Первый день проведения тренинга (3 сентября 2019 года) на тему: «Мониторинг закрытых учреждений и мест лишения свободы» представил - насколько система такого мониторинга способна помогать в работе самой администрации закрытых учреждений, властей, влиять на общество.
Организаторами тренинга выступили: Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане и Региональный офис Управления Верховного комиссара ООН по правам человека для Центральной Азии.
Открытие тренинга 3 сентября 2019 года началось с приветственных слов к участникам, в числе которых представители 15 министерств и ведомств, а также сотрудники Национального центра Республики Узбекистан по правам человека. С приветствием к ним обратились директор Национального центра по правам человека Акмал Саидов, Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане Джон МакГрегор, Заместитель председателя Подкомитета ООН по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Виктор Захария, эксперт Инспектората тюремной администрации Великобритании Джанет Хол, представитель Эксетерского университета (Великобритания) Аби Даймонд.
Посол Дж. МакГрегор сказал в своей речи о плодотворном сотрудничестве ОБСЕ с Узбекистаном, а также отметил, как позитивный факт закрытие колонии «Жаслык».
Приветствуя собравшихся, В.Захария отметил, что в функции Подкомитета ООН по предупреждению пыток, входит осуществление мониторинга в странах, которые подписали Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Дж.Хол и А.Даймонд выразили благодарность за возможность участия в данном мероприятии и готовность поделиться имеющимся опытом по осуществлению прав человека и применению Национального превентивного механизма (НПМ) в Великобритании.
В ходе второй сессии тренинга, А.Даймонд ознакомила участников с обзором международных стандартов по запрещению и предупреждению пыток и других видов жестокого обращения. Также, были даны определение пыток, других видов жестокого обращения и чрезмерного применения силы.
Было отмечено, что важнейшим международным документом в данном направлении является Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, где дано определение «пытка», «актам пыток», изложены обязательства государств запрещать и предотвращать пытки и другие виды жестокого обращения. Кроме того, создан Комитет ООН против пыток (КПП), который контролирует соблюдение требований со стороны государств.
А.Даймонд было подчеркнуто, что пытки и другие виды жестокого обращения абсолютно запрещены международным правом. Это не только нашло отражение в различных международных договорах, но и является «обычным правом», то есть запрещение пыток должно содержаться в законодательствах всех стран, независимо от того, присоединились они к Конвенции против пыток или нет. Кроме того, недопустимость пыток является императивной нормой, то есть подлежащей отмене, наряду с запретом рабства и геноцида.
Третью сессию «Введение в превентивный мониторинг» провел В.Захария. В интерактивной форме с вовлечением участников тренинга, фасилитатор постарался выявить отношения представителей различных ведомств к понятию мониторинга и имеющегося опыта в данном направлении. Как отметил В.Захария, с учетом относительной закрытости системы исполнения наказания, которая является «государством в государстве», возможности мониторинга важны с очень многих сторон.
Так, для ГУИН, это возможность увидеть пробелы, которые были не замечены в ходе внутренних проверок, для лиц, содержащихся под стражей, - высказать жалобы, которые также, в итоге помогают улучшить пенитенциарную систему. Мониторинг важен, как инструмент, позволяющий постоянно быть начеку и находить все новые возможности для развития закрытых учреждений и мест лишения свободы.
Докладчиком было отмечено, что во многих странах в отношении мониторинга пенитенциарной системы существуют годами сложившиеся стереотипы. Однако развитие этого направления привело к тому, что выявляются все большие преимущества мониторинга для таких разных категорий, как администрация мест лишения свободы, заключенные, общество, власти.
Это связано с наличием множества функций системы мониторинга. Одна из них – превентивная, содержащаяся, в том числе, в сдерживающем эффекте, когда при реализации различных действий в закрытых учреждениях идет «с оглядкой» на предстоящий мониторинг.
Не сразу заметной, но оказывающейся в итоге важной частью мониторинга является документирование общей ситуации в местах заключения. Это может стать в дальнейшем основой для документально подтвержденного диалога и сотрудничества с властями. Кроме того, объективное документирование со стороны может стать и аргументом для администрация мест лишения свободы при определенных обстоятельствах, когда приходится доказывать правомочность своих действий в определенных период времени.
И, безусловно, одними из важнейших функций мониторинга мест лишения свободы, являются непосредственная защита жертв, а также в целом поддержка и расширение прав заключенных.
Как важный момент было отмечено, что опыт мониторинга в зарубежных странах никак не подменяет собой Национальный превентивный механизм каждой страны, он является дополнением для его всестороннего развития.
Кроме того, В. Захария был сделан обзор инновационного подхода, внедренного в рамках Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, важность НПМ и других форм независимого превентивного мониторинга, в том числе со стороны гражданского общества.
Пресс-служба Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека
- Добавлено: 03.09.2019
- Просмотров: 6758
- Распечатать