Защита прав лиц с инвалидностью как одно из наиболее приоритетных направлений политического курса Нового Узбекистана

В последние годы вопросы социальной инклюзии и защиты прав всех слоев населения, включая лиц с инвалидностью, приобретают всё большую значимость на мировой арене. Вступая в новую эпоху своего развития, Узбекистан выдвинул защиту прав уязвимых групп населения в качестве одного из ключевых направлений своей политики. Это подтверждается результатами общенародного референдума, в ходе которого в новой редакции Конституции страна провозглашена социальным государством.

Права людей с инвалидностью на равенство и полноправное включение в общество (инклюзивность) признаны на международном уровне, во многом благодаря принятой ООН в 2006 году Конвенции о правах инвалидов. Такой подход к инвалидности, основанный на правах человека, требует полного изменения традиционного отношения к людям с инвалидностью, характеризовавшегося ошибочной снисходительностью, пусть даже из самых лучших побуждений. Поэтому устаревшая практика, сводившаяся исключительно к выплате пособий, медицинской реабилитации и помещению лиц в специальные учреждения для ухода, нуждается в тщательном пересмотре. Вместо этого, государства должны выполнять свои обязательства по устранению препятствий, мешающих лицам с инвалидностью взять контроль над своей жизнью в собственные руки и стать активными гражданами, приносящими пользу обществу.

В данном направлении последние три года Узбекистан демонстрирует масштабную работу, которая нацелена в укреплении прав и улучшении условий жизни лиц с инвалидностью, активно стремясь соответствовать международным стандартам в этой области. Знаковым событием стала ратификация Конвенции о правах инвалидов в 2021 году, что подчеркивает обязательство страны перед международным сообществом в вопросах защиты прав этой категории граждан.

Важную роль в этом направлении играют осуществляемые в Новом Узбекистане масштабные реформы на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека», нацеленные на инклюзивное развитие, иными словами, обеспечение равных прав и возможностей для всех слоев населения.

 Одной из ключевых инициатив, предпринятых для реализации положений Конвенции, стало принятие Национального плана действий 19 декабря 2022 года. НПД, охватывает период с 2023 по 2025 год является ключевым документом, направленным на создание всех необходимых условий и механизмов для внедрения положений Конвенции на национальном уровне через согласованные усилия государственных структур, негосударственных организаций и институтов гражданского общества. Национальный план действий определяет стратегические направления для всестороннего улучшения условий жизни лиц с инвалидностью в стране, ставя перед собой задачу комплексного повышения качества их жизни.

В Национальный план действий включены 43 мероприятий, направленных на улучшение различных аспектов жизни лиц с инвалидностью, от образования и занятости до доступности инфраструктуры и социальных услуг для каждого из которых определены ответственные исполнители.

Ключевую роль в координации и мониторинге реализации этих мероприятий играет Национальный центр по правам человека Республики Узбекистан. Центр не только обеспечивает согласованную работу всех ответственных исполнителей, но и ведет систематический сбор данных о прогрессе в выполнении плана действий. Регулярное предоставление отчетов каждые три месяца позволяет поддерживать динамику работы и оперативно корректировать действия в случае возникновения трудностей или задержек.

Важной особенностью механизма мониторинга является его тесная связь с парламентским контролем. Представление отчетов в Парламентскую комиссию по соблюдению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека создает дополнительный уровень ответственности и обеспечивает прозрачность реализации НПД. В частности, в целях дальнейшего обсуждения и принятия соответствующих рекомендаций, Национальным центром была подготовлена и представлена в Парламентскую комиссию информация, отражающая состояние выполнения и реализации НПД. Эта информация была разработана на основе анализа данных, полученных в ходе вышеупомянутого мониторинга. Основной целью предоставленной информации является стимулирование и ускорение процесса реализации указанных инициатив. В документе, основываясь на полученных результатах и выявленных проблемах, были сформулированы предложения, направленные на оптимизацию работы и повышение эффективности исполнения национального плана действий.

В ноябре 2023 года в рамках реализации комплекса мероприятий, предусмотренных Указом Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2023 года «О широком праздновании 75-летия принятия Всеобщей декларации прав человека», Национальный центр по правам человека, при активном взаимодействии с Национальным Агентством социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан и Ассоциацией инвалидов, провел мониторинг, направленный на оценку доступности транспортной инфраструктуры для лиц с инвалидностью в Самаркандской области.

Цель данного мониторинга заключалась в оценке степени адаптированности ключевых транспортных узлов города, включая железнодорожную станцию, и Международный аэропорт г.Самарканда, автовокзалы и автобусные станции, к потребностям лиц с инвалидностью. Результаты мониторинга выявили, что несмотря на достигнутый прогресс в адаптации инфраструктуры, значительное количество объектов все еще не полностью соответствует требованиям доступности для лиц с инвалидностью, установленным национальными законодательствами и международными стандартами.

Собранная в ходе мониторинга информация была тщательно систематизирована, что позволило выработать ряд законодательных и практических предложений, направленных на устранение выявленных недостатков. Данные предложения были представлены в парламентскую комиссию для дальнейшего рассмотрения и внедрения. Представленные предложения охватывают широкий спектр вопросов, включая необходимость улучшения доступности инфраструктуры.

Важным шагом в 2023 году стало представление Узбекистаном своего первого доклада о выполнении обязательств по Конвенции. Данный доклад был подготовлен Национальным центром по правам человека при тесном взаимодействии 30 государственных органов и свыше 10 ННО. Для того, чтобы учесть все необходимые аспекты и обеспечить полноту и точность доклада, проект доклада был направлен соответствующим государственным органам и ННО с целью получения их мнений, рекомендаций и замечаний.

В настоящее время в Узбекистане действуют около 100 нормативных актов (8 законов, 14 указов Президента, 28 постановлений Президента и 47 постановлений Кабинета Министров), которые содержат в себе нормы, регулирующие отношения, в области обеспечения прав лиц с инвалидностью.

Принятие Закона Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» стало знаковым событием в истории национального законодательства, открывая новую страницу в подходе к вопросам инвалидности. Данный законодательный акт внес принципиальные изменения в восприятие инвалидности, переопределив её не только как вопрос социальной поддержки или медицинского обслуживания, но прежде всего, как вопрос прав человека. Этот шаг отражает глубокую трансформацию в подходах к обеспечению равенства и поддержки лиц с инвалидностью на территории Узбекистана.

Принятая Стратегия развития «Узбекистан – 2030» открывает новые горизонты в создании передовой системы поддержки лиц с инвалидностью и инклюзивного общество, предвещая эпоху значительных преобразований в этой области. Стратегия амбициозно заложила фундамент для серии мероприятий и инициатив, целью которых является создание условий для полноценной жизни и активного вовлечения людей с инвалидностью в социальную, культурную и экономическую жизнь страны.

Включение таких мероприятий в стратегический документ не только подчеркивает важность инклюзивности и равенства в развитии страны, но и демонстрирует решительность правительство в обеспечении прав и возможностей для всех слоев населения. Стратегия «Узбекистан – 2030» предусматривает комплексный подход к поддержке лиц с инвалидностью, включая образование, занятость, доступность инфраструктуры и услуг, а также укрепление общественного сознания в вопросах равноправия и уважения.
Данный документ не просто обозначает новые цели и задачи, но и является мощным инструментом для достижения существенного прогресса в области прав и поддержки лиц с инвалидностью, заложив основу для их полноценного и активного участия в жизни общества.

Национальная институциональная структура также претерпела значимую трансформацию, включая создание Агентства по развитию медико-социальных услуг при Кабинете министров, наиболее значительным шагом в данном направлении стало создание Национального Агентства по социальные защиты при Президенте Республики Узбекистан, которое играет ключевую роль в обеспечении и продвижении прав лиц с инвалидностью на национальном уровне.

Эти институциональные нововведения не только отражают стратегическое направление Узбекистана в области социальной инклюзии и защиты прав лиц с инвалидностью, но и создают прочную основу для дальнейшего развития и реализации политики, направленной на улучшение качества жизни этих граждан. Заложенные в этих структурах функции и полномочия позволяют не только координировать деятельность различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами лиц с инвалидностью, но и обеспечивать систематическое внедрение лучших практик и инновационных подходов в сфере социальной защиты. Важным аспектом является и разработка новых программ и проектов, направленных на обеспечение доступности образовательных и трудовых ресурсов, а также создание без барьерной среды, что является ключевым условием для достижения полноценной интеграции лиц с инвалидностью в общество.

Несмотря на значительные достижения в защите прав лиц с инвалидностью, на видеоселекторной встрече, проведенной под председательством Президента Шавката Мирзиёева 20 февраля 2024г, были определены критические направления, требующие немедленного и повышенного внимания. Одной из выявленных ключевых проблем стала недостаточная адаптация инфраструктуры – учреждений, улиц и остановок, – что усложняет свободное передвижение лиц с инвалидностью. Также было подчеркнуто отсутствие адекватных условий в образовательных учреждениях для детей с особыми потребностями и необходимость создания благоприятных условий для их трудоустройства и доступа на рабочие места, позволяющих им обрести большую независимость от социальных пособий.

В решение этих задач, Глава государства предложил ряд адресных предложений, направленных на дальнейшее укрепление прав и возможностей лиц с инвалидностью.

- Среди них – разработка и внедрение национальной системы, охватывающей обучение, трудоустройство и привлечение к спортивной деятельности лиц с инвалидностью, что в свою очередь предполагает переход от устаревшей практики оценки трудоспособности к более современной модели, основанной на оценке способности индивида к самостоятельным действиям, общению и активному участию в социальной жизни, не зависимо от характера заболевания.

- Для улучшения доступа к медицинской реабилитации в районных центральных больницах организация отделений медицинской реабилитации. Расширение ассортимента протезно-ортопедических изделий с 18 до 30 видов и увеличение финансирования на их предоставление в 1,5 раза обеспечат высокий уровень поддержки лиц с инвалидностью. К тому же, обеспечение протезами будет осуществляться через удобные электронные платформы, в том числе с возможностью получения на дому.

- Сопровождение строительство новых объектов обязательной экспертизой на соответствие требованиям безбарьерной среды, а в общественном транспорте, на остановках и перекрестках будут предприняты меры для улучшения доступности для лиц с инвалидностью.

Эти меры являются свидетельством приверженности Узбекистана к созданию инклюзивного общества, где каждый человек, независимо от своих физических особенностей, имеет равные возможности для самореализации и активного участия в жизни страны.

Дальнейшее развитие инклюзивной политики в Узбекистане предполагает активное вовлечение лиц с инвалидностью в процесс принятия решений, касающихся их жизни и благополучия и  в этом направлении Узбекистан делает решительные шаги на пути к созданию всеобъемлющей системы поддержки лиц с инвалидностью, что не только соответствует международным стандартам и обязательствам, взятым на себя страной, но и отражает глубокие изменения в общественном сознании и курсе на построение более справедливого и инклюзивного общества.

Завершая, стоит подчеркнуть слова главы государство, которые звучат как руководство к действию для всех участников социальной системы страны:
«В этой области нельзя работать в общем порядке. Необходим индивидуализированный, профессиональный подход к судьбе каждой семьи и человека. Если правильно организовать социальную службу, нуждающиеся граждане легче займут свое место в обществе». Эти слова отражают осознание необходимости глубокого понимания и уважения к индивидуальности каждого человека, подчеркивая важность создания гибкой и отзывчивой системы социальной поддержки. Только через такой подход можно достичь цели инклюзивного общества, где каждый гражданин, независимо от своих особенностей, способен найти свое место и внести свой вклад в развитие страны.

 

Аббосбек Набиев,

Ведущий специалист отдела анализа и исследований

Национального центра по правам человека Республики Узбекистан

№ 61 (30370) газеты «Правда Востока», от 27 марта 2024 года

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech