Выборы – конституционный институт демократии
Прежде всего, следует подчеркнуть, что демократия – это власть народа, это воля народа. Реализация прав каждого избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, свободные выборы, проводимые на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании открыто и гласно – это неотъемлемые атрибуты и необходимые условия демократического правового государства.
При этом общепризнанные принципы выборов закреплены во многих международных актах, таких как:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Конвенция о политических правах женщин;
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
- Конвенция о правах инвалидов;
- Декларация о критериях свободных и справедливых выборов;
- Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ и других.
Общепризнанные принципы и международные стандарты избирательного права полностью имплементированы в наше национальное выборное законодательство, включающее сегодня в себя Конституцию Республики Узбекистан, Избирательный кодекс и другие законодательные акты страны.
В частности, согласно международным документам воля народа должна быть основой власти правительства. Эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
В статье 117 Конституции Республики Узбекистан закреплено, что выборы Президента, в Законодательную палату парламента, в местные представительные органы государственной власти проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие восемнадцати лет. Выборы проводятся с периодичностью пять лет.
Принятый в текущем году Избирательный кодекс Республики Узбекистан полностью раскрывает практические механизмы реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами общества и государства.
Избирательный кодекс: особенности подготовки и обсуждения
Относительно принятия и особенностей Избирательного кодекса Республики Узбекистан, следует отметить следующее.
Первая особенность. Избирательный кодекс разработан не в стенах одной организации, а результат объединения усилий всех политических сил, партий страны, институтов гражданского общества, итог всенародного обсуждения.
Во-первых, проект Кодекса был опубликован на портале «СОВАЗ» и на сайте Центральной избирательной комиссии.
Во-вторых, проведены предварительные обсуждения проекта с участием областных, районных, городских избирательных комиссий, других участников выборов.
В-третьих, документ широко обсуждался на местах с участием представителей политических партий и их электората.
В-четвертых, организовано общественное обсуждение и общественная экспертиза проекта Кодекса.
В-пятых, по нему получены заключения авторитетных международных организаций, в частности, БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы.
Вторая особенность. В ходе подготовки кодекса проведена инвентаризация избирательного законодательства и обобщена национальная практика проведения выборов. Кодекс подготовлен на основе кодификации 5 ранее действовавших избирательных законов – о выборах Президента, в Олий Мажлис, в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, а также о ЦИК и гарантиях избирательных прав граждан.
Третья особенность. При разработке Кодекса принято во внимание рекомендации зарубежных наблюдателей, миссий международных организаций таких как, ШОС, СНГ, ОИК, ОБСЕ и других по выборам в Узбекистане – парламентских 2009 и 2014 гг., а также президентских – 2007, 2015 и 2016 гг.
Четвертая особенность. При разработке Кодекса изучено избирательное законодательство и опыт более 30 зарубежных стран – Франции, Германии, Бельгии, Польши, Кореи, стран СНГ и др. Проделана большая работа по инвентаризации международных документов в этой сфере, участниками которых является Узбекистан.
Новеллы Избирательного кодекса
Принятие Избирательного кодекса стало важнейшим шагом на пути демократизации и либерализации всех сторон жизни узбекского общества и государства, укреплении плюрализма мнений, многопартийной системы с учетом общепризнанных принципов и международных стандартов демократических выборов.
Можно указать на следующие новеллы Избирательного кодекса.
Во-первых, в Кодексе полностью имплементированы в национальное избирательное законодательство положения международных документов о выборах, предусматривающих обеспечение прямого избрания членов хотя бы одной из палат парламента.
Из законодательства исключены нормы выдвижения и избрания депутатов нижней палаты парламента от Экодвижения, сохранив при этом количество депутатских мест в Законодательной палате (150 мест).
Во-вторых, упразднен порядок выдвижения кандидатов в районные (городские) Кенгаши народных депутатов органами самоуправления граждан.
Выдвижение кандидатов от органов самоуправления граждан был необходим в период становления национальной государственности, когда в стране не было развитой многопартийной системы и, соответственно, не было реальной свободы выбора между кандидатами. Но сегодня в обществе нет потребности в этом институте. В ходе проведенных в 2014 году выборов наблюдались случаи, когда махалли выдвигали кандидатов, организовывали работу участковых избирательных комиссий и наблюдали за выборами. То есть получался некоторый нонсенс.
В-третьих, избирателям предоставлена возможность поддерживать участие на выборах более чем одной партии. Так в статье 38 Избирательного кодекса закреплено, что избиратели вправе ставить подпись в поддержку одной или нескольких политических партий.
В-четвертых, увеличено количество доверенных лиц кандидатов в депутаты (10 – для Законодательной палаты, 5 - областных Кенгашей народных депутатов, 3 – районные и городские Кенгаши народных депутатов). Усилена роль наблюдателей от политических партий в обеспечении гласности и демократичности выборов.
Они наделены дополнительным правом получать копии документов о результатах выборов сразу после составления протокола избирательной комиссии по итогам подсчёта голосов.
Установлен порядок незамедлительного вывешивания на избирательном участке копии протокола участковой избирательной комиссии о подсчете голосов для всеобщего ознакомления на срок не менее чем 48 часов и т.д.
В-пятых, кандидату или наблюдателю предоставлено право подавать жалобу относительно любого аспекта избирательного процесса (в том числе запросить пересчет голосов или признать недействительными результаты выборов).
Этому вопросу посвящена статья 102 Избирательного кодекса (рассмотрение жалоб на решения избирательных комиссий). В нем закрепляется, что решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов в депутаты, кандидатами в депутаты, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в вышестоящую избирательную комиссию, или в суд в течение десяти дней после принятия решения. Решения ЦИК могут быть обжалованы в Верховный суд в течение десяти дней после принятия решения.
Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее шести дней – незамедлительно. Лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участвовать при рассмотрении жалобы.
В-шестых, на законодательном уровне определен порядок избрания членов Сената, с отменой Положения о порядке избрания членов Сената Олий Мажлиса, ранее утвержденного постановлением ЦИК.
То есть теперь основными игроками, которые борются за голоса избирателей, являются именно политические партии.
Все это является важнейшими новеллами Избирательного кодекса, которые способствуют укреплению многопартийной системы, усилению межпартийной конкуренции, борьбы идей и программ – этого важнейшего и необходимого условия демократии. Аналогичные нормы и практика имеются практически во всех развитых демократических государствах.
Таким образом, Избирательный кодекс Узбекистана учитывает нормы параграфа 7.5 Копенгагенского документа ОБСЕ от 1990 года, который гласит, что государства-участники ОБСЕ должны «уважать право граждан добиваться политической или общественной должности, в индивидуальном порядке или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации».
В статье 70 Избирательного кодекса закреплено, что: выдвижение кандидатов в депутаты осуществляется высшими органами политических партий; порядок подбора кандидатов в депутаты определяется самими политическими партиями.
При этом число женщин должно составлять не менее 30% от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политической партии, и политические партии правомочны выдвинуть кандидатом в депутаты членов своей партии или беспартийных.
Другими словами, любой гражданин, в том числе беспартийный, также может стать кандидатом в депутаты и полностью обеспечивается его право добиваться политических или государственных постов в личном качестве. Действительно положения Избирательного кодекса не только не противоречат, но и выработаны с учетом международных норм в этой сфере.
Выборы и институты гражданского общества
Избирательный кодекс значительно усилил рол институтов гражданского общества, в частности махалли, в подготовке и проведении выборов:
во-первых, на всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право участвовать наблюдатели от органов самоуправления граждан;
во-вторых, члены окружных избирательных комиссий по выборам в районный, городской Кенгаш народных депутатов утверждаются по рекомендации органов самоуправления граждан;
в-третьих, кандидатуры в члены УИК предлагаются органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, которые обсуждаются на заседаниях районных, городских Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения в соответствующей окружной избирательной комиссии.
Таким образом в законодательстве предусмотрено вовлечение на выборы важнейшего института гражданского общества – махалли как в качестве организатора выборов (формирование УИК, ОИК), так и в качестве наблюдателей.
Выборы и конституционное право граждан на участие в управлении делами общества и государства
Избирательное законодательство Узбекистана четко определило право граждан на участие в управлении делами общества и государства.
Так, согласно статье 5 Избирательного кодекса не могут быть избранными и не участвуют в выборах:
во-первых, граждане, признанные судом недееспособными;
во-вторых, лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Следует обратить внимание, что во многих, даже развитых демократических странах мира, к выборам не допускаются лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. А у нас круг таких лиц ограничен – это только те, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления.
Для сравнения, Избирательный кодекс Франции устанавливает, что «избирателями являются француженки и французы, достигшие 18-летнего возраста, пользующиеся гражданскими и политическими правами и не подпадающие ни под какой предусмотренный законом случай недееспособности». При этом различается недееспособность, связанная с состоянием здоровья (избирательным правом не пользуются душевнобольные), и недееспособность, являющаяся результатом противоправного поведения, которое не позволяет предполагать, что данное лицо с честью и достоинством выполнит свой гражданский долг.
К последней категории относятся все лица, осужденные за преступления, и лица, осужденные за серьезные проступки (правонарушения), перечень которых содержится в Избирательном кодексе. В ряде случаев суды имеют право в зависимости от характера дела не лишать осужденных избирательных прав или, наоборот, дополнять основное наказание временным лишением избирательных прав. Лишение избирательных прав может быть прекращено законом об амнистии, последующим оправданием или истечением срока условного наказания.
Виды, формы и методы предвыборной агитации
В Избирательном кодексе четко определены виды, формы и методы проведения агитации (статья 45) политическими партиями и их кандидатами.
Агитация может проводиться в виде:
- распространения информации о программе и (или) предвыборной платформе политической партии с призывом голосовать за ее кандидата;
- распространения информации о кандидате с призывом голосовать за него.
Агитация может проводиться в форме: публичных дебатов, дискуссий, пресс-конференций, собраний граждан, интервью, выступлений, размещения роликов в средствах массовой информации.
Агитация осуществляется:
- через средства массовой информации, а также информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая Интернет);
- посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (плакаты, листовки и другие материалы);
- посредством проведения встреч с избирателями и т.д.
В Избирательном кодексе Франции допустимыми видами предвыборной агитации являются:
- встречи с избирателями, которые должны быть открытыми, за исключением выборов в Сенат;
- выступление в средствах массовой информации и публикация листовок и избирательных бюллетеней, распространением которых занимается комиссия по предвыборной агитации;
- внешняя рекламная продукция (афиши), которые размещаются в строго отведенных мэрией местах.
Другими словами, можно отметить схожесть и совпадение во многих местах норм избирательных кодексов Франции и Узбекистана.
Кодекс: окружные и участковые избирательные комиссии
При разработке Избирательного кодекса законодатели обратили особое внимание вопросам формирования, организации деятельности окружных и участковых избирательных комиссий:
во-первых, участковая избирательная комиссия (УИК) образуется окружной избирательной комиссией не менее чем за сорок дней до выборов в составе пяти – девятнадцати членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря. Кандидатуры в члены УИК предлагаются органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, которые обсуждаются на заседаниях районных, городских Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения в соответствующей окружной избирательной комиссии (статья 23);
во-вторых, членами избирательной комиссии не могут быть члены другой избирательной комиссии, члены политических партий, хокимы областей, районов и городов, должностные лица органов прокуратуры, судов, близкие родственники и доверенные лица кандидатов, а также лица, которые находятся в непосредственном подчинении кандидатов и т.д. (статья 25);
в-третьих, предусмотрены конкретные действия УИК после завершения голосования (подсчет голосов, составление протокола, взаимодействие с окружной избирательной комиссией и др.);
в-четвертых, определен порядок, в соответствии с которым при образовании избирательных округов во время выборов в представительные органы государственной власти максимально допустимое отклонение количества избирателей в избирательных округах не должно превышать 15%;
в-пятых, предусмотрено образование единого избирательного участка в случае одновременного проведения выборов в Законодательную палату и местные Кенгаши народных депутатов и т.д.
Если посмотреть на опыт Германии, то можно увидеть, что выборы в Бундестаг проводятся на всей территории ФРГ, которая разбивается на избирательные округа, а те, в свою очередь, - н а избирательные участки. При этом участковые избирательные комиссии формируются при активном участии муниципалитета.
Во время выборов у каждой участковой избирательной комиссии имеется специальная памятка для ее членов, напоминающая их обязанности по созданию надлежащих условий для проведения голосования и определения его результатов. В памятке обращается внимание на то, что сотрудничество членов комиссии, представляющих различные партии, должно обеспечивать корректный и надпартийный характер процедуры голосования.
Никто не имеет права быть членом более чем одного избирательного органа. Ни кандидаты в депутаты выборных органов, ни лица, которым доверено выдвигать кандидатов, ни их заместители не имеют права входить в состав какого-либо избирательного органа.
Можно привести много примеров из Избирательного кодекса Узбекистана и законодательства Германии и других стран, которые свидетельствуют о схожести и в некоторых случаях идентичности норм и практики выборов Узбекистана с развитыми демократическими странами.
Новые положения Избирательного кодекса
В Избирательном кодексе Узбекистана предусмотрены также следующие основные новые положения:
- законодательно регламентирован порядок функционирования Единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан;
- исключено понятие «избирательный лист» посредством внедрения единого документа – избирательного бюллетеня, как для досрочного голосования, так и голосования в день выборов;
- введен порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц по вопросам организации, проведения и подведения итогов выборов;
- избирателям предоставляется возможность ставить несколько знаков (+, √, Х) в пустом квадрате бюллетеня, расположенном справа напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует и другие.
Необходимо отметить, что принятие и реализация в стране Стратегии действий обозначило начало качественно нового этапа развития нашей государственности. Она значительно усилила роль политических партий, парламента, представительных органов власти на местах, негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и т.д. Все осуществляемые демократические реформы, будь то в сфере государственного управления, экономики, социальной и гуманитарной сфере, судебно-правовой области, все они направлены, прежде всего, на защиту прав, свобод и законных интересов человека, простых наших граждан.
В заключении можно отметить, что выборы 2019 года пройдут в совершенно новых политических условиях, в условиях сильной межпартийной конкуренции, борьбы идей и программ. А принятый парламентом Избирательный кодекс станет надежной основой для проведения подлинных демократических выборов.
А.Саидов,
академик
- Добавлено: 26.10.2019
- Просмотров: 5728
- Распечатать