Подростки, особенно девочки, сталкиваются с растущей нагрузкой в школе и при этом получают все меньше поддержки со стороны своих семей. Об этом говорится в новом докладе Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Согласно результатам исследования, проведенного в Европе, Центральной Азии, а также Канаде, только 68 процентов подростков сообщают о высоком уровне поддержки со стороны семьи, что значительно меньше, чем в предыдущем исследовании, проведенном в 2018 году. При этом школьная нагрузка, по словам респондентов, резко возросла, что особенно ощущают девочки-подростки.
Почти две трети 15-летних девочек (63 процента) сообщают, что испытывают чрезмерную нагрузку (в 2018 году этот показатель составлял 54 процента), по сравнению с 43 процентами 15-летних мальчиков (40 процентов в 2018 году).
«Увеличивающаяся нагрузка на подростков – это многогранная проблема. От девочек часто одновременно ожидают высокой успеваемости и соответствия традиционным социальным ролям, в то время как мальчики могут испытывать дополнительную нагрузку из-за того, что от них требуют быть сильными и самодостаточными, что мешает им обращаться за необходимой поддержкой», сказала один из авторов доклада, Ирэне Гарсия-Мойа.
«Мы должны создавать в наших школах благоприятные условия, в которых каждый ученик будет чувствовать, что его замечают, слышат и поддерживают», – добавила она.
Тенденции, о которых говорится в докладе. сказываются на психическом здоровье и благополучии миллионов подростков, особенно детей старшего подросткового возраста и детей из менее обеспеченных семей.
Доклад основан на данных, полученных по результатам опроса около 280 000 подростков в возрасте 11-15 лет из 44 стран и регионов. По мнению его авторов, для эффективного решения этих проблем необходимо принимать скоординированные меры на всех уровнях – национальном, региональном и местном.
Социальное неравенство
Подростки из менее обеспеченных семей сообщают о меньшем уровне поддержки по сравнению со своими более обеспеченными сверстниками. Так, только 62 процента подростков из семей с низким достатком отмечают высокий уровень поддержки со стороны семьи по сравнению с 71 процентом подростков из семей с высоким достатком.
Гендерные различия
Во многих сферах жизни подростков наблюдается значительное гендерное неравенство. Девочки реже, чем мальчики, сообщают о том, что им легко говорить с обоими родителями о тех вещах, которые их действительно беспокоят, причем в общении с отцами отмечаются более существенные гендерные различия, чем в общении с матерями.
Девочки также реже сообщают о достаточном уровне поддержки со стороны семьи и ближайшего окружения (65 процентов против 71 процента среди мальчиков). Исключением являются отношения со сверстниками: здесь девочки поддерживают друг друга больше, чем мальчики (62 процента против 55 процентов).
Наследие пандемии COVID-19
Пандемия COVID-19 оказала глубокое влияние на взаимодействие подростков с их социальным окружением, приведя к долгосрочным последствиям, которые продолжают сказываться на их благополучии.
После введения мер социального дистанцирования, закрытия школ и нарушения привычного образа жизни подростки стали чаще сообщать о снижении поддержки со стороны семьи и сверстников и менее позитивно отзываться о ситуации в школе, что, в свою очередь, усугубило те проблемы.
В докладе подчеркивается необходимость продолжения работы по оказанию поддержки тинейджерам в преодолении последствий пандемии с целью обеспечения их социального и эмоционального благополучия.
Как помочь подросткам
"Сегодня подростки сталкиваются с беспрецедентными проблемами во взаимодействии со своим социальным окружением – от уменьшения поддержки дома до возрастающей нагрузки в школе, что может иметь долгосрочные последствия для их здоровья и жизненных перспектив. Эти данные должны стать для всех нас толчком к принятию неотложных мер по улучшению условий, в которых растет наша молодежь», – сказал Ханс Клюге, директор Европейского бюро ВОЗ.
В Организации призывают страны к принятию скоординированных мер для решения этой проблемы, включая усиление экономической поддержки семей, формирование инклюзивной школьной среды и снижение учебной нагрузки.
- Добавлено: 14.11.2024
- Просмотров: 206
- Распечатать