Путь к полноценной жизни

4 января – Всемирный день азбуки Брайля

Почти все жители Земли, не имеющие возможность видеть и соответственно получать визуальную информацию, знают и с благодарностью относятся к человеку по имени Луи Брайль. Человеку, который сам потерял зрение в детском возрасте, но создал и подарил миру незрячих людей возможность читать, писать, играть по нотам и в результате подарил им возможность самостоятельной жизни.

Признавая ценность вклада Луи Брайля (французского тифлопедагога) в жизнь незрячих людей и их близких, день его рождения – 4 января, объявлен Всемирным днем азбуки Брайля, который был учреждён резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (A/RES/73/161) 17 декабря 2018 года. Организация Объединенных Наций призывает отмечать этот день повсеместно для повышения осведомленности о значении азбуки Брайля как одного из средств общения для полной реализации прав человека слепых и слабовидящих людей.

Сам Брайль не дожил до того момента, когда его система была признана и распространилась сначала во Франции, а затем по всему миру, где изобретение было адаптировано и для других языков. Шрифт Брайля усовершенствовался и далее, к нему добавлялись новые знаки и научные символы. Еще при жизни Луи Брайль сконструировал прибор для одностороннего, а затем и двустороннего письма рельефно-точечным шрифтом и в 1832 году на Международной выставке систем рельефного письма для слепых в Париже шрифт Брайля был признан лучшим. С тех пор он остался наиболее удобным и простым в изучении и применении, что доказывает факт его широкого использования по всему миру до настоящего времени, уже почти два века.

В век компьютеризации и сотовой связи, шрифт Брайля используется и в этой технике, пройдя путь от первой пишущей машинки 19 века, до компьютеров с брайлевскими дисплеями и речевыми синтезаторами, специализированными планшетами, сотовыми телефонами, фотоаппаратами и другими технологичными приспособлениями 21 века.

Таким образом, азбука Брайля и существующие технические возможности служат важной цели – создать условия незрячим людям использовать свое право на образование, общение, выражение своего мнения и полноценную жизнь. К сожалению, сегодняшнее общество не может похвастаться тем, что уже создало условия для удовлетворения всех физических, эмоциональных, социальных потребностей людей с инвалидностью по зрению. Существует насущная потребность в увеличении количества учебников и другой продукции для чтения, благодаря которой можно добиться улучшения качества процесса образования и наиболее полному развитию личности обучающихся. Наравне с общим и профессиональным образованием, а может быть и в большей степени имеет важное значение образование и подготовка в области прав человека. Обладая знаниями о своих правах легче достигать их осуществления и в некоторых случаях – защиты, так как людям, не имеющим возможность видеть, приходится сталкиваться не только с бытовыми трудностями, но и проблемами социального происхождения.

Учитывая это, 10 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 59/113 учредила Всемирную программу образования в области прав человека, для содействия осуществлению программ образования в области прав человека во всех секторах. Программа состоит из четырех этапов: Первый этап (2005-2009 гг.); Второй этап (2010-2014 гг.); Третий этап (2015-2019 гг.) и Четвертый этап, действующий в период 2020–2024 гг., целевой группой которого является молодежь – ее образование и подготовка по вопросам равенства, прав человека, недискриминации, с целью создания инклюзивных и мирных обществ.

В подтверждение важности целей, установленных для достижения во Всемирной программе по образованию в области прав человека Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 66/137 от 19 декабря 2011 г. приняла Декларацию Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, 5-ая статья которой гласит «Образование и подготовка в области прав человека должны быть доступными и предоставляться всем людям, а также учитывать особые проблемы и трудности, потребности и ожидания лиц, находящихся в уязвимом и неблагоприятном положении, и соответствующих групп, включая инвалидов, с тем чтобы содействовать расширению прав и возможностей и развитию человека и способствовать устранению причин социальной изоляции или маргинализации, равно как и обеспечивать каждому человеку возможность реализовать свои права во всей их совокупности».

Важным событием для Узбекистана стала ратификация в 2021 году Конвенции о правах инвалидов статья 2 которой гласит: «азбука Брайля является средством общения слепых и что она может иметь большое значение в контексте образования, осуществления права на свободу выражения мнения и убеждений и доступа к информации и общения в письменном формате, а также в контексте социальной интеграции».

В соответствии с данной задачей Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека в 2020 году были изданы Конституция страны и новый закон «О правах лиц с инвалидностью» на шрифте Брайля, для повышения знаний и возможностей по защите своих прав людьми с инвалидностью по зрению в Узбекистане и 500 экземпляров безвозмездно переданы Обществу слепых Узбекистана и другим организациям людей с инвалидностью.

Обладая реальными знаниями законов, понимая и уважая права и свободы человека – универсальные и неделимые, действующие для всех без исключения, дети и молодые люди с ограниченными возможностями также смогут достичь своих целей, какими бы высокими они не были. Надо только помочь им в этом, продолжая следовать по выбранному пути.

 

 

Сафарова Нонна,

сотрудник Национального центра

Республики Узбекистан по правам человека

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech