Государство как традиционный субъект международного права
Международное право возникло как система норм, регулирующих, прежде всего, отношения между государствами. По сей день государство считается традиционным, основным и первичным субъектом международного права.
Содержание международного права определяется по согласованной воле государств, первичных субъектов международного права. Как отмечает И.Лукашук, «государства — наиболее могущественные и организованные субъекты. Они сосредоточили в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь» [1].
Из истории международного права известно, что изначально международное право формировалось как инструмент защиты национальных интересов государств на мировой арене, прежде всего, суверенитета государства. Обеспечение суверенного равенства государств – один из основополагающих принципов международного права, который закреплен в Уставе ООН (ст.2) и Заключительном акте СБСЕ 1975 г. [2], называемом также Хельсинским актом. Данный акт закрепил основные принципы международного права и по праву считается одним из важнейших достижений в истории международного права.
Однако, система международных отношений динамично развивается и трансформируется, расширяется круг регулируемых международным правом вопросов. Расширяется также и круг субъектов международного права и акторов международных отношений. Возросла роль транснациональных компаний и международных неправительственных организаций, мнения и позиция которых влияет на содержание международно-правовых норм и международную политику. Из анализа международных документов по правам человека вытекает, что в идеале транснациональные компании и международные НПО должны содействовать государствам в решение глобальных проблем, а не конкурировать с ними и вытеснять из международной арены, процесса принятия глобально значимых решений. Однако, на практике зачастую транснациональные компании наносят вред экономике страны, а НПО порой своей не всегда обоснованной критикой подрывают доверие к институтам государственности, вместо того чтобы содействовать решению проблем.
В таких условиях возникает вопрос, какова роль государств в условиях расширения круга субъектов международных отношений и возрастания их роли.
Изменение роли государства в современный период в условиях глобальных трансформационных процессов
Прежде чем определить и оценить государства в условиях глобальной трансформации важно дать характеристику данного периода.
Настоящий период в мире характеризуется коренными изменениями и трансформационными процессами. Главная характеристика периода - обострение противоречий, например, между дальнейшей глобализацией и стремлениями к деглобализации, индустриализацией и деиндустрализацией, укреплением суверенитета и усилением интеграционных процессов, децентрализацией власти (т.е. делегированием полномочий и сокращением государственного аппарата) и созданием социального государства, что означает, увеличение государственных функций и обязанностей перед народом. Вследствие усиления противоречий возникает все больше кризисов - экономический кризис, кризис доверия на политическом уровне, кризис перепроизводства, продовольственный кризис, климатический кризис, кризис прав человека и др.
При этом, решающим фактором развития мира становится переход на цифровую экономику, который сопровождается следующими процессами:
Во-первых, наблюдается крах капитализма вследствие кризиса перепроизводства. Все чаще на международных дискуссионных площадках обсуждаются вопросы о переходе на посткапитализм (или неокапитализм) и постиндустриализм, однако, каким будет следующий этап развития человечества и как оно будет называться неоднозначно.
Во-вторых, положено начало Четвертой промышленной революции[3], особенность которой в том, что меняется не окружающий мир, а сам человек.
В-третьих, идет ускоренный переход на шестой технологический уклад, характеризуемого интенсивным развитием нанотехнологий.
Данный период по инициативе Всемирного экономического форума в Давосе назвали периодом Великого обнуления или Великой перезагрузки[4] и переходом на Новый мировой порядок.
В таких условиях возникает вопрос о роли государств в качестве субъектов международного права в условиях нового формирующегося мирового порядка. Однозначного ответа в международно-правовой полемике не существует. Одна группа ученых придерживается мнения, что роль государства в условиях глобальных трансформационных процессов возрастает, другие, наоборот, отмечают снижение роли государства в качестве субъекта международного права.
От роли государства зависит и роль международного права – останется ли оно инструментов взаимодействия между государствами или будет создан новый инструмент регулирования. В случае усиления роли государства роль международного права также возрастет в качестве инструмента взаимодействия государств на международной арене. Усиление государств в качестве субъектов международного права означает четкое разделение между национальным и международным правом. В случае ослабления государств как субъектов международного права международное право может трансформироваться в глобальное право. Однако, как отмечает Паломбелла Джанлуиджи глобальное право «размывает границы между «национальным и международным правом», меняя основания легитимности последнего, и постепенно снижает значение принципа суверенного равенства государств». [5].
Ослабление роли государства в условиях глобальных трансформационных процессов
В последние годы получили распространение концепции, авторы которых, ссылаясь на развивающийся процесс глобализации, утверждают, будто происходит упадок роли государства, а некоторые даже констатируют конец национального государства. Пишут о том, что государства вытесняются транснациональными корпорациями, которые способны лучше обеспечить мировой порядок [1, С.24].
В этой связи, уместно упомянуть постпозитивистскую концепцию суверенитета, согласно которой, суверенитет перестает быть важнейшим признаком национального государства в условиях глобализации, вследствие чего снижается роль государства и суверенитета в мировой политике. Однако, это означает, что и принцип суверенного равенства государств, одного из основополагающих принципов международного права, находится под угрозой, а нарушение одного принципа влечет нарушение других принципов, что ведет к кризису международного права. Другими словами, международное право перестает быть действенным инструментом для решения глобальных проблем.
Постпозитивистская концепция суверенитета пропагандирует необходимость отказа от самого института государственности и передачу правления наднациональным структурам: транснациональным, межправительственным и неправительственным институтам. Вышеуказанная концепция означает, что государство перестает быть первичным, главным и доминирующим субъектов международного права. Вместе с тем, как отмечают некоторые ученые, «несостоятельность данной концепции подтверждается не только отсутствием четкой аргументации, но и фактической нежизнеспособностью» [6].
Ослабление роли национальных государств – это последствие усиления процессов глобализации и ее сопровождающих ее процессов, например, миграции, которая смывает границы и национальную идентичность, традиции и смешение культур. Поэтому сегодня наблюдается другая тенденция – деглобализация, как попытка государств сохранить свою правосубъектность в новом формирующемся мировом порядке.
Усиление роли государства в условиях глобальных трансформационных процессов
Вместе с тем, многие ученые отрицают снижение роли государства в качестве субъекта международного права. Так, по мнению И.Лукашука, роль государства не снижается, а лишь меняется [1, С.24]. Изменение роли и функций государства объясняется расширением круга акторов международных отношений и вопросов регулируемых вопросов, усложнением международной системы в условиях глобализации. Государство — необходимый субъект в социально-политической сфере в целом. Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни [1, С.24].
В условиях глобальных трансформационных процессов, сопровождающихся всякого рода экономическими кризисами, растет число уязвимых категорий населения. Переход к новому миропорядку не проходит безболезненно и негативно влияет на социальную политику. В таких условиях важно укрепить роль государства в качестве механизма обеспечения прав человека и социальной защиты.
Переход на новый миропорядок не означает полного отказа от концепции общественного договора и государственных институтов, но оно может означать обновление концепции общественного договора. В подтверждение этого можно отметить, что во многих государствах в последние годы проводятся конституционные реформы, направленные на укрепление государственности и суверенитета государств. Проведение конституционных реформ – это усилия государств по укреплению государственности в условиях нового мирового порядка и цифровой экономики.
Однако, отметим, что анализ Глобальной повестки до 2030 года однозначного ответа на данный вопрос не дает. В 17 глобальных целях устойчивого развития закреплены цели и задачи по совершенствованию систем управления в целом, обеспечению безопасности и расширению глобального партнерства, однако не говорится однозначно об укреплении национального суверенитета и государственности.
Обеспечение суверенного равенства государств как важнейшая задача в условиях глобальных трансформационных процессов и цифрового неравенства
Глобальная цифровая трансформация ставит перед государствами новые вызовы и задачи. Важнейший вопрос, стоящий перед государствами сегодня, – как обеспечить соблюдение принципа суверенного равенства государств в условиях цифрового неравенства, с учетом неравномерного развития цифровых технологий в мире и растущего цифрового разрыва между различными государствами и регионами мира. О наличии цифрового разрыва свидетельствуют и международные рейтинги по оценке готовности государств к цифровой экономике.
Важнейшая задача государств в условиях цифровой трансформации – это защита прав человека. В конституции цифровой эры включаются статьи касательно защиты цифровых прав человека, обеспечения цифрового суверенитета и кибербезопасности. Одной из статей в конституциях становится признание права на Интернет в качестве одного из прав человека. Внедрение подобных статей – это попытка государств адаптироваться к условиям цифровой экономики и сохранить свою международную правосубъектность в условиях нового формирующегося порядка.
Важнейшей угрозой является насколько государство обеспечит безболезненный переход к рынку труда, который стремительно меняется в условиях цифровой трансформации. От способности государства организовать плавный переход к цифровой экономике и смягчить негативные последствия такого перехода на социальную политику зависит укрепление доверия к государству как основному механизму управления в новых реалиях.
Другой важный вопрос в условиях перехода к цифровой экономике - вопрос о статусе и правовом регулировании киберпространстве. Как известно, в международном праве существует 4 режима территории – территории с государственным режимом, с международным режимом, со смешанным режимом и с особым режимом. Статус киберпространства на данный момент не определен. От его определения зависит решение проблемы преодоления цифрового неравенства между государствами и сохранение роли государства в качестве основного субъекта международного права.
Следующий вопрос, имеющий важную роль для укрепления государственности – это вопрос цифровой валюты. Возникает вопрос – способствует ли введение цифровой валюты укреплению государственности в или наоборот. С одной стороны, важно обеспечить развитие национальной экономики, включая укрепление национальной валюты, с другой стороны – необходимо развитие международного экономического сотрудничества.
Таким образом, сохранение роли государств в качестве основных субъектов международного права зависит от уровня обеспечения и защиты прав человека государством в цифровую эру, обеспечения цифрового суверенитета и кибербезопасности государства, адаптации к условиям цифровой экономики, трансформации рынка труда.
Перспективы укрепления государств в качестве субъектов международного права
На основании вышеизложенного, перед государствами стоит задача укрепления национального суверенитета и сохранения своей международной правосубъектности. Однако, для этого важно пересмотреть концепцию общественного договора, а также принять меры по адаптации к условиям Нового мирового порядка. Важно сохранить государство как форму и организации национальной и международной политики, а также инструмент обеспечения и защиты прав человека. Для этого важно, прежде всего, обеспечить эффективность конституционно-правовых реформ.
Следует также в дополнение к Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года принять Декларацию о принципах межгосударственного сотрудничества в условиях цифровой экономики, в котором следует закрепить статус киберпространства и принцип защиты цифрового суверенитета государств.
Хамдамова Фируза,
доктор философии по юридическим наукам (PhD)
докторант Национального центра Республики Узбекистан
по правам человека на соискание степени доктора юридических наук
- Добавлено: 20.06.2023
- Просмотров: 5634
- Распечатать