НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ДОСТИЖЕНИЮ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА ДО 2030 ГОДА: ПРЕДПОСЫЛКИ, УСЛОВИЯ, ГАРАНТИИ И ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Важнейшим шагом в обеспечении гендерного равенства стало принятие В 2021 года Национальной стратегии по достижению гендерного равенства до 2030 года. В Гендерной стратегии Узбекистана отражен лучший международный и зарубежный опыт. По форме и содержанию она отвечает международным стандартам. Вместе с тем, Гендерная стратегия должна стать и быть реально и четко работающим на практике документом, а не документом декларативного характера, значимость которого ограничивается лишь упоминанием в международных отчетах и докладах. Прежде всего, она должна создать условия для улучшения жизни и благосостояния наших женщин.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ

Предпосылками для успешной реализации гендерной стратегии являются:

в целом эффективная система защиты прав человека, поскольку права женщин – это права человека;

в целом эффективная система социальной помощи, поскольку речь идет об уязвимых категориях населения;

в целом, устойчивый экономический рост и политическая стабильность в стране, от чего в целом зависит эффективное функционирование системы в целом.

Обеспечение и защита прав человека – одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Узбекистан. Подход, основанный на правах человека, внедряется во все направления государственной политики. Принята Национальная стратегия по правам человека, и Национальная программа в области образования по правам человека, где особое внимание уделено гендерным вопросам. Учет гендерных аспектов – это часть подхода, основанного на правах человека.

Об эффективности национальной системы по защите прав человека можно судить по уровню и степени защищенности самых уязвимых категорий населения. Защита уязвимых категорий населения особенно актуальна в условиях динамичных трансформационных процессов. С учетом современных реалий укрепляется система социальной защиты населения. Образовано Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан. Учет гендерных аспектов необходим при разработке и реализации социальной политики.

Экономический рост и гендерное равенство взаимно обуславливающие друг друга факторы. С одной стороны, для реализации успешной гендерной стратегии нужны адекватные ресурсы. Международные органы по правам человека постоянно призывают к выделению адекватных финансовых ресурсов для обеспечения гендерного равенства. С другой стороны, как показывает опыт развитых стран, выделение ресурсов для гендерного равенства – это не издержки, а инвестиции в будущее. С другой стороны, гендерное равенство – фактор, способствующий внедрению инноваций и новых подходов, которые обеспечивают экономический рост.

И, конечно же, важнейшей предпосылкой для успешной гендерной политики является политическая стабильность в стране. В этой связи, отрадно отметить, что многие эксперты отмечают, что в условиях политических кризисов во всем мире, Узбекистан остается резервуаром стабильности и мира.

 

УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ

Анализ международной практики и опыта передовых стран, лидирующих в мировых гендерных индексах, позволяет выделить следующие необходимые условия для успешной реализации Гендерной стратегий:

  1. Политически корректная терминология в гендерном законодательстве и гендерных стратегиях. Например, сегодня международные эксперты рекомендуют избегать таких формулировок как «борьба за права женщин», которые носят несколько агрессивный оттенок, вследствие чего некоторые могут истолковывать как «борьбу против мужчин», и советуют применять понятие «совместные усилия» или «ответные меры», которые имеют позитивный оттенок и будут способствовать консолидации общества. Корректная терминология также подразумевает отсутствие отсылочных норм и нечетких формулировок в нормативно-правовых актах.
  2. Избирательный подход при перенимании зарубежного опыт. Не каждая зарубежная практика применима в другой стране. Кроме того, изучая опыт всех стран, опираться нужно прежде всего на опыт политически и экономически стабильных стран.
  3. Координация и согласованный подход, готовность всех задействованных структур к партнерству и диалогу на всех уровнях – необходимое условие для успешной реализации Гендерной стратегии. Отсутствие единого понимания и конфликт интересов на любом уровне – один из факторов, препятствующих успешной гендерно-правовой реформе, что ведет к формальному подходу, увеличению бюрократических препонов, увеличению форм отчетности, но не к реальным улучшениям в сфере гендерного равенства.
  4. Эффективная организация информационно-разъяснительных работ, разработка дифференцированных учебных программ, совершенствование методологии обучения, внедрение инновационных методов обучения с учетом специфики различных групп населения. Для большего охвата отдельное внимание следует уделить изменению массовой культуры – кино, музыки, социальных сетей, изданию художественной и научно-популярной литературы для максимального охвата аудитории.

 

ГАРАНТИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ

Для того, чтобы Гендерная стратегия была успешно реализовано необходимо следующее:

  1. Систематическое гендерное обучение всех ведомств для глубокого понимания гендерных вопросов, прежде всего, руководящего состава ведомства.
  2. Наличие гендерных стратегий в каждом ведомстве-исполнителе, предусматривающие меры, в том числе по обеспечению гендерного баланса в составе ведомства, включая на руководящей должности.
  3. Проведение гендерного аудита в каждом ведомстве-исполнителе, который служит в качестве диалога с ведомством для оказания содействия в продвижении гендерного равенства.
  4. Сбор и анализ гендерной статистики в рамках каждого ведомства-исполнителя и обеспечение их открытости и доступности на сайтах ведомства согласно требованиям законодательства.

Отрадно отметить, что в этом направлении уже многое сделано. В частности, практически во всех концепциях развития до 2030 года включены мероприятия по обеспечению гендерного равенства. В ряде ведомств созданы гендерные советы и приняты дорожные карты по обеспечению гендерного равенства. Важным шагом стало внедрение института гендерного аудита. С учетом зарубежных практик целесообразно рассмотреть вопрос о введении национального гендерного индекса (рейтинга) по итогам проведения гендерного аудита для оценки гендерной чувствительности ведомств.

 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ

 

Гендерная стратегия Узбекистана принята на период до 2030 года и в условиях динамично меняющихся современных реалий носит можно сказать долгосрочный характер. Она принята при определенных условиях и уровне развития страны, с учетом определенных факторов. Но комплекс факторов не остается неизменным и имеет свойство меняться.  Другими словами, всегда важно учитывать все возможные риски и угрозы.

В зависимости от сферы, в которой возникают неблагоприятные последствия, можно выделить экономические, политические, социальные, культурные риски. В условиях цифровой трансформации можно выделить также технологические риски. Оценка возможных рисков и управление ими - необходимый этап при разработки, реализации и мониторинга Стратегии. В качестве таких рисков и угроз можно указать пандемию, климатический кризис, безработица, инфляция и так далее. При реализации Гендерной стратегии важно прогнозировать риски и постоянно корректировать политику с учетом новых тенденций и появления инновационных подходов.

В заключение отметим, что можно провести аналогию между успешной гендерной реформой и феноменом экономического чуда. Так, все страны мира изучают опыт сингапурского экономического чуда, но никто не может повторить его. Легко подражать, но нельзя повторить, у каждого государства свой путь развития, так и у каждой страны должна быть своя модель национального механизма по обеспечению гендерного равенства, основанной на международных стандартах и лучших зарубежных практиках.

Фируза Хамдамова

Докторант (DSc) Национального центра по правам человека

Республики Узбекистан, доктор философии по юридическим науками (PhD)

№ 270 (30307) газеты «Правда Востока», от 28 декабря 2023 года

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech