ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УЗБЕКИСТАНЕ

Каринэ ДЖАВАКОВА,

начальник кафедры государственно-правовых дисциплин и обеспечения прав человека Академии МВД Республики Узбекистан, доктор философских наук, профессор, полковник

 

10 декабря 2022 г. исполнилось 74 года с момента принятия Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека. И за эти годы значимость и эпохальность данного международного документа, который продолжает оказывать огромное воздействие на жизнь людей во всем мире, не изменилась. Более того, Декларация как одно из первых крупных достижений Организации Объединенных Наций, спустя долгие годы, остается одним из важных универсальных документов, который объединяет государства с разной идеологией, разными моделями социально-экономического развития, политическими системами, религиозными и культурными ценностями. Ответом тому является сущность Декларации, которая отражает цели и надежды всего человечества о мире, о справедливой мирной жизни людей, уверенных в себе и своем будущем. Именно поэтому с  1948 г. Всеобщая декларация была переведена более чем на 200 языков и по-прежнему является одним из наиболее известных и наиболее часто цитируемых документов по правам человека в мире. Именно поэтому ее принципы были закреплены в национальном законодательстве и конституциях многих новых независимых государств и продолжают способствовать их разработке.  Не является исключением и Узбекистан.

С первых дней обретения независимости защита прав человека рассматривается как один из основных приоритетов укрепления мира и безопасности, стабильности, обеспечения устойчивого развития нашей страны. И на сегодняшний день в стране сформирована стабильная политическая система, отвечающая современным критериям демократии и прав человека. Важно подчеркнуть, что Всеобщая декларация прав человека – первый международно-правовой документ, к которому наша страна присоединилась после обретения независимости. При этом основные положения данной Декларации  нашли воплощение в нормах Конституции Республики Узбекистан, а также национального законодательства, обеспечивающего надежную защиту политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека.  

Конституция Республики Узбекистан, которая опирается на достижения мирового сообщества в области прав человека, а ее идеи и принципы не только соответствуют общепризнанным стандартам и нормам, но и воплощают в себе вековые ценности народа, провозглашает: «Узбекистан – суверенная демократическая республика» (Гл.1, ст.1). Единственным источником государственной власти в Узбекистане является народ (Гл. 2, ст. 7). Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности (Гл. 2. ст. 8). Определяющее значение имеют положения Конституции о высшей ценности человека, его прав и свобод, где ст. 13 гласит: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права. Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами» и др.

Сегодня в Узбекистане проживают более 130 наций и народностей, представители 16 конфессий. Поэтому очень важно, что ни одна статья Конституции не ущемляет права человека в зависимости от пола, национальности, расы, возраста, имущественного положения, религиозных убеждений и т.д.

Разработанная по инициативе Президента нашей страны Ш. Мирзиёева, ориентированная на преобразования, Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 гг.[1]положила начало новому этапу дальнейшего совершенствования системы обеспечения прав, свобод и законных интересов человека. Сегодня Узбекистан на новом этапе национального развития руководствуется главным принципом: «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу». Именно это стало основой реализации Стратегии развития Республики Узбекистан до 2021 г., ставшей стратегической программой политических и экономических реформ, в рамках которой было принято около 300 законов, свыше 4 тыс. решений Президента Республики Узбекистан, направленных на кардинальное реформирование всех сфер жизни государства и общества.

Эта идея нашла свое продолжение  в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 гг. и работе, направленной на дальнейшее повышение благосостояния народа, трансформацию отраслей экономики, ускоренное развитие предпринимательства, безусловное обеспечение прав и интересов человека, формирование активного гражданского общества в последующие годы на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека» с проведением глубокого анализа сложных мировых процессов и результатов пройденных этапов развития страны[2].

 Важно отметить, что Узбекистан выработал национальные индикаторы по реализации Целей устойчивого развития ООН. При этом Стратегия действий стала практически «дорожной картой» по выполнению Целей устойчивого развития ООН.  С принятием Стратегии развития Узбекистана вопросы поддержки, защиты и соблюдения прав человека стали приоритетными направлениями государственной политики и сотрудничества с международными партнерами.

За более чем три десятилетия независимости сформировались принципы и основные направления государственной политики Узбекистана в сфере защиты прав человека, к которым относятся:

– приверженность общепризнанным идеям и ценностям демократии и прав человека, а также международным обязательствам в области прав человека;

– приоритет национальных интересов, основывающийся на формировании сильной правовой государственности и справедливого гражданского общества;

– приоритет интересов личности над интересами общества и государства, закрепленный в Конституции Республики Узбекистан;

– принцип открытости и транспарентности, который означает, что обсуждение и решение всех проблем в этой сфере осуществляется в диалоге со всеми институтами гражданского общества, а также с международными партнерами.

Руководствуясь этими принципами, Узбекистан осуществил широкомасштабное внедрение международных стандартов в области прав человека в жизнь общества, сознание граждан и государственных служащих.

Осознавая тот факт, что без участия международных организаций и присоединения к основным международным актам о правах человека невозможно построить демократическое правовое государство, главной задачей независимого Узбекистана стало неукоснительное соблюдение своих международных обязательств в сфере прав человека и построение демократического правового государства.

В настоящее время Узбекистан присоединился более чем к 80 основным международным документам по правам человека, в том числе к шести основным договорам и четырем факультативным протоколам Организации Объединенных Наций, на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению. При этом присоединение к основным международным документам по правам человека, носящим обязательный характер, способствовало созданию в стране эффективной системы защиты прав человека.

Так, в Республике Узбекистан создана собственная модель, обеспечивающая систематическое и последовательное внедрение международных стандартов в национальное законодательство и правоприменительную практику. В соответствии с международными обязательствами создана база нормативно-правовых актов о личных, политических, экономических, социальных и культурных правах человека: принято 12 конституционных законов, 18 кодексов и более 700 законодательных актов, регулирующих права и основные свободы человека, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и соответствующих международных соглашениях и договорах. Введена практика, согласно которой законопроекты выносятся на общественное обсуждение и публикуются на общедоступном информационном портале.

При этом сформирована национальная система мониторинга соблюдения конституционных прав и свобод человека и выполнения международных норм и принципов в сфере прав человека.

В стране реализуются положения Венской декларации и Программы действий, принятые на Второй Всемирной конференции ООН по правам человека в 1993 г.  Узбекистан первым из государств Центральной Азии создал действенную институциональную систему защиты прав человека, включающую в себя, наряду с традиционной правоохранительной системой (суд, прокуратура, адвокатура), внесудебную систему (парламентский Омбудсман, Бизнес-Омбудсман, Омбудсман по правам ребенка и Национальный центр по правам человека).

Согласно Всемирной кампании ООН по общественной информации в области прав человека осуществляется широкая информационно-просветительская деятельность в сфере прав человека. Так, в 2018 г. мировое сообщество торжественно отпраздновало семидесятую годовщину принятия Всеобщей декларации прав человека и двадцать пятую годовщину принятия Венской декларации и Программы действий по правам человека. Узбекистан принял специальную государственную программу мероприятий по всестороннему информированию общественности о сути и смысле первого универсального международного документа по правам человека, а также по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области прав человека и обеспечению соблюдения новых международных договоров.  Переведены на узбекский язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека. В стране издается около 30 юридических газет и журналов с правозащитной тематикой.

Приняты два постановления правительства, в соответствии с которыми  при Национальном центре Республики Узбекистан по правам человека организованы учебные курсы по повышению квалификации кадров в сфере соблюдения и защиты прав человека[3], а также создано ННО «Мадад», основной задачей которой определено оказание бесплатной правовой помощи[4].

          В Узбекистане, начиная с 1997 г., введено в практику посвящение каждого года решению значимых политических, социально- экономических и культурных аспектов прав человека. При этом важно отметить, что при подготовке проектов ежегодных государственных программ  в первую очередь учитываются актуальные вопросы, поднятые населением, ожидающие решения проблемы, учитываются предложения институтов гражданского общества, негосударственных организаций, а также критические выступления, распространяемые в средствах массовой информации и социальных сетях. После разработки проект программы выносится на всенародное обсуждение, принимается и направляется на исполнение только после учета мнений, предложений и рекомендаций простых людей, специалистов-экспертов, а также представителей международных организаций. Таким образом, ежегодные Государственные программы включают конкретные шаги на повышение жизненного уровня и здоровья граждан, каждой семьи, а также меры по объединению усилий государственных и негосударственных структур в сфере обеспечения прав и свобод человека. 

Так, 2021 г. объявлен Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения. Молодежь Узбекистана составляет приблизительно 40 процентов населения страны. Узбекистан сегодня прилагает усилия для укрепления существующих международных механизмов и исследования новых путей решения проблем, с которыми сталкивается молодежь, с целью содействовать разработке политики, направленной на расширение прав и возможностей молодых людей при помощи учебных и образовательных программ, включая программы профессиональной подготовки, расширение возможностей трудоустройства и повышение степени самостоятельности.

        Глава государства в своих выступлениях на юбилейной 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Сегменте высокого уровня 46-й сессии Совета ООН по правам человека, а также в Послании парламенту страны не только определил ключевые приоритеты Нового Узбекистана в области прав человека, которые охватывают такие сферы, как обеспечение права на здоровье, гендерное равенство, защита прав лиц с инвалидностью, защита прав молодежи, образование в области прав человека, укрепление  независимости судов, борьба с пытками, развитие регионального сотрудничества в области прав человека, но и выдвинул ряд важных инициатив глобального, регионального и национального масштаба, которые охватывают практически все механизмы обеспечения прав и законных интересов каждого человека, имеющиеся проблемы и пути их решения. Оригинальность и творческий подход позиции страны в глобальной повестке дня в области прав человека отразили значимость предложений Узбекистана по принятию Конвенции о правах молодежи, учреждению института Специального докладчика ООН по этому направлению, разработке универсальных принципов деятельности судебных советов, а также инвестиции в Фонд добровольных взносов ООН в области прав человека.

Как было отмечено выше, Ш. М. Мирзиёев выдвинул инициативу касательно интеллектуально и духовно развитой, инициативной молодежи, которая сегодня становится драйвером устойчивого прогресса. Учитывая, что в мире около 2 млрд молодых людей, решение большинства проблем, с которыми сталкивается человечество, таких как угрозы миру и безопасности, терроризм и экстремизм, расизм, изменение климата, а также пандемия COVID-19, не должно происходить без активного участия молодежи. Инициатива о принятии Международной конвенции о правах молодежи, выдвинутая Президентом Узбекистана с высокой трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, поддерживается мировым сообществом.

В рамках реализации и продолжения данной инициативы, глава Узбекистана анонсировал проведение под эгидой ООН Всемирной молодежной конференции по правам человека, которая позволит обменяться мнениями и выработать предложения по вопросам совершенствования существующих международных региональных инструментов и механизмов для защиты и поощрения прав молодежи, а также учреждение института Специального докладчика ООН по правам молодежи. При этом в правозащитной структуре ООН не создан институт Специального докладчика по правам молодежи, и учреждение договорного Комитета по правам молодежи предусматривается проектом Международной конвенции о правах молодежи.

Помимо этого, Глава государства объявил о проведении Глобального форума, посвященного 10-летию Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека, Регионального женского бизнес-форума, созданию Регионального совета по вопросам самореализации людей с ограниченными возможностями. В духе осуществляемых демократических реформ и преобразований в области прав человека рассматриваются озвученные обязательства по ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания, а также направлению специальным представителям ООН постоянного приглашения.

С учетом рекомендаций Совета ООН по правам человека и договорных комитетов ООН в июне 2020 г. впервые принята и последовательно реализуется Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека[5].

В октябре 2020 г. впервые в истории национальной государственности Узбекистан избран в Совет ООН по правам человека (СПЧ) на трехлетний период, начинающийся 1 января 2021 г.  Избрание Узбекистана в СПЧ ООН стало ярким свидетельством признания со стороны международного сообщества достижений республики и наблюдаемого прогресса в осуществлении реформ в сфере либерализации общества, укрепления основных прав и свобод человека, а также международных и региональных инициатив главы нашего государства в области защиты прав и свобод человека.

Сформирована отвечающая международным требованиям, система отчетности Узбекистана перед международными механизмами ООН, которая выражается в своевременной подготовке и направлении национальных докладов страны о выполнении своих международных обязательств в сфере прав и свобод человека. Важной составной частью этой системы является подготовка и принятие Национальных планов действий по выполнению рекомендаций Уставных и Договорных органов ООН по итогам рассмотрения национальных докладов.

Проблема обеспечения прав и свобод человека в Узбекистане находится под пристальным вниманием не только государства, но и всего общества. Институты гражданского общества в рамках действующего законодательства принимают самое активное участие в его совершенствовании, проведении общественного мониторинга прав социально уязвимых слоев населения, информационно-просветительской деятельности, а также в подготовке периодических национальных и альтернативных докладов по выполнению международных обязательств в сфере прав человека.

На основе действенных механизмов Закона «Об общественном контроле»[6] были отрегулированы отношения органов государственной власти и управления с гражданами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями, а также средствами массовой информации в сфере организации и осуществления общественного контроля за исполнением законодательных актов. А  в 2020 г. в условиях пандемии по инициативе ННО была проведена огромная работа в рамках борьбы с коронавирусом, благотворительные акции. Усилия по охране здоровья граждан были чрезвычайно эффективными.

Проекты и программы, реализуемые негосударственными некоммерческими организациями (в настоящее время в Узбекистане насчитывается около 9 200 негосударственных некоммерческих организаций[7]), дают свои ощутимые результаты в здравоохранении, науке, культуре, образовании и других сферах. В этом процессе институты гражданского общества выходят на арену как важный фактор защиты прав, свобод и законных интересов человека, демократических ценностей. В результате осуществляемых в этом направлении реформ, вопрос обеспечения открытости деятельности институтов гражданского общества определен в качестве одного из основных направлений «Концепции развития гражданского общества в 2021–2025 годах»[8].

В целях обеспечения открытости деятельности негосударственных некоммерческих организаций, согласно Указу Главы государства,  информация о деятельности негосударственных некоммерческих организаций теперь будет размещаться на их официальных сайтах, на сайте www.e-ngo.uz или на других открытых источниках информации со ссылкой на данный сайт[9]. На основе этих данных и оценок, сделанных при широком участии государственных и негосударственных организаций, общественности, по итогам каждого года будет определяться индекс открытости ННО.

Вопросы прав человека занимают приоритетное место и во внешней политике Узбекистана. Правительство придает большое значение развитию международного сотрудничества в сфере прав человека. Эти усилия осуществляются в русле основополагающих принципов и мер, разработанных документами Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Узбекистан вносит значительный вклад в реализацию прав человека в контексте всех мер, принимаемых им на международной арене.

Сегодня наша страна выходит на новый уровень развития как субъект международного права, выступая с предложениями о заключении международных договоров, как активный участник международной нормотворческой деятельности. На 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по предложению Узбекистана был принят важный документ – резолюция под названием «Просвещение и религиозная толерантность», что явилось практическим воплощением инициативы Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева. В резолюции Ассамблея подчеркивает важную роль поощрения просвещения, мира, прав человека, толерантности и дружбы и признается также значимость инклюзии, взаимоуважения, уважения прав человека, толерантности и понимания для укрепления безопасности и мира на планете.

Узбекистан последовательно выступает соавтором практически всех резолюций Генеральной Ассамблеи, касающихся защиты, поощрения и развития прав человека, и голосует в их поддержку. При этом налажен конструктивный диалог как с национальными, так и с международными неправительственными правозащитными организациями.

В ноябре 2018 г. в Самарканде прошел Азиатский форум по правам человека, приуроченный к семидесятой годовщине Всеобщей декларации прав человека. Отметим, что значимость этого мероприятия в том, что оно было направлено на совершенствование существующих и формирование новых механизмов защиты прав человека и выработку практических рекомендаций по развитию сотрудничества национальных учреждений по правам человека в регионе. На форуме была принята Самаркандская декларация прав человека, которая утверждена в качестве документа 73-й сессии Генеральной Ассамблеи.  А в августе 2020 г. под эгидой Организации Объединенных Наций проведен Самаркандский форум, посвященный правам молодежи. На нем обсужден подготовленный Узбекистаном проект Конвенции о правах молодежи, принята Самаркандская резолюция «Молодежь-2020: глобальная солидарность, устойчивое развитие и права человека», которая представлена в качестве официального документа 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, размещенного в системе официальных документов ООН.

В рамках осуществления в Узбекистане Всемирной программы образования в области прав человека и Декларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека     сформирована система образования по вопросам прав человека, охватывающая детей дошкольного и школьного возраста, студентов средних специальных и высших учебных заведений, государственных служащих, работников правоохранительной системы и судов, педагогических, медицинских и социальных работников, повышающих уровень своих знаний в сфере прав человека в рамках соответствующих институтов, центров, курсов повышения квалификации.

В целях дальнейшего совершенствования эффективности работы по повышению правосознания и правовой культуры населения, внедрения современных методов повышения правовых знаний граждан в гармоничном сочетании с общественно-политическими преобразованиями Указом Президента Республики Узбекистан утверждена Концепция повышения правовой культуры в обществе[10] и ее «Дорожная карта», а также совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан утверждена Национальная программа действий по реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека[11] и  «Дорожная карта» по ее исполнению.

Все это делается не случайно, ведь обеспечение прав и свобод человека возможны только тогда, когда человек просвещен, когда он не просто потребитель благ демократии, а активный их созидатель и защитник. Без глубоких изменений в сознании людей невозможны никакие общественные перемены. Именно поэтому образование в области прав человека в современных условиях рассматривается как составная часть профессиональной подготовки. И Академия МВД активно участвует в этих процессах.

Так, согласно Постановлению Президента страны № 5076 от 15 апреля 2021 г. «О мерах по внедрению качественно новой системы подготовки профессиональных кадров для органов внутренних дел» с 2021/2022 учебного года в процесс подготовки кадров в Академии Министерства внутренних дел внедрена двухступенчатая система высшего образования, состоящая из бакалавриата и магистратуры. При этом в Академии МВД Республики Узбекистан вновь созданная кафедра государственно-правовых дисциплин и обеспечения прав человека  проводит обучение курсантов и слушателей по предметам «Общая теория прав человека» и «Организация защиты прав человека в деятельности органов внутренних дел».  Знание международных стандартов в области прав человека и умение их применять на практике является как профессиональной, так и политической задачей сотрудников органов внутренних дел.

Необходимость изучения прав человека сотрудниками органов внутренних дел определяется следующими факторами:

– во-первых, культура прав человека является составной частью профессионализма сотрудников органов внутренних дел;

– во-вторых, в соответствии с документами ООН сотрудники органов внутренних дел входят в группу государственных служащих, для которых преподавание прав человека обязательно;

– в-третьих, правоприменительная деятельность сотрудников органов внутренних дел требует постоянного повышения их правосознания, составной частью которого являются знания о правах человека;

– в-четвертых, все направления профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (борьба с преступностью, охрана общественного порядка, оперативно-розыскная деятельность) предполагают соблюдение международных стандартов прав человека;

– в-пятых, Республика Узбекистан ратифицировала все основные договора в сфере прав человека, выполнение которых является обязанностью государства. Сотрудники органов внутренних дел являются составной частью государственного аппарата;

– в-шестых, положения всех международных договоров по правам человека непосредственно имеют отношение к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Сегодня в условиях активного процесса становления гражданского общества и правового государства важно не только создавать необходимые условия, гарантии и механизмы для реализации прав человека, но и устранять прямые нарушения этих прав, а также причины, их порождающие. По словам известного государственного деятеля, академика А. Х. Саидова, «эффективность и результативность действия механизма защиты прав человека в первую очередь зависит от того, насколько энергично и умело пользуются им сами заинтересованные в том люди, насколько укрепились в них высокие качества гражданственности, ответственности за свою собственную судьбу и судьбу своей страны».

Таким образом, все указанные выше серьезные и последовательные шаги Узбекистана свидетельствуют не только о значимости и жизненности положений Всеобщей Декларации прав человека в самореализации и обеспечении защиты основных прав и законных интересов граждан, но и о твердом и непоколебимом решении Узбекистана следовать по пути демократии, поощрения и защиты прав и свобод человека, от которых  зависят мир, стабильность и благополучие граждан.

 

 

 

Источник: журнал Демократизация и права человека”, 4(96) – 2022

 

[1] См.: Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г. № УП–4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Собрание законодательных актов Республики Узбекистан, 2017. – №6.

[2] См.: Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии Развития Нового Узбекистана на 2022 – 2026 гг.» // Национальная база данных законодательства, 29.01.2022 г., № 06/22/60/0082.

 

[3] См.: Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан  № 663 от 12 августа  2019 г.

[4] См.: Постановление Кабинета Министров №741 от 06 июня 2019 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы юридической помощи и доведения населению правовой информации»

[5] См.: Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека» , 22 июня 2020 г., № УП-6012.

[6]  См.: Национальная база данных законодательства: https://lex.uz/docs/3679092

[7] См.: Портал негосударственных некоммерческих организаций Министерства юстиции Республики Узбекистан: http://e-ngo.uz/

[8] См.: Сайт Национального информационного агентства Узбекистана: https://uza.uz/uz/posts/nodavlat-notizhorat-tashkilotlarini-davlat-tomonidan-qollab-quvvatlash-ularning-faoliyati-erkinligi-huquqlari-va-qonuniy-manfaatlari-himoya-qilinishini-taminlashga-oid-qoshimcha-chora-tadbirlar-togrisida_245986

[9] См.: Сайт Национального информационного агентства Узбекистана: https://uza.uz/uz/posts/2021-2025-yillarda-fuqarolik-zhamiyatini-rivozhlantirish-koncepciyasini-tasdiqlash-togrisida_246489

[10] См.: Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5618 от 9 января 2019 г. «О коренном совершенствовании системы повышения правосознания и правовой культуры в обществе».

[11] Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 15 июля 2019 г. № 2600-Ш и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 15 июля 2019 г. № ПК-563-III утверждена Национальная программа действий по реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech