КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В НОВОЙ РЕДАКЦИИ РАСШИРЯЕТ ГОРИЗОНТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В сознании каждого гражданина, проживающего в Узбекистане, день Конституции связан с исторической датой принятия Основного Закона. 8 декабря 1992 года на республиканском референдуме была принята Конституция, ставшая поворотным пунктом в развитии нашей страны. А 30 апреля 2023 года стало важной вехой в истории Нового Узбекистана, когда прозвучал голос народа, стремящегося к прогрессу и благополучию. Новая редакция Конституции - не просто свод правил, а отражение наших общих ценностей и устремлений.

внести свой вклад в формирование будущего страны, символизирует национальное единство. Пройденный путь свидетельствует о готовности общества к переменам и ответственности за собственное будущее.

На стадии разработки проекта Конституционного закона от граждан поступило более 60 тысяч предложений. В последующем с проектом разработанного документа ознакомились свыше пяти млн человек, выдвинуто более 220 тысяч предложений по совершенствованию текста Конституции.

Поправки в Конституцию РУз подразумевают включение в правовую систему Узбекистана общепризнанных принципов и норм международного права. В числе важных ини­циатив - отражение в Основном законе в новой редакции Правила Миранды и принципа Хабеас корпус.

В дополнение к вышеупомянутым изменениям в Конституции также нашло отражение важное положение, которое закреплено в Основном законе страны. Речь идет о принципе, предоставляющем гражданам право обращаться в международные органы по защите своих прав и свобод в случае, если все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты были исчерпаны. Данный шаг также отражает стремление республики соблюдать международные нормы и стандарты в области прав человека, подчеркивая готовность поддерживать и укреплять принципы свободы, равенства и справедливости не только внутри страны.

В этом направлении международные и региональные организации провели масштабную работу по закреплению прав и свобод человека в соответствующих соглашениях и конвенциях, а также по созданию механизмов контроля за их соблюдением. На мировом уровне ООН было принято большое количество соглашений. Наиболее универсальные - Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических правах, а также об экономических, социальных и культурных правах, принятые в 1966 году и всту­пившие в силу в 1976-м.

В частности, Узбекистан присоединился более чем к 80 международным документам по правам человека, в том числе к семи основным договорам и четырем факультативным протоколам Организации Объединенных Наций, и на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению.

Присоединение Республики Узбекистан к основным договорам ООН, а также закрепление в Конституции права защиты своих прав на международном уровне дают возможность любому обратиться в Комитет ООН по правам человека, который состоит из экспертов и представляет собой важный механизм гарантии соблюдения и защиты прав граждан в соответствии с международными стандартами.

Вместе с тем стоит подчеркнуть, что подающие жалобу, как правило, должны воспользоваться всеми возможными средствами внутри страны, прежде чем инициировать юридические процессы на международном уровне. Однако в некоторых случаях выполнение этого условия необязательно, если средства разрешения ситуации внутри страны недоступны, занимают необоснованно продолжительное время или если эффективное разрешение ситуации в интересах жертвы маловероятно. Этот важный аспект подчеркивает не только принцип ответственности граждан перед своим государством, но и стремление создать эффективную систему внутренней правовой защиты, способной оперативно реагировать на нарушения прав и свобод граждан.

Исчерпание внутригосударственных средств правовой защиты выступает в качестве неотъемлемого этапа, предшествующего обращению за помощью к международным инстанциям. Это условие обеспечивает не только реалистичность, но и честность процесса, позволяя государствам сначала рассмотреть внутренние правовые средства, прежде чем дело будет переведено на международный уровень.

В свою очередь такой подход демонстрирует: обращение в международные органы является неотъемлемым правом граждан лишь в том случае, если все имеющиеся внутригосударственные механизмы защиты были исчерпаны без достижения справедливости или эффективного восстановления прав и свобод. Такое требова­ние укрепляет принцип сотрудничества между гражданами и государством, что обеспечивает наилучшую возможную защиту прав и свобод своих граждан.

Наряду с этим наднациональные юрисдикции представляют собой важный и дополняющий инструмент в обеспечении защиты прав человека на международном уровне. В современном мире, где глобализация и международные отношения становятся более важными, возникает необходимость в эффективных механизмах, способных гарантировать соблюдение и защиту основных прав и свобод человека вне зависимости от национальной юрисдикции.

Таким образом, закрепление в новой редакции Конституции права на обращение в над­национальные юрисдикции представляет собой важный шаг в сторону укрепления прав человека и создания эффективных механизмов защиты на мировом уровне. Это свидетельствует о готовности государства сотрудничать с международными органами и признать, что права человека - универсальны и неделимы, превыше национальных границ и особенностей.

Подобные поправки в Конституции РУз также способствуют улучшению общественного сознания относительно важности соблюдения прав человека на глобальном уровне. Граждане страны могут увидеть в этом шаге подтверждение готовности государства признать, а значит, и соблюдать международные стандарты, что способствует формированию культуры уважения к правам человека и гражданской ответственности.

Аббосбек Набиев.

Ведущий специалист отдела Национального

центра Республики Узбекистан по правам человека.

№ 257 (30294) газеты «Правда Востока», от 10 декабря 2023 года

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech