Национальная стратегия по правам человека:

ПРОЕКТ

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

 

Последние годы проводятся системные работы по укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, имплементации международных стандартов и выполнению международных обязательств в области прав человека, а также активизации сотрудничества с международными организациями по вопросам защиты прав человека.

Приняты необходимые меры по приведению в соответствие национального законодательства в области прав и гарантий человека с международными правовыми стандартами. Последние три года для создания необходимой законодательной базы в деле реализации гражданами личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод приняты свыше 5000 нормативно-правовых актов, в том числе: 3 кодекса, 186 законов и 1209 указов и постановлений Президента Республики Узбекистан.

Тем не менее отсутствие долгосрочной стратегии в области прав человека препятствует осуществлению эффективной государственной политики в этой области, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, повышению имиджа страны на международной арене, в том числе определению достойного места Республики Узбекистан в экономических и политико-правовых рейтингах и индексах.

В целях создания эффективного механизма зашиты прав и свобод человека, повышения результативности осуществляемых мер по формированию культуры прав человека, а также реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах считаем необходимым:

  1. Утвердить национальную Стратегию Республики Узбекистан по правам человека (далее - Стратегия) согласно Приложению №1.

«Дорожную карту» по реализации национальной стратегии по правам человека согласно Приложению №2.

Установить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременное, полное и качественное исполнение мер, предусмотренных в Стратегии.

  1. Утвердить состав Комиссии по реализации национальной Стратегии Республики Узбекистан по правам человека (далее - Комиссия) согласно Приложению.

С этой целью Комиссии необходимо обеспечить полное, своевременное и качественное исполнение требований Стратегии:

а) осуществить своевременную и качественную подготовку проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию «Дорожной карты» и Стратегии, а также их внесение в установленном порядке;

б) привлекать для эффективной реализации «Дорожной карты» и Стратегии институты гражданского общества, представителей научных кругов и международных экспертов;

в) ежеквартально предоставлять полную информацию о проделанной работе по реализации Стратегии Администрации Президента Республики Узбекистан;

 

г) определить рабочим органом комиссии Национального центра Республики Узбекистан по правам человека (далее - Центр).

  1. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

а) установить общественный и парламентский контроль над своевременной и эффективной реализацией Стратегии;

б) ежеквартально выслушивать отчеты о проделанной работе министерствами и ведомствами, Совета Министров Республики Каракалпакстан хокимами областей и Ташкента на заседаниях Законодательной палаты, Сената и соответственно Жукоргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента;

в) создать парламентскую комиссию по соблюдению международных обязательств в области прав человека, которая бы осуществляла парламентский контроль над деятельностью государственных органов и должностных лиц в области прав человека.

  1. Одобрить следующие предложения Центра:

а) введение учебного курса «Права человека» в колледжах, академических лицеях, общеобразовательных учреждениях, а также учебных центрах по повышению квалификации кадров и высших образовательных учреждений, в том числе сотрудников правоохранительных органов и судьей;

б) учреждение национальной премии «За защиту прав человека», которая подлежит ежегодному вручению в Международный день по правам человека за деятельностью в области защиты прав человека и развития культуры прав человека;

в) проведение в 2020 году Самаркандского форума по правам человека на высоком организационном уровне.

  1. Кабинету Министров Республики Узбекистан в течение двух месяцев принять постановление правительства об утверждении положения о ежегодно вручаемой национальной премии «За защиту прав человека».
  2. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, Высшему судейскому совету, Генеральной прокуратуре, Министерству обороны, Министерству юстиции, Министерству внутренних дел совместно с Центром:

а) организовать подготовку учебных материалов для учебных занятий и учебных курсов «Права человека», начиная с учебного года 2020/2021 и их внедрение в учебный процесс;

б) принять меры по открытию специализированных кафедр «Права человека» в высших учебных заведения, институтах и центрах повышения квалификации кадров, правоохранительных органах, а также судебных учреждениях.

  1. Министерством инновационного развития Республики Узбекистан внедрить на постоянной основе темы научно-практических исследований по вопросам стимулирования, соблюдения и защиты прав человека на конкурсе инновационных отработок и практических научно-технических проектов в рамках государственных научно-технических программ.
  2. Установить, что органы государственного управления вправе размещать государственные социальные заказы в установленном порядке за счет внебюджетных средств для реализации проектов, связанных с соблюдением прав человека и их защиты, среди негосударственных некоммерческих организаций, а также в научно-исследовательских и аналитических учреждениях.
  3. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, во взаимодействии с Центром обеспечить детальное разъяснение сущности Стратегии, а также целей и задач настоящего Указа.
  4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на ***.

 

 Президент Республики Узбекистан

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

 

В нашей стране решение вопроса о правах и свободах человека остается главным критерием демократических реформ, направленных на формирование доктстойной жизни народа, модернизацию государства и общества, а также строительство правового государства, и гражданского общества. 2017-2021 годах в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан осуществляется целенаправленная деятельность по обеспечению личных, политических, экономических, социальных и культурных прав наших граждан.

Приняты системные меры по имплементации международных стандартов в области прав и свобод человека в национальное законодательство. Данные законодательные акты служат крепкой правовой основной для демократизации и либерализации всех отраслей государственной и общественной жизни, стабильного и ускоренного развития экономической и социальной сфер и повышения благополучия народа.

В настоящее время нормы более 70 основных документов по правам человека, положения 10 основных международных договоров ООН в этой сфере нашли отражение в Конституции Республики Узбекистан и национальном законодательстве, которые направлены на обеспечение прав и свобод человека.

Осуществляемые в нашей стране широкомасштабные реформы сегодня меняют жизнь, мировоззрение и образ жизни людей. В обществе сформировалась главная цель - сообща строить новый Узбекистан, а также новая идея - «Общество – инициатор реформ».

 

  1. Развитие в области прав человека

 

Большой вклад в деятельность по обеспечению личных прав и свобод человека вносят народные и виртуальные приемные Президента Республики Узбекистан, а также приемные премьера-министра по рассмотрению обращений предпринимателей.

Приняты комплексные меры по демократизации судебно-правовой сферы, обеспечению равенства всех граждан перед законом, гуманизма, справедливости, независимости судебной власти, реализации принципов состязательности в судебном процессе, повышению доверия населения к правосудию, расширению института «Хабеас корпус» и усилению судебного контроля над следствием.

Значительно расширились полномочия адвокатов в обеспечении прав и свобод граждан, досудебном разрешении споров и примирении сторон.

Для обеспечения справедливости, открытости и прозрачности при рассмотрении дел в судах внедрена система «электронное правосудие». Принимаются меры по расширению системы оказания бесплатной юридической помощи населению и системы правовой информации «Advice.uz» и поддержке негосударственной организации «Мадад».

Совершенствуется административное, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, которое адаптируется к принципам гуманизма. Внедрена совершенно новая система освобождения лиц от наказания под поручительство общественных объединений и помилование. Важным гуманным шагом стало закрытие специализированной колонии по исполнению наказаний, расположенной в поселке Жаслык Республики Каракалпакстан. В результате принимаемых мер число заключенных, содержащихся в местах лишения свободы в стране, сократилось в 2,5 раза.

Узбекистан активно участвует во Всемирной программе ООН в области прав человека. В обществе реализуются комплексные меры по реализации Концепции повышения правовой культуры и Национальной программы действий по реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека. Государственные органы, институты гражданского общества, средства массовой информации, образовательные учреждения вовлечены в популяризацию среди населения общечеловеческих ценностей, принципов уважения и соблюдения прав человека, а также в процесс обеспечения доступа граждан к правовой информации.

В обеспечении политических прав и свобод граждан, свободы мысли, слова и совести большое значение имеют кардинальные изменения, осуществляемые в обществе и государственном управлении.

Укреплены механизмы парламентского и общественного контроля. Значительно усилилась ответственность Кабинета Министров перед парламентом. Развивается система «Электронный парламент» и «Электронное правительство», принимаются меры по расширению видов государственных услуг, повышению их возможностей, качества и оперативности.  

 

Осуществляются организационно-правовые меры по усилению роли парламента, институтов гражданского общества, средств массовой информации, реализации принципов: «Народ является единственным источником и автором законов» и «Все важные решения принимаются на основе прямого диалога с народом, с учетом мнения общественности».

Важным шагом для членов парламента стало внедрение практики утверждения палатами Олий Мажлиса докладов о состоянии прав человека, реализации прав граждан, национальных планов действий («дорожных карт») по развитию сотрудничества с международными и региональными механизмами по правам человека.

 

 

Осуществлены широкомасштабные изменения в сфере либерализации и развития экономики, приняты более 100 законов и около 3 000 других нормативно-правовых актов в этой сфере. Они обеспечивают экономические права и свободы граждан, неприкосновенность частной собственности, способствуют совершенствованию системы правовой защиты, предоставлению большей свободы предпринимательству, созданию условий для перехода к реальной рыночной экономике, формированию благоприятной деловой среды на высоком уровне, внедрению инновационных идей и технологий, интенсивному развитию сельского хозяйства, улучшению инвестиционного климата и т.п.

Особое внимание уделяется либерализации налоговой и таможенной политик, банковско-финансовой сфере. Принят новый Налоговый кодекс и он реализуется. Важным шагом стало повышение инвестиционной привлекательности, выполнение Узбекистаном своих обязательств и внедрение свободной конвертации национальной валюты, обеспечивающей условия для репатриации прибыли иностранных партнеров.

Внедрены совершенно новые принципы и механизмы формирования общегосударственных и региональных программ развития на основе формирования государственного бюджета, управления государственными активами, непосредственного участия граждан и широкого диалога с ними.

Создана уникальная система обеспечения социальных и культурных прав граждан. Реализуются более 20 государственных социальных программ и концепций, таких как «Обод кишлок», «Обод махалла», «Молодежь – наше будущее», «Пять инициатив». Принимаются системные меры, направленные на обеспечение достойного места Узбекистана среди государств с высоким индексом гуманитарного развития (интеллектуальный потенциал, грамотность, средняя продолжительность жизни человека), достижение национальных целей в области устойчивого развития, широкое внедрение инноваций в социальную сферу.

Происходят широкомасштабные кардинальные изменения в сфере образования и воспитания. К 2025 году намечено реализовать Концепцию развития системы дошкольного образования, которая предусматривает охват дошкольным образованием 74,5% детей в возрасте 3-7 лет. Была восстановлена система 11-летнего школьного образования. За последние три года было открыто 39 новых высших учебных заведений, общее число которых достигло 119.

 Реализуются меры по повышению уровня имиджа узбекского языка в общественной жизни нашего народа, а также на международном уровне по принципу: «От национального пробуждения до национального подъема».

В результате реформ в сфере здравоохранения у населения появилась возможность доступа к качественным медико-санитарным услугам. Самое главное, что средняя продолжительность жизни в стране увеличилась с 67,2 лет в 1990 году до 74,6 лет в 2018 году, материнская смертность снизилась более, чем в полтора раза, а детская - в четыре раза.

Узбекистан присоединился к Парижскому соглашению по изменению климата, в стране внедрена Концепция развития экологического образования в Республике Узбекистан.

Кардинально пересмотрена работа по защите прав и продвижению законных интересов малообеспеченных семей, лиц с инвалидностью, молодежи, женщин, пожилых людей, а также укреплению института семьи. Приняты законы: «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», «О защите женщин от притеснения и насилия», «О профсоюзах». Реализуется концепция укрепления института семьи. Созданы 195 центров социальной адаптации (кризисных центров) для женщин, более 200 инновационных школ по подготовке молодежи к семейной жизни. Минимальный возраст заключения брака для мужчин и женщин был определен – восемнадцать лет.

Все экономические и социальные программы, принимаемые инвестиционные проекты по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства направлены на создание новых рабочих мест и обеспечение занятости населения, особенно молодежи и женщин, защиту прав и интересов трудовых мигрантов. Принят закон «О частных агентствах занятости», созданы Государственный фонд содействия занятости, Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом.

На основе принципа «Интересы человека превыше всего» продолжается проведение масштабных социальных реформ, направленных на коренное улучшению жизни нашего народа, повышение благосостояния населения и усиление его социальной защиты. Это становится одной из главных задач органов государственной власти.

В Узбекистане осуществляются широкомасштабные меры в сфере обеспечения права на свободу совести. На сегодняшний день в стране действуют 2275 религиозных организаций 16 конфессий. Особое внимание уделяется реализации идеи «Просвещение против невежества», развитию системы религиозного образования и просвещения, подготовке религиозных работников.

В Узбекистане приняты системные меры по дальнейшему укреплению и развитию национальных механизмов соблюдения и защиты прав человека.

Кардинально улучшена деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) и Национального центра Республики Узбекистан по правам человека. Созданы должности Уполномоченного по правам ребенка и Представителя по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан.

Узбекистан как субъект международного права поднялся на новый этап своего развития и выступает инициатором международных договоров, как активный участник международной нормотворческой деятельности.

В целях улучшения позиций в экономических и политико-правовых рейтингах и индексах, дальнейшего повышения имиджа нашей страны на международной арене осуществляется системное тесное сотрудничество с зарубежными рейтинговыми агентствами. Создана комиссия по координации работ с приоритетными международными рейтингами и индексами.

В ходе 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Узбекистана была принята резолюция «Просвещение и религиозная толерантность». Узбекистан выдвинул инициативу по разработке Международной конвенции ООН о правах молодежи.

Динамично развивается сотрудничество с уставными и договорными органами ООН, институтом специальных докладчиков по правам человека. В частности, реализуются «дорожные карты» по выполнению рекомендаций посетивших нашу страну Верховного комиссара ООН по правам человека, Совета по правам человека по вопросам свободы религии и вероисповедания, а также специальных докладчиков по вопросам независимости судей и адвокатов.

Выполнение Узбекистаном международных обязательств в рамках конвенций Международной организации труда, а также рекомендации по итогам мониторинга хлопкоуборочной кампании, представленной МОТ, в том числе реализация программы по достойному труду в Узбекистане на 2017-2020 годы, послужили основанием для положительной оценки со стороны международных партнеров.

Азиатский форум по правам человека, впервые организованный в Азиатском регионе за 70 лет после создания ООН, прошел в Самарканде. На этом форуме принята Самаркандская декларация по правам человека, утвержденная документом 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Парламент Узбекистана утвердил «Дорожную карту» по реализации «Самаркандского духа» прав человека.

В 2019 году в городе Ташкенте состоялся шестой ежегодный семинар Независимой постоянной комиссии по правам человека Организации исламского сотрудничества, по итогам которого была принята Ташкентская декларация о правах молодежи.

 

  1. Системные проблемы в области прав человека

 

Изучение текущей ситуации в сфере прав человека в стране показывает наличие проблем и недостатков в сфере обеспечения эффективной защиты прав, свобод и законных интересов человека, препятствующих дальнейшему углублению демократических реформ, устойчивому развитию общества и государства.

Во-первых, недостаточная координация и взаимодействие между государственными органами по выполнению международных обязательств в области прав человека, несоответствие институциональных основ и принципов деятельности государственных органов современным требованиям не позволяют обеспечить качественное их выполнение.

Во-вторых, деятельность парламента, государственных органов, институтов гражданского общества в сфере прав человека не осуществляется системно и во взаимодействии. Необходимо усовершенствовать законодательство и практику применения права по обеспечению эффективного парламентского и общественного контроля за надлежащим исполнением международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека.

В-третьих, необходимо поднять на новый уровень реформы в сфере профилактики правонарушений. Требуется коренное совершенствование межведомственной деятельности и эффективного взаимодействия по профилактике и предупреждению правонарушений, а также правового регулирования деятельности органов государственной власти и управления в области прав человека. В системе не определены конкретные критерии деятельности по поддержанию общественного порядка, борьбе с преступностью и оказанию государственных услуг.

В-четвертых, не налажена практика применения судами и правоохранительными органами норм международных договоров по правам человека, отсутствует эффективная система мониторинга соблюдения прав человека по отношению к лицам, содержащимся в местах лишения свободы, и не разработан механизм исполнения решений договорных комитетов по рассмотрению индивидуальных сообщений.

В-пятых, по-прежнему сохраняется ряд проблем в сфере обеспечения личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека, препятствующих устойчивому развитию общества и государства. В частности, до сих пор не полностью решены организационно-правовые меры по законному решению проблемы тысяч наших соотечественников, проживающих в стране долгое время, но не имеющих правового статуса гражданина Узбекистана. Система прописки не обеспечивает в полной мере конституционные права граждан, связанные со свободным передвижением. Требуется усиление гарантий конституционных прав собственников, неприкосновенности частной собственности, находящейся под защитой государства, повышение ответственности должностных лиц за такие правонарушения.

В-шестых, не налажена системная работа по образованию и воспитанию в сфере прав человека, подготовке и повышению квалификации государственных служащих по международным обязательствам. в сфере прав человека. Это, в свою очередь, препятствует формированию в обществе чувства уважения к правам и свободам человека, отрицательно сказывается на выполнении рекомендаций по защите прав человека.

Указанные недостатки препятствуют не только стабильному развитию страны, но и привлечению инвестиций, росту экономики и других сфер жизни государства и общества.

В этой связи особое значение приобретает разработка Национальной Стратегии Республики Узбекистан по правам человека (далее - Стратегия), предусматривающей следующие цели, задачи и основные направления.

III. Цели и задачи Стратегии

 

Цель стратегии – определение основных задач и направлений реализации последовательной государственной политики по обеспечению прав и свобод человека в Узбекистане как важнейшего и необходимого условия повышения уровня и благосостояния людей, конкурентоспособности страны на мировой арене, ее устойчивого развития и демократического обновления.

Основными задачами Стратегии являются:

  1. Совершенствование законодательства с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития страны, общепризнанных международных стандартов и обязательств Республики Узбекистан в области прав человека.
  2. Повышение роли институтов парламента и гражданского общества в достижении целей устойчивого развития Узбекистана до 2030 года, укрепление верховенства закона, приведения в соответствие национальной законодательной и правоприменительной практикик международным обязательствам по правам человека.
  3. Вхождение Республики Узбекистан в число 50 ведущих стран мира по международным рейтингам и индексам в области прав и свобод человека (верховенство закона, качество нормотворчества, эффективность деятельности Правительства, свобода слова и информации, борьба с преступностью и коррупцией, условия ведения бизнеса, глобальная конкурентоспособность, инновационное развитие и др.).
  4. Укрепление национальных институтов защиты прав человека, дальнейшее развитие национальной системы мониторинга и оценки государственной политики в области прав человека, повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование культуры прав человека в обществе.
  5. Повышение эффективности деятельности и взаимодействия органов государственной власти и управления, институтов гражданского общества, средств массовой информации и частного сектора в защите личных, политических, экономических, социальных и культурных прав граждан.
  6. Предотвращение преступности, особенно торговли людьми, коррупции, организованной и транснациональной преступности и борьба с ними, а также обеспечение соблюдения правосудия и прав человека в системе мест содержания задержанных, заключенных под стражу и заключенных.
  7. Обеспечение защиты прав уязвимых слоев населения, социальная поддержка и повышение качества услуг лицам, нуждающимся в особой защите государства и общества, в том числе, не являющихся гражданами Республики Узбекистан.
  8. Совершенствование правоприменительной практики в сферах свободы религии, слова и мысли, получения информации, недопущения дискриминации, обеспечения гендерного равенства, доступа всех к качественному образованию и медицинским услугам, социальной интеграции пожилых людей, защиты прав детей и молодежи, женщин.
  9. Повышение уровня правовой, социально-экономической и иной поддержки института семьи, защиты материнства, отцовства и детства, профилактики и борьбы с насилием в семье.
  10. Обеспечение экономических прав человека, развитие частной собственности, создание конкурентных рынков и создание равных условий для ведения бизнеса, развитие государственно-частного партнерства.
  11. Повышение качества и охвата образования на всех уровнях, развитие системы непрерывного образования, обеспечение гибкости системы обучения в зависимости от потребностей экономики.
  12. Улучшение адресности и качества информационно-просветительской и образовательной деятельности в области прав человека, повышение правовой грамотности населения и культуры прав человека.
  13. Гармонизация межгосударственных отношений, сотрудничество и отношения с международными, зарубежными и неправительственными организациями, внедрение инновационных принципов качественного и своевременного выполнения рекомендаций международных договорных органов по правам человека.
  14. Осуществление мероприятий, направленных на обеспечение избрания Республики Узбекистан в состав Совета ООН по правам человека.

 

  1. Основные направления реализации стратегии

 

4.1. Приоритетные направления в области защиты личных и политических прав:

- повышение ответственности государственных органов и должностных лиц за выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров в области личных и политических прав;

- широкое применение судами и правоохранительными органами норм и принципов международного права и международных договоров Республики Узбекистан, создание условий для эффективной реализации принципа верховенства международного права;

- повышение роли судебной власти в обеспечении прав, свобод и законных интересов человека, обеспечении принятия решений суда, справедливых и не зависящих от внешнего воздействия;

- полная реализация принципов равенства и состязательности в судопроизводстве, преобразование адвокатской деятельности в заслуживающий доверия, надежный институт по правам человека, повышение качества квалифицированной юридической помощи и повышение престижа адвоката;

- обеспечение защиты граждан от проявлений неравенства и дискриминации представителей уязвимых слоев населения;

- реформирование системы прописки, исходя из международных обязательств, обеспечение прав граждан на свободное перемещение из одного места в другое на территории страны и свободный выбор место проживания;

- совершенствование механизма обеспечения права человека на защиту от вмешательства в его личную жизнь;

- совершенствование обеспечения всех условий для развития языка и культуры всех национальностей и народностей, проживающих в Республике Узбекистан;

- совершенствование системы бесплатной юридической помощи, внедрение института правосудия в отношении несовершеннолетних детей, эффективное внедрение принципов наилучшего обеспечения интересов ребенка в практику;

- совершенствование механизма обеспечения прав и безопасности свидетелей в уголовном процессе;

- совершенствование системы борьбы с торговлей людьми, разработка комплексного подхода к выявлению причин и условий проституции и порнографии в жизни детей и женщин, безнадзорных детей, совершенствование механизма реабилитации пострадавших;

- внедрение системы ювенальной юстиции, усиление социальной защиты сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имплементация положений международных стандартов по правам ребенка и обеспечение эффективного парламентского и общественного контроля за правоприменительной практикой в этой сфере;

- повышение общественно-политической активности населения, избирательной культуры, организация и проведения выборов с учетом международных стандартов по честным и свободным выборам;

- повышение роли и позиции Конституционного суда Республики Узбекистан в обеспечении международных стандартов прав и свобод человека, введении института конституционных жалоб физических и юридических лиц;

- усиление роли парламента в системе государственной власти, дальнейшее расширение полномочий парламента в осуществлении парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти, а также в решении важнейших задач внутренней и внешней политики страны;

- повышение роли политических партий, институтов гражданского общества, средств массовой информации в деле защиты прав, свобод и законных интересов человека;

- создание Общественной палаты Республики Узбекистан в целях дальнейшего усиления общественного контроля, налаживания тесного взаимодействия государства и общества;

- обеспечение свободного доступа к информации, а также выражения мысли как один из важнейших факторов существования и развития полноценного гражданского и информационного (цифрового) общества;

- совершенствование механизмов и средств финансирования институтов гражданского общества.

 4.2. Приоритетные направления в области защиты экономических, социальных и культурных прав, а также устойчивого развития:

- разработка и внедрение в жизнь Программы сокращения нищеты как эффективного фактора обеспечения экономических и социальных прав;

- создание эффективных механизмов обеспечения гарантий неприкосновенности частной собственности, защита экономических прав и законных интересов физических и юридических лиц, особенно предпринимателей;

- усиление гарантий права собственности, совершенствование механизмов защиты прав и законных интересов предпринимателей, кодификация законодательства в сфере предпринимательской деятельности;

- вхождение в число развитых стран по эффективности системы здравоохранения, обеспечение широкого охвата населения медицинскими услугами, возможности использования безопасных, эффективных, качественных и доступных по цене необходимых лекарственных средств и вакцин, законодательное закрепление прав и обязанностей пациентов;

- защита репродуктивных прав граждан, расширение возможностей женщин и мужчин в использовании услуг по планированию семьи;

- совершенствование организационно-правовых механизмов защиты прав работников, в том числе, защиты государственных служащих, медицинских, педагогических работников от всех форм принудительного труда и от работ, не предусмотренных трудовыми договорами;

- защита прав трудовых мигрантов и членов их семей, имплементация международных договоров в национальное законодательство, в том числе рекомендаций договорных органов ООН и Международной организации труда, относительно усиления гарантий защиты трудовых прав;

- разработка концепции социальной защиты населения, а также, работа с пожилыми и одинокими пожилыми людьми, создание целостной и эффективной системы их социальной поддержки, принятие законодательных актов по социальному страхованию;

- разработка концепции «Молодежь Узбекистана-2025», определение в ней практических мер по воспитанию духовно-физического гармоничного поколения;

- совершенствование права граждан на получение пенсий, в том числе обеспечение перевода этой системы в электронную форму;

- разработка отдельной программы по социальной адаптации молодёжи, воспитывающихся в детских домах, в частности, их трудоустройству и обеспечению жильем в будущем;

- совершенствование организационно-правовой системы усыновления (удочерения) ребенка, предусматривающей создание льгот и преференций для усыновителей (родителей), поощрения их путем предоставления материальных льгот;

- дальнейшее развитие системы дошкольного образования (обеспечение до 2025 года охвата дошкольным образованием 74,5 процентов детей в возрасте 3-7 лет, а также 100 процентов детей в возрасте 6 лет), улучшение системы по развитию детей, уходу и дошкольному образованию;

- обеспечение инклюзивного, справедливого и качественного образования и поощрение возможностей учиться на протяжении всей жизни, поднять начальное и общее среднее образование на новый качественный уровень, обеспечить доступное и качественное среднее специальное, высшее, профессиональное и дополнительное образование;

- охват молодежи высшим образованием и определение масштаба государственных грантов в высших учебных заведениях;

- обеспечение населения доступом к чистой питьевой воде, рациональное использование водных ресурсов, расширение участия институтов гражданского общества в улучшении состояния водного хозяйства и санитарии;

- усиление действий по охране и защите объектов культуры и природного наследия с учетом роста показателей урбанизации населения, развития республиканских городов по модели современных мегаполисов мира, реализация концепции «умных и безопасных городов»;

- обеспечение права нынешнего и будущих поколений на жизнь в благоприятной экологической среде, охрана и восстановление экосистем суши, рациональное использование лесов, борьба с опустыниванием, приостановление процесса деградации земель и возвращение их в пользование, приостановление процесса ликвидации биологического разнообразия;

- совершенствование законодательства об охране природы, системы экологических ограничений, а также регулирование режима природопользования, внедрение стандартов экологического права для минимизации вредного воздействия на окружающую среду.

 

4.3. Совершенствование механизмов мониторинга и имплементации международных стандартов в области прав и свобод человека к законодательству и правоприменительной практике:

- повышение уровня информированности населения и представителей органов государственной власти и управления о содержании международных договоров, ратифицированных Республикой Узбекистан;

- повысить эффективность и независимостиь судебной власти, отменить порядок предъявления протеста прокуратурой на судебные решения, наделить суд полномочиями по противоздействию стороны председателей судов;

- совершенствование порядка выполнения рекомендаций уставных органов ООН и договорных органов по правам человека, расширение осуществления парламентского и общественного контроля за деятельностью ответственных государственных органов и должностных лиц в этой сфере;

- совершенствование национальной превентивной системы предупреждения нарушений прав человека в местах лишения свободы и закрытых учреждениях;

- систематический мониторинг за защитой и соблюдением прав инвалидов;

- совершенствование практики применения международных стандартов в области прав человека в деятельности судов и правоохранительных органов.

 

4.4. Повышение правовой грамотности в области прав человека, в том числе распространение достоверной информации и просвещение, организация образовательной деятельности:

- развитие системы непрерывного образования по вопросам прав человека, внедрение современных инновационных методов формирования культуры уважения к закону и правам человека в обществе;

- введение учебного курса «Права человека» в учебных центрах переподготовки и повышения квалификации работников высших учебных заведений и кадров, в том числе судей и правоохранительных органов, а также в общеобразовательных школах, академических лицеях и колледжах;

- расширение фундаментальных и инновационных исследований в области прав человека, повышение научного потенциала образовательных и научно-исследовательских учреждений, эффективности научных исследований и работ, обеспечение их интеграции в международные исследования в этой области, широкое внедрение результатов научных исследований в практику;

- дальнейшее усиление деятельности средств массовой информации по эффективному распространению информации и просвещению в области прав человека;

- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации профессиональных журналистов по вопросам прав человека, создание правовых и организационных основ журналистских расследований.

 

4.5. Поднять на новый уровень сотрудничество с международными и региональными структурами и национальными институтами зарубежных стран в области защиты прав человека:

- развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с Организацией Объединенных Наций, Европейским Союзом, ОБСЕ, ОИС, органами и структурами СНГ по вопросам соблюдения и защиты прав человека и реализации целей устойчивого развития ООН;

- рассмотрение вопросов присоединения Республики Узбекистан к международным договорам в области прав человека, в том числе прав и защиты детей, женщин, инвалидов и пожилых людей;

- продвижение инициативы Узбекистана по принятию Международной конвенции о правах молодежи, выдвижения кандидатуры Узбекистана для избрания в Совет по правам человека на период 2021-2023 годов, а также членства национальных экспертов в органах ООН по правам человека;

- усиление сотрудничества с зарубежными странами по вопросам прав человека, включая проведение регулярного диалога по правам человека;

- налаживание взаимовыгодного сотрудничества с международными и зарубежными партнерами в целях устойчивого развития ООН и по вопросам прав человека с привлечением их финансовых ресурсов.

 

  1. Механизм реализации Стратегии, мониторинга и финансирования

 

В реализации Стратегии наряду с Правительством Республики Узбекистан, органами государственной власти и управления, судебной властью и правоохранительными органами, совместно участвуют институты гражданского общества, средства массовой информации и международные организации.

Для качественной и эффективной реализации Стратегии, осуществляются следующие меры:

-регулярное освещение ее реализации в средствах массовой информации в рамках семинаров, конференций и других мероприятий;

- информирование международного сообщества о ходе и результатах реализации мер, принятых в области защиты и соблюдения прав и свобод человека в Узбекистане.

В период реализации Стратегии формируется Комиссия по ее реализации. Функции рабочего органа данной Комиссии выполняет Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека.

Комиссия имеет следующие права:

- принимать решения, обязательные для исполнения государственными органами, ответственными за реализацию Стратегии;

- привлекать соответствующих специалистов, экспертов, в том числе иностранных специалистов, а также научные и иные учреждения для разработки и решения вопросов, связанных с реализацией Стратегии.

Все мероприятия Стратегии финансируются за счет следующих источников:

- государственный бюджет Республики Узбекистан. Эти средства будут предусмотрены в годовых бюджетах соответствующих государственных органов и институтов гражданского общества, участвующих в реализации Стратегии, и уточняются ежегодно;

- финансовые ресурсы международных организаций, а также добровольные взносы и средства физических и юридических лиц, заинтересованных в реализации целей Стратегии во взаимодействии с государственным органом или институтом гражданского общества, являющимся конкретным исполнителем мероприятий.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech