы с коррупцией; значительное ограничение правомочий госслужащих, жесткая формализация их деятельности; построение жесткой вертикали контроля за деятельностью чиновников (руководитель несет ответственность за деятельность подчиненных); внедрение процедуры парламентской проверки законопроектов на коррупциогенность; ужесточение системы наказаний.
Экономика и сфера финансов - совершенствование механизмов и разумное сужение сфер государственного присутствия в экономике, в том числе и в бизнесе должны уменьшать проявления коррупции.
Реформа исполнительной власти - усиление гласности в деятельности органов государственной власти с целью получения населением информации об их планах, решениях и действиях, возможности населения получать информацию должны обеспечиваться законодательно предусмотренной обязанностью властей предоставлять эту информацию и неукоснительным санкциям за ее нарушение.
Реформа государственной службы - Создание системы набора, прохождения по службе, выхода в отставку служащих, основывающейся на следующих принципах: эффективность и прозрачность, безупречность работы, справедливость и личные способности, установление справедливых окладов и надлежащего вознаграждения с учетом уровня экономического развития страны, осуществление образовательных и учебных программ с тем, чтобы служащие могли удовлетворять требованиям правильного, добросовестного и надлежащего выполнения своих функций. Принятие этического кодекса государственного служащего, содержащего стандарты поведения, что позволит формировать на государственной службе моральную обстановку, при которой уменьшается вероятность коррупционных действий. Ускорение принятия закона Республики Узбекистан «О государственной службе», что неизбежно способствует ограничению коррупции.
Укрепление правоохранительной системы - коррумпированность правоохранительных органов, недостаточная квалификация кадров, занимающихся борьбой с коррупцией, называются в числе главных препятствий для реализации антикоррупционной программы. Поэтому совершенствование их работы – одна из первоочередных задач. При ее решении необходимо: повышение заработной платы работников правоохранительных органов, повышение уровня технического обеспечения, внедрение современных информационных технологий, нравственное и профессиональное воспитание сотрудников, повышение их образовательного уровня, в том числе в сфере причин, условий, борьбы и предупреждения коррупции.
Ослабление влияния коррупции на политику. Первая задача – уменьшить влияние коррупции на процесс выборов. Борьба за чистоту и прозрачность выборных процедур. Вторая задача - уменьшить влияние коррупции на деятельность законодательных органов. Понадобится ужесточить контроль за процедурной стороной законотворчества. Очень важен усиленный общественный контроль за деятельностью законодательных органов. Воспитание, пропаганда и образование. Этот комплекс мер очень важен, так как ни один закон не в состоянии работать в обществе, в котором низки нравственные и моральные устои.
Он должен реализовываться по следующим направлениям:
- постоянное информирование общества о ходе реализации антикоррупционной программы;
- изучение в рамках образовательных программ (в школах, вузах) такого явления, как коррупция, ее опасности, причин и условий, мер противодействия и предупреждения;
- популяризация примеров успешных антикоррупционных программ в других странах;
- разработка, постоянное применение и использование в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения ветвей власти и деятельность конкретных их представителей;
- формирование порицания и нетерпимости к ней, воспитание ответственности и взаимного участия в строительстве демократического государства, традиции гражданского общества.
Поддержка институтов гражданского общества. Победить коррупцию можно только с привлечением к этой борьбе всего общества, каждого гражданина. Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, шанс на достижение поставленных целей.
Это участие следует укреплять с помощью таких мер, как:
- усиление прозрачности процессов принятия решений и содействие вовлечению населения в эти процессы;
- обеспечение эффективного доступа населения к информации;
- проведение мероприятий по его информированию, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции;
- уважение, поощрение и защита свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции.
Реализуя программу борьбы с коррупцией, власть должна эффективно привлекать к этому широкие общественные круги, в первую очередь предпринимательские, и независимые СМИ. Особое внимание должно быть уделено воспитанию правового и гражданского сознания, в том числе навыков антикоррупционного поведения.
Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных целях.
Важно, так же отметить, что ни отдельные страны, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. Победить коррупцию в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным.
Даже если и существует политическая воля к подавлению коррупции, недостаток практического опыта, информации и финансовых ресурсов снижает ее эффективность. Интернациональные организации – такие как Организация Объединенных наций, Европейский союз, Всемирный банк и др.-активно стимулируют борьбу с коррупцией, но и они с их опытными штатами, информированностью и большими финансами не могут успешно противостоять коррупции в какой-либо стране, если ее правительство и граждане не проявляют воли и решимости к борьбе.
Вот почему данная проблема может быть разрешена только в тесном сотрудничестве между отдельными странами и международными организациями.
Асия Джасимова
Ведущий специалист
Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека
- Добавлено: 06.07.2020
- Просмотров:
- Распечатать