ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

 

 

Государство как традиционный субъект международного права

Международное право возникло как система норм, регулирующих, прежде всего, отношения между государствами. По сей день государство считается традиционным, основным и первичным субъектом международного права.

Содержание международного права определяется по согласованной воле государств, первичных субъектов международного права. Как отмечает И.Лукашук, «государства — наиболее могущественные и организованные субъекты. Они сосредоточили в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь» [1].

Из истории международного права известно, что изначально международное право формировалось как инструмент защиты национальных интересов государств на мировой арене, прежде всего, суверенитета государства. Обеспечение суверенного равенства государств – один из основополагающих принципов международного права, который закреплен в Уставе ООН (ст.2) и Заключительном акте СБСЕ 1975 г. [2], называемом также Хельсинским актом. Данный акт закрепил основные принципы международного права и по праву считается одним из важнейших достижений в истории международного права.

Однако, система международных отношений динамично развивается и трансформируется, расширяется круг регулируемых международным правом вопросов. Расширяется также и круг субъектов  международного права и акторов международных отношений. Возросла роль транснациональных компаний и международных неправительственных организаций, мнения и позиция которых влияет на содержание международно-правовых норм и международную политику. Из анализа международных документов по правам человека вытекает, что в идеале транснациональные компании и международные НПО должны содействовать государствам в решение глобальных проблем, а не конкурировать с ними и вытеснять из международной арены, процесса принятия глобально значимых решений. Однако, на практике зачастую транснациональные компании наносят вред экономике страны, а НПО порой своей не всегда обоснованной критикой подрывают доверие к институтам государственности, вместо того чтобы содействовать решению проблем.

В таких условиях возникает вопрос, какова роль государств в условиях расширения круга субъектов международных отношений и возрастания их роли.

Изменение роли государства в современный период в условиях глобальных трансформационных процессов

 

Прежде чем определить и оценить государства в условиях глобальной трансформации важно дать характеристику данного периода.

Настоящий  период в мире характеризуется коренными изменениями и трансформационными процессами. Главная характеристика периода -  обострение противоречий, например, между дальнейшей глобализацией и стремлениями к деглобализации, индустриализацией и деиндустрализацией, укреплением суверенитета и усилением интеграционных процессов,  децентрализацией власти  (т.е. делегированием полномочий и сокращением государственного аппарата) и созданием социального государства, что означает, увеличение  государственных функций и обязанностей перед народом. Вследствие усиления противоречий возникает все больше кризисов - экономический кризис, кризис доверия на политическом уровне, кризис перепроизводства, продовольственный кризис, климатический кризис, кризис прав человека и др.

При этом, решающим фактором развития мира становится переход на цифровую экономику, который сопровождается следующими процессами:

Во-первых, наблюдается крах капитализма вследствие кризиса перепроизводства. Все чаще на международных дискуссионных площадках обсуждаются вопросы о переходе на посткапитализм (или неокапитализм) и постиндустриализм, однако, каким будет следующий этап развития человечества и как оно будет называться неоднозначно.

Во-вторых, положено начало  Четвертой промышленной революции[3], особенность которой в том, что меняется  не окружающий мир, а сам человек.

В-третьих, идет ускоренный переход на шестой технологический уклад, характеризуемого интенсивным развитием нанотехнологий.

Данный период по инициативе Всемирного экономического форума в Давосе назвали периодом Великого обнуления или Великой перезагрузки[4] и переходом на Новый мировой порядок.  

В таких условиях возникает вопрос о роли государств в качестве субъектов международного права в условиях нового формирующегося мирового порядка. Однозначного ответа в международно-правовой полемике не существует. Одна группа ученых придерживается мнения, что роль государства в условиях глобальных трансформационных процессов возрастает, другие, наоборот, отмечают снижение роли государства в качестве субъекта международного права.  

От роли государства зависит и роль международного права – останется ли оно инструментов взаимодействия между государствами или будет создан новый инструмент регулирования. В случае усиления роли государства роль международного права также возрастет в качестве инструмента взаимодействия государств на международной арене. Усиление государств в качестве субъектов международного права означает четкое разделение между национальным и международным правом.  В случае ослабления государств как субъектов международного права международное право может трансформироваться в глобальное право. Однако, как отмечает Паломбелла Джанлуиджи глобальное право «размывает границы между «национальным и международным правом», меняя основания легитимности последнего, и постепенно снижает значение принципа суверенного равенства государств». [5].

 

Ослабление роли государства в условиях глобальных трансформационных процессов

 

В последние годы получили распространение концепции, авторы которых, ссылаясь на развивающийся процесс глобализации, утверждают, будто происходит упадок роли государства, а некоторые даже констатируют конец национального государства. Пишут о том, что государства вытесняются транснациональными корпорациями, которые способны лучше обеспечить мировой порядок [1, С.24].

В этой связи, уместно упомянуть постпозитивистскую концепцию суверенитета, согласно которой, суверенитет перестает быть важнейшим признаком национального государства в условиях глобализации, вследствие чего снижается роль государства  и суверенитета в мировой политике. Однако, это означает, что и принцип суверенного равенства государств, одного из основополагающих принципов международного права, находится под угрозой, а нарушение одного принципа влечет нарушение других принципов, что ведет к кризису международного права. Другими словами, международное право перестает быть действенным инструментом для решения глобальных проблем.

Постпозитивистская концепция суверенитета пропагандирует необходимость отказа от самого института государственности и передачу правления наднациональным структурам: транснациональным, межправительственным и неправительственным институтам. Вышеуказанная концепция означает, что государство перестает быть первичным, главным и доминирующим субъектов международного права. Вместе с тем, как отмечают некоторые ученые, «несостоятельность данной концепции подтверждается не только отсутствием четкой аргументации, но и фактической нежизнеспособностью» [6].

Ослабление роли национальных государств – это последствие усиления процессов глобализации и ее сопровождающих ее процессов, например, миграции, которая смывает границы и национальную идентичность, традиции и смешение культур. Поэтому сегодня наблюдается другая тенденция – деглобализация, как попытка государств сохранить свою правосубъектность в новом формирующемся мировом порядке.

 

Усиление роли государства в условиях глобальных трансформационных процессов

 

Вместе с тем, многие ученые отрицают снижение роли государства в качестве субъекта международного права. Так, по мнению И.Лукашука, роль государства не снижается, а лишь меняется [1, С.24]. Изменение роли и функций государства объясняется расширением круга акторов международных отношений и вопросов регулируемых вопросов, усложнением международной системы в условиях глобализации. Государство — необходимый субъект в социально-политической сфере в целом. Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни [1, С.24].

В условиях глобальных трансформационных процессов, сопровождающихся всякого рода экономическими кризисами, растет число уязвимых категорий населения. Переход к новому миропорядку не проходит безболезненно и негативно влияет на социальную политику. В таких условиях важно укрепить роль государства в качестве механизма обеспечения прав человека и социальной защиты.

Переход на новый миропорядок не означает полного отказа от концепции общественного договора и государственных институтов, но оно может означать обновление концепции общественного договора. В подтверждение этого можно отметить, что во многих государствах в последние годы проводятся конституционные реформы, направленные на укрепление государственности и суверенитета государств. Проведение конституционных реформ –  это усилия государств по укреплению государственности в условиях нового мирового порядка и цифровой экономики. 

Однако, отметим, что анализ Глобальной повестки до 2030 года однозначного ответа на данный вопрос не дает. В 17 глобальных целях устойчивого развития закреплены цели и задачи по совершенствованию систем управления в целом, обеспечению безопасности и расширению глобального партнерства, однако не говорится однозначно об укреплении национального суверенитета и государственности.

 

Обеспечение суверенного равенства государств  как важнейшая задача  в условиях глобальных трансформационных процессов и цифрового неравенства

 

Глобальная цифровая трансформация ставит перед государствами новые вызовы и задачи. Важнейший вопрос, стоящий перед государствами сегодня, – как обеспечить соблюдение принципа суверенного равенства государств в условиях цифрового неравенства, с учетом неравномерного развития цифровых технологий в мире и растущего цифрового разрыва между различными государствами и регионами мира. О наличии цифрового разрыва свидетельствуют и международные рейтинги по оценке готовности государств к цифровой экономике.

Важнейшая задача государств в условиях цифровой трансформации – это защита прав человека. В конституции цифровой эры включаются статьи касательно защиты цифровых прав человека, обеспечения цифрового суверенитета и кибербезопасности. Одной из статей в конституциях становится признание права на Интернет в качестве одного из прав человека.  Внедрение подобных статей – это попытка государств  адаптироваться к условиям цифровой экономики и сохранить свою международную правосубъектность в условиях нового формирующегося порядка.

Важнейшей угрозой является насколько государство обеспечит безболезненный переход  к рынку труда, который стремительно меняется в условиях цифровой трансформации. От способности государства организовать плавный переход к цифровой экономике и смягчить негативные последствия такого перехода на социальную политику зависит укрепление доверия к государству как основному механизму управления в новых реалиях.

Другой важный вопрос в условиях перехода к цифровой экономике - вопрос о статусе и правовом регулировании киберпространстве. Как известно, в международном праве существует 4 режима территории – территории с государственным режимом, с международным режимом, со смешанным режимом и с особым режимом. Статус киберпространства на данный момент не определен. От его определения зависит решение проблемы преодоления цифрового неравенства между государствами и сохранение роли государства в качестве основного субъекта международного права.

 Следующий вопрос, имеющий важную роль для укрепления государственности – это вопрос цифровой валюты. Возникает вопрос – способствует ли введение цифровой валюты укреплению государственности в или наоборот. С одной стороны, важно обеспечить развитие национальной экономики, включая укрепление национальной валюты, с другой стороны – необходимо развитие международного экономического сотрудничества.

Таким образом, сохранение роли государств в качестве основных субъектов международного права зависит от уровня обеспечения и защиты прав человека государством в цифровую эру, обеспечения цифрового суверенитета и кибербезопасности государства, адаптации к условиям цифровой экономики, трансформации рынка труда.

 

Перспективы укрепления государств в качестве субъектов международного права

 

На основании вышеизложенного, перед государствами стоит задача укрепления национального суверенитета и сохранения своей международной правосубъектности. Однако, для этого важно пересмотреть концепцию общественного договора, а также принять меры по адаптации к условиям Нового мирового порядка. Важно сохранить государство как форму и организации национальной и международной политики, а также инструмент обеспечения и защиты прав человека. Для этого важно, прежде всего,  обеспечить эффективность конституционно-правовых реформ.

Следует также в дополнение к Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года принять Декларацию о принципах межгосударственного сотрудничества в условиях цифровой экономики, в котором следует закрепить статус киберпространства и принцип защиты цифрового суверенитета государств.

 

Хамдамова Фируза,

доктор философии по юридическим наукам (PhD)

докторант Национального центра Республики  Узбекистан

по правам человека на соискание степени доктора юридических наук

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech