Демократические принципы выборов Президента Республики Узбекистан

В соответствии со статьей 117 Конституции Республики Узбекистан и Избирательным кодексом выборы Президента Республики Узбекистан состоятся 24 октября текущего года. В целях обеспечении открытости и прозрачности выборов Узбекистан направил приглашение целому ряду авторитетных международных организаций, а также представителям из более 45 стран мира. В предстоящих выборах ожидается участие более 750 международных наблюдателей. В стране уже осуществляют мониторинг выборов долгосрочные наблюдатели из БДИПЧ ОБСЕ, Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств.

Создание демократического правового государства и открытого гражданского общества неразрывно связано с реализацией конституционных принципов народовластия, созданием необходимых условий для организации и проведения демократических выборов. В процессе формирования демократического правового государства институт выборов является реальным механизмом осуществления народовластия. Это также отражено в нормах Всеобщей декларации прав человека. В частности, статья 21 этого важного международного документа гласит, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Такая норма также отражена в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года.

Выборы являются важным институтом современной демократии, одним из основных средств выражения людьми своей воли и участия в политических процессах, в управлении общественными и государственными делами, включая формирование представительных органов власти. Свободные выборы – это не только принцип формирования государственной власти, но и выражение ее ответственности перед народом. В то же время результаты выборов дают объективную оценку уровня влияния политических партий, отражают настроения избирателей, текущие тенденции в политической жизни страны. Регулярное проведение свободных и справедливых выборов считается одним из самых ярких показателей того, что политическая система в стране гармонично сочетается с демократией.

Авторитет страны в мировом сообществе во многом обусловлен соответствием действующей в стране избирательной системы демократическим принципам. В этом смысле совершенствование избирательного законодательства в Узбекистане можно рассматривать как важную составляющую демократических реформ. В последние годы в рамках Стратегии действий проделана огромная работа по обеспечению последовательного развития Нового Узбекистана на пути демократии, открытости и конкурентоспособности внешнему миру. В их числе последовательные реформы по обеспечению конституционных прав граждан страны избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти.

 Избирательный кодекс - правовая основа демократических выборов

В Узбекистане выбран путь кодификации избирательного законодательства. В 2019 году вместо ранее действовавших 5 законов по избирательному законодательству принят единый Избирательный кодекс Республики Узбекистан.

Избирательный кодекс был разработан с участием всех общественно-политических сил страны – политических партий, институтов гражданского общества, а также с учетом соответствующих выводов и мнений иностранных наблюдателей международных и региональных организаций, участвовавших в процессе выборов в Узбекистане. В соответствии с Избирательным кодексом для обеспечения конституционных прав граждан голосовать и быть избранными были дополнительно усилены правовые гарантии подготовки и проведения выборов.

Предстоящие выборы Президента Республики Узбекистан проводятся в соответствии с требованиями законодательства в полном объеме и в условиях дальнейшего углубления демократических реформ и обновления общественной жизни, повышения социальной активности, повышения ответственности граждан, а также возросшего спроса на политические, правовые, социально-экономические реформы, повышение роли политических партий и институтов гражданского общества.

Следует отметить, что Избирательный кодекс Узбекистана полностью соответствует международным избирательным стандартам и разработан в соответствии с ними. Конституция Республики Узбекистан является основой системы демократического избирательного законодательства в нашей стране.  Согласно статье 7 Конституции Республики Узбекистан народ является единственным источником государственной власти. Демократические принципы избирательного процесса закреплены в Избирательном кодексе и других законодательных актах.

 

Основные принципы избирательного права

Основные принципы демократических выборов закреплены в Избирательном кодексе. Это: всеобщее, равное,  право на тайное голосование на основе прямого избирательного права, добровольное участие в выборах, открытость и гласность.

Среди основных принципов, закрепленных в международных документах, включает всеобщее избирательное право. Это правило признано одним из основных принципов Конституции Узбекистана и Избирательного кодекса. В частности, согласно статьям 3 и 27 Избирательного кодекса, выборы в Республике Узбекистан проводятся тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Предусмотрено, что в список избирателей включаются имена граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста ко дню или на день выборов, постоянно или временно проживающих на момент составления списка на территории данного избирательного участка. Списки избирателей на избирательных участках, созданных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан за рубежом в целях обеспечения права избирателей непосредственно участвовать в выборах Президента Республики Узбекистан, независимо от их местонахождения, составляются на основе информации, предоставленной руководителями этих учреждений.

В то же время всеобщее избирательное право не означает, что участие граждан в выборах не ограничивается какими-либо правовыми положениями. В Узбекистане, как и в других демократических странах, законодательство о выборах главы государства имеет ряд ограничений, и они не носят дискриминационного характера. В соответствии со статьей 90 Конституции Республики Узбекистан Президентом может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами.

Закон предусматривает, что граждане, ранее судимые за умышленные преступления, а также профессиональные служители религиозных организаций и объединений не подлежат регистрации кандидатами в Президенты Республики Узбекистан. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

В соответствии с принципом равного избирательного права каждый гражданин Республики Узбекистан имеет один голос.

Женщины и мужчины имеют одинаковые избирательные права. Военнослужащие пользуются теми же избирательными правами, что и другие граждане. На выборах никто не имеет приоритет в зависимости от социального происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий.

Согласно принципу прямого избирательного права граждане непосредственно выражают свою волю на выборах. В процессе голосования избиратели делают свой выбор, исходя из своих личных взглядов и мнений. Если гражданин в момент выборов находится за границей, он может проголосовать на избирательном участке  при представительствах Республики Узбекистан в зарубежных странах.

Кроме того, избирательное законодательство Узбекистана предусматривает досрочное голосование. Избиратель, который не может находиться по месту жительства в день выборов по болезни или по другим причинам, имеет право проголосовать досрочно. В случае, если избиратель не может прийти на избирательный участок по состоянию здоровья или по другим причинам, участковая избирательная комиссия может организовать голосование по месту, пребывания избирателей.

Принцип добровольного участия в выборах означает, что граждане могут участвовать в этом политическом мероприятии добровольно, без какого-либо принуждения. В Узбекистане избиратель сам решает вопрос о целесообразности и необходимости голосования. На гражданина при осуществлении его избирательного права не налагается никакая обязанность. В отличие от нашей страны, в ряде стран голосование на выборах считается обязанностью граждан, и отказ от этого может привести не только к штрафам, но и к тюремному заключению.

Право на тайное голосование гарантировано законом, и ни одному государственному органу, должностным лицам, а также общественным объединениям не разрешается контролировать волеизъявление избирателей. В законодательстве голосование, в том числе досрочное, а также обеспечение анонимности голосования по месту нахождения избирателя определено в качестве одной из основных обязанностей избирательных комиссий.

Голосование проходит в специально отведенных зданиях, в которых оборудованы кабины или комнаты для тайного голосования. В них гражданин самостоятельно ставит отметку в бюллетене. Кроме избирателя, никто не сможет находиться в кабине во время тайного голосования, запрещается оказывать влияние на избирателя. Еще одним фактором, обеспечивающим свободу выражения гражданами своей воли во время выборов, является недопустимость агитации в день выборов и за один день до начала голосования. Бюллетени для голосования публикуются на государственном языке, а также на языках большинства населения соответствующего округа по решению окружной избирательной комиссии. Кроме того, предусмотрено  приготовление трафаретов для заполнения бюллетеней на основе алфавита Брайля.

В соответствии с Избирательным кодексом органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, общественные объединения, а также органы самоуправления граждан обязаны предоставлять оборудованные помещения для проведения встреч, оказывать помощь в получении необходимых справочных и информационных материалов.

Еще одним международным стандартом в области избирательного права граждан является принцип справедливых выборов. Это означает периодичность выборов, предоставление кандидатам равных возможностей для проведения в избирательной кампании, открытость и прозрачность выборов, участие наблюдателей на всех этапах избирательного процесса и независимость судебной системы.

Независимая судебная система играет важную роль в эффективной защите избирательного процесса от предвзятости, мошенничества. Избирательное законодательство Узбекистана гарантирует возможность обжалования в суде нарушений избирательного права и противоправных действий субъектов избирательного процесса. Таким образом, национальное избирательное законодательство служит основанием полной реализации права граждан Республики Узбекистан на свободный выбор.

 Выборы и гласность

Гласность выборов предполагает освещение избирательной кампании в средствах массовой информации. Гласность - это показатель открытости избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, включая подсчет голосов, определение результатов голосования.

Каждый гражданин имеет право искать, получать и распространять информацию о структуре округов и участков, составе избирательных комиссий, их местонахождении и режиме работы, кандидатах в президенты, голосовании и результатах выборов.

Статья 8 Избирательного кодекса предусматривает, что избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, участков, о составе избирательных комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах в Президенты Республики Узбекистан, а также об итогах голосования и выборов. Кроме того, законом прописаны округа и избирательные участки, состав избирательных комиссий, регистрация кандидатов, голосование и публикация результатов выборов в средствах массовой информации.

Прозрачность избирательной кампании обеспечивают не только средствах массовой информации, но и другой институт – местные и иностранные наблюдатели. Согласно закону, наблюдатели от политических партий, органов самоуправления граждан, представители средств массовой информации, наблюдатели международных организаций имеют право участвовать в мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением выборов, присутствовать на избирательном участке в период голосования и подсчете голосов.

Известно, что эффективность демократической политической системы зависит от условия формирования гражданского общества и многопартийности. Предстоящие выборы готовятся в полном соответствии с избирательным законодательством, определяющим многопартийность как политический стандарт гражданского общества.

 Пандемия и выборы

Человечество постепенно адаптируется к жизни в условиях пандемии и борется с ней. В условиях пандемии коронавируса во многих странах мира также проводятся выборы в Президенты, парламент и местные представительные органы, а также референдумы. Примечательно, что международные наблюдатели признают, что население многих стран более активно участвует в этих выборах, чем в предыдущих.

В условиях пандемии Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан разработало специальные планы безопасности при голосовании и по организации избирательных процессов. Исходя из эпидемиологической ситуации накануне выборов планируется проведение и организацию голосования на основании специальных инструкций.

Принятия Центральной избирательной комиссией Инструкция состоит из шести глав. В ней урегулированы вопросы осуществления превентивных мер в ходе избирательного процесса, организации процесса голосования, в том числе по месту жительства избирателя, проходящего лечение от коронавирусной инфекции в домашних условиях, подсчет голосов на избирательном участке и определение результатов выборов в округе.

Установлены конкретные меры по обеспечению избирательных прав больных коронавирусом, находящихся на лечении в больнице или в условиях карантина дома. В частности, 2 члена соответствующих избирательных участков отправятся в больницу в специальной одежде и организуют голосование пациентов в соответствии с правилами карантина. Для этого будет установлена отдельная переносная урна для голосования. Избирателям, проходящим лечении дома, также будет обеспечено право на голосование.

Кроме того, для членов избирательных комиссий, избирателей, наблюдателей и представителей СМИ предусмотрено использование в избирательных округах и участках, комнатах для голосовани специальных средств: термометр для измерения температуры, пирометр; защитная маска; одноразовые медицинские перчатки; средства защиты и профилактики, антисептики. Также предусмотрено, что участники избирательного процесса должны использовать защитные маски, запрещается рукопожатия или другие формы прямого контакта, соблюдать социальную дистанцию.

В день выборов медицинский работник измеряет температуру тела избирателей на входе в здание избирательной комиссии, дезинфицирует их руки антисептиком и контролирует их присутствие в защитной маске. Дезинфекцию зданий и помещений, а также санитарно-эпидемиологические мер будут осуществлять сотрудники органов здравоохранения и служб санитарно-эпидемиологического надзора.

Выборы Президента Республики Узбекистан, которые состоятся
24 октября этого года, связаны с жизнью каждого гражданина нашей страны, и никто не останется равнодушным к этому важному общественно-политическому событию. Следовательно, участвуя в выборах и выражая свою волю, граждане будут способствовать обеспечению последовательного прогресса Узбекистана на пути дальнейшего укрепления правового демократического государства и развития гражданского общества.

Мирзатилло ТИЛЛАБАЕВ,

Первый заместитель директора

Национального центра Республики Узбекистан по правам человека,

доктор юридических наук

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech