Построение правового государства невозможно без развития конституционной культуры в обществе.
Для нас конституционная культура — это не просто знание норм и принципов Основного Закона страны, это - система правовых и нравственных ценностей, уважения к Конституции и готовности действовать в соответствии с ней. Такая культура формирует высокое правосознание граждан, укрепляет легитимность власти и обеспечивает устойчивость действующих демократических институтов.
Термин «конституционная культура» означает совокупность знаний, ценностей, норм, убеждений, а также практик, связанных с реализацией положений Конституции и функционированием конституционного строя государства. Сюда входят не только понимание конституционно-правовых норм, но и уважение к ним в повседневной жизни, стремление к их соблюдению и применению в общественно-политической практике.
В Узбекистане происходит глубокая трансформация общественного сознания. Этому способствовали проводимые в стране широкомасштабные реформы, дальновидная и последовательная политика главы государства, принятие обновлённой Конституции, реализуемые меры по укреплению правовых и демократических институтов.
Особенностью текущего этапа развития является переход от формального восприятия правовых норм к их осознанному и повседневному применению. Граждане все активнее вовлекаются в процессы государственного управления, проявляют инициативу в общественной жизни, отстаивают права и законные интересы с опорой на конституционные нормы. Это свидетельствует о росте правовой грамотности населения и укреплении основ конституционной культуры.
Обновлённая Конституция стала не просто символом перемен, а реальным инструментом, обеспечивающим защиту прав человека и отражающим приоритеты государственной политики: достоинство личности, верховенство закона, свободу и справедливость. На первый план выходит человек — как субъект и объект всех преобразований. Именно в этом заключается суть принципа «Во имя чести и достоинства человека», заложенного в Стратегии развития, одной из целей которой являются развитие активного гражданского общества и формирование у граждан чувства уважения к закону и законопослушного поведения. Также задачами выступают повышение правовой культуры и правосознания населения, эффективное взаимодействие государственных органов с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и образовательными организациями.
Таким образом, видим, что трансформация общественного сознания в Узбекистане – это не разовая кампания, а глубинный процесс, отражающий стремление народа и государства к построению правового, справедливого и демократического общества. Укрепление конституционной культуры становится ключевым фактором этого исторического движения вперёд.
В Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, принятой в результате всенародного референдума 30 апреля 2023 года, закреплены ключевые изменения и дополнения, ставшие отражением глубокой трансформации общественно-политической и правовой системы государства. Эти изменения стали логическим продолжением широкомасштабной конституционной реформы, направленной на укрепление правового государства, повышение роли гражданского общества и обеспечение приоритета прав и свобод человека.
Одним из важнейших достижений обновлённой Конституции стало воплощение в её тексте воли многонационального народа Узбекистана, в которой человек, его права, свободы, честь и достоинство признаются высшей ценностью. Такой подход отражает переход от формального правового регулирования к ценностно ориентированной модели конституционного строительства, где на первый план выходит личность как главный субъект и объект государственной политики.
Конституция определила идеологические и ценностные ориентиры развития государства и общества, включая:
признание суверенитета Республики Узбекистан как основы национальной независимости;
приоритет прав и свобод человека над всеми другими задачами государственной власти;
приверженность принципам демократии, социальной справедливости, равенства, солидарности и законности;
укрепление национального согласия, межнационального и межконфессионального мира;
обеспечение достойной и благополучной жизни каждого гражданина независимо от его национальной, социальной или религиозной принадлежности;
стремление к укреплению дружественных и взаимовыгодных связей с мировым сообществом, особенно с соседними странами.
Особое значение приобретает Преамбула обновлённой Конституции, в которой сформулированы ключевые цели и задачи современного этапа конституционного развития. В ней подчёркивается приверженность Республики Узбекистан правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, принципам демократии и законности, а также выражено стремление к построению открытого, справедливого и гуманного общества.
Новая редакция Конституции не только зафиксировала институциональные изменения, но и стала отражением нового общественного договора между государством и гражданами, где основой взаимодействия являются уважение к закону, защита прав человека и обеспечение верховенства Конституции как Основного Закона страны.
Как видим, проведение в 2023 году всенародного референдума по принятию новой редакции Конституции Республики Узбекистан, инициированного Президентом Шавкатом Мирзиёевым, стало не просто важным политико-правовым событием, но и глубоким символом возрождения национального правового самосознания. Это еще раз подтвердило готовность общества участвовать в судьбоносных решениях, определяющих вектор дальнейшего развития государства.
Процесс обсуждения проекта новой Конституции носил всенародный, открытый и инклюзивный характер. Миллионы граждан выразили свою активную позицию – через общественные слушания, обсуждения, предложения и обращения, направленные в Конституционную комиссию. Особенно значимым стал высокий уровень вовлеченности молодёжи – студентов, юристов, общественных активистов, которые приняли участие в правовых форумах, дебатах, медийных проектах и гражданских инициативах. Всё это свидетельствует о формировании в Узбекистане новой правовой общности – правовой нации, для которой Конституция становится не просто юридическим документом, а основополагающим жизненным ориентиром.
Для нашего поколения обновленная Конституция – это живая система ценностей, отражающая их стремление к справедливости, законности, правам и свободам, сильному, демократическому и правовому государству. Подобное восприятие Основного Закона свидетельствует о том, что правовая реформа в стране сопровождается не только институциональными изменениями, но и качественным обновлением правосознания граждан, усилением чувства сопричастности к судьбе государства.
Таким образом, референдум 2023 года стал не только актом обновления Конституции, но и мощным импульсом для развития конституционной культуры как важнейшего элемента правового государства. Он продемонстрировал, что узбекское общество вступает в новый этап своей истории – этап осознанного участия в управлении страной, уважения к закону и ответственности за общее будущее.
Конституция Республики Узбекистан в новой редакции закрепила практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека и достижения национальной правовой системы. В Основном Законе провозглашён естественный характер прав человека, а положения «права и свободы человека принадлежат каждому от рождения», «право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека и охраняется законом», «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» являются основополагающими в системе национального законодательства и лежат в основе политики государства в сфере прав человека. Так, статья 15 Конституции Республики Узбекистан устанавливает, что в Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан. Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и образует основу единого правового пространства на всей территории страны.
Смысл нормы «прямое действие» Конституции Республики Узбекистан означает, что она должна осуществляться без каких-либо условий, независимо от принятия или отсутствия нормативно-правовых актов, разъясняющих и развивающих ее положений.
Независимая и сильная судебная власть признаётся ключевым институтом демократического правового государства. По инициативе Президента Республики Узбекистан в стране осуществляется всесторонняя реформа национальной судебной системы. В её основе – обеспечение реальной и эффективной защиты прав и законных интересов граждан, повышение роли судейского сообщества, а также безусловное соблюдение принципа верховенства закона.
Особое место в системе судебной власти занимает Конституционный суд Республики Узбекистан, который не только осуществляет контроль за соответствием нормативно-правовых актов Конституции, но и формирует ориентиры правового поведения для государственных органов, способствуя: повышению правовой определённости; защите прав и свобод граждан; укреплению доверия к Конституции как к основополагающему правовому акту.
Формирование полноценной и устойчивой конституционной культуры невозможно без активного участия граждан и развитого гражданского общества. В условиях построения правового государства гражданское общество выполняет важнейшие функции – от общественного контроля за действиями власти до участия в разработке и реализации социально значимых решений.
Важным направлением этой работы является усиление роли института махалли в формировании правовой грамотности и культуры населения. Это направление, наряду с активизацией правового просвещения в образовательных учреждениях, определено в качестве стратегической задачи. Среди практических мер можно выделить: организацию выездных судебных заседаний; проведение еженедельных дней правовой информации; открытых диалогов и встреч с известными правоведами страны – как в образовательных учреждениях, так и в рамках сходов граждан (махаллей). Утверждён порядок постоянной работы по повышению правовой культуры государственных гражданских служащих.
Конституционная культура является составной частью правовой культуры, отражающей отношение общества, личности и государственных органов к Конституции, а также степень реализации её норм, принципов и ценностей в общественной и государственной жизни. Она не может быть навязана сверху – она формируется как результат совместных усилий государства, гражданского общества, системы образования и самих граждан. Это своеобразный общественный договор, в рамках которого каждый человек не только знает о своих правах, но и осознаёт ответственность перед обществом и законом. Именно поэтому крайне важно не прекращать правовое просвещение, особенно среди молодёжи, используя современные и доступные форматы – от интерактивных игр и дебатов до мультимедийных образовательных программ. Простым и понятным языком необходимо рассказывать об истории и значении Конституции, формируя у нового поколения осознанное и уважительное отношение к закону. Без этого невозможно построить по-настоящему сильное и справедливое правовое государство.
К числу значимых новаций законодательства следует отнести разработанную и утверждённую по инициативе Президента Концепцию повышения правовой культуры в обществе – уникальный в истории независимого Узбекистана стратегический документ. Он определяет основные направления и приоритеты повышения правовой культуры населения через тесное взаимодействие государства, личности и общества.
Особо подчёркнуто, что правовое воспитание должно начинаться с семьи как базовой ячейки общества. Повышение правовой культуры несовершеннолетних и формирование у них понимания базовых норм поведения в обществе установлены как приоритет государственной политики.
Следует также отметить, что конституционное закрепление вопросов правосознания и правовой культуры реализовано в статье 56 Конституции Республики Узбекистан. В ней прямо указано, что национальные институты по правам человека дополняют существующие механизмы защиты прав и свобод, содействуют развитию гражданского общества и повышению правовой культуры. К числу таких институтов относятся: Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман); Уполномоченный по правам ребёнка; Уполномоченный по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан (Бизнес-омбудсман); Национальный центр по правам человека Республики Узбекистан. Их деятельность организована с учётом международных стандартов в области прав человека и направлена на обеспечение доступности правовой помощи и защиту прав граждан.
Таким образом, Узбекистан уверенно движется по пути формирования государства, основанного на праве, справедливости и уважении к Конституции, где конституционная культура становится неотъемлемой частью общественного и политического сознания.
Основной Закон Нового Узбекистана открывает новую эпоху развития нашей страны. Конституция – основополагающий правовой фундамент третьего Ренессанса. Реализация ее положений требует от всех нас огромной ответственности.
По мере прямого применения Конституции во всех сферах общественно-политической жизни народ сможет ощущать ее жизнеутверждающую силу.
Формирование и укрепление конституционной культуры – стратегическая задача Узбекистана на пути построения правового государства. Этот процесс охватывает все общество. Только в условиях уважения к Конституции, её прямого действия и активности населения можно создать устойчивое, справедливое и демократическое государство.
Обновлённая Конституция – не просто правовой акт, а фундамент третьего Ренессанса в Узбекистане. Её реализация требует политической воли и ответственности каждого гражданина.
Конституционная культура – это та основа, на которой зиждется будущее страны, построенной на праве, справедливости и достоинстве человека.
Акмал Рахманов,
судья Конституционного суда,
кандидат юридических наук.
Саидбек Азимов,
эксперт Конституционного суда,
советник юстиции 2-го класса.
УзА
- Добавлено: 25.06.2025
- Просмотров: 54
- Распечатать