В современном мире, когда многие страны стремятся к равенству и справедливости, мы все еще продолжаем наблюдать явления дискриминации, ущемления людей по расовому признаку. Сегодня, 21 марта, отмечается как Международный день борьбы Организации Объединенных Наций за ликвидацию расовой дискриминации. По всему миру проводятся мероприятия, напоминающие людям о том, что расовая ненависть должна быть искоренена в обществе. По данным ООН, распространение разжигающих ненависть высказываний, большая часть которых носит расистский характер, растет во всем мире Для борьбы с расизмом необходимо, чтобы были услышаны голоса людей.
Целью проводимых всеми странами реформ всегда было обеспечение прав и свобод человека, в том числе выполнение принятой 21 декабря 1965 года большинством государств Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В данном международно-правовом документе подчеркивается, что любая политика достижения расового превосходства на основе расовой дискриминации является незаконной, морально и формально осуждается и запрещается. Статья 8 Конвенции предусматривает создание международного контрольного органа – Комитета по ликвидации расовой дискриминации, рассматривающего отчеты государств-участников и жалобы отдельных лиц в связи с нарушением условий Конвенции.
Начиная с 1970 года был создан Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, который функционирует в качестве договорного органа ООН, которому государства-члены Конвенции раз в четыре года должны представить доклад о реализации положений Конвенции, ее отражении в своем национальном законодательстве. Раз в два года они должны представлять краткий отчет о новых данных о ситуации по стране.
С исторической точки зрения Узбекистан всегда охватывал множество культур и рас, и это является одним из его преимуществ. Наша страна есть яркий и многонациональный мозаичный оазис в Центральной Азии, который стал свидетелем значительных социальных и политических перемещений за последние десятилетия. Сегодня Узбекистан признает важность борьбы с расовым неравенством и предпринимает шаги в этом направлении, так как любое ущемление человека, будь оно по половому, расовому, национальному или этническому признаку, является актом дискредитации достоинства и чести индивида, что, несомненно, можно расценивать как отрицание его прав и свобод, что является непростительным преступлением против человечества.
Следует отметить, что уже в 1995 году 31 августа наша страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а в 2017 году была принята “Национальная стратегия по предотвращению расовой дискриминации и обеспечению равенства возможностей”.
Сегодня мы строим новый Узбекистан-государство с приоритетом прав человека, основанное на свободных демократических принципах. Важно и то, что права и свободы человека в нашей стране определяются Конституцией нашего Основного закона. В Конституции Узбекистана заложены принципы равенства перед законом независимо от расы и этнического происхождения всех граждан. (ст.26, ст.39).
15 октября 2020 года принято Совместное постановление Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан “О Национальном плане действий по выполнению Заключительных замечаний и рекомендаций Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации по итогам рассмотрения Десятого – Двенадцатого периодических докладов Республики Узбекистан по выполнению положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации на 2020 - 2022 годы”, разработка которого осуществлялась Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека при участии государственных органов и ННО.
Палатами парламента был утвержден Национальный план действий по заключительным замечаниям и рекомендациям Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, создана Комиссия по мониторингу (НПД) его реализаций, определен ряд важных задач министерств и ведомств, по сбору статистики о реализации норм Конвенции, разработке комплекса мер на 2020-2025 годы по обеспечению прав и социальной поддержки этнических групп люли/рома, изучению целесообразности присоединения Республики Узбекистан к Конвенции 1954 года о статусе апатридов и Конвенции 1961 года о сокращении безгражданства и другие. Всего в НПД закреплено более 20 мероприятий направленных на совершенствование государственной политики в области межнациональных отношений.
Важным шагом было оказание поддержки уязвимым группам населения. Узбекистан создало программы социальной поддержки, направленные на улучшение жизни меньшинств и тех, кто находится в более выгодном положении. Программы включают в себя предоставление равных возможностей в образовании, трудоустройстве и доступе к медицинским услугам.
В области трудоустройства также предпринимаются шаги по снижению расового неравенства. Расширение программ обучения и переподготовки для тех, кто находится в неравном положении, а также установление равного вознаграждения, независимо от цвета кожи или этнической принадлежности, являются приоритетами правительства.
Еще одним важным шагом является пропаганда осознания населения о проблемах расового неравенства и важности толерантности. Государственные СМИ и общественные организации осуществляют информационные кампании, направленные на повышение осведомленности граждан о дискриминации и ее отрицательных последствиях. Это способствует развитию толерантного общества и созданию более равноправного и справедливого общества, а также играют важную роль в образовании общества и создании открытого диалога.
Новая инициатива “Справедливость для каждого человека” также заслуживает внимания при рассмотрении современных решений в борьбе с расовым неравенством. Она призывает всех граждан Узбекистана заботиться о справедливости и бороться с дискриминацией во всех ее проявлениях. Это образовательная и информационная кампания, которая направлена на повышение осведомленности о проблеме и насаждение уважительного отношения к различиям в расе и этническом происхождении.
Несмотря на значительные усилия правительства Узбекистана в борьбе с расовым неравенством, проблема все еще существует и требует дальнейшего внимания. Необходимо еще больше развивать образовательные программы, направленные на просвещение населения о значениях толерантности, равенства и уважения. Только при активном участии государства и общества можно достичь полной элиминации расового неравенства в Узбекистане.
Расовое неравенство - сложная и многогранная проблема, и её решение требует совместных усилий всех членов общества. В Узбекистане уже существуют политические и социальные меры для борьбы с этим явлением. Теперь самое время сосредоточиться на их усиленном и последовательном внедрении, а также на разработке новых стратегий для предотвращения расового неравенства в будущем.
В целом, в Узбекистане выстраивается четкая система решения существующих проблем, ограничивающих обеспечение прав и свобод человека, установленных Конституцией Республики Узбекистан. Одним из приоритетных направлений государственной политики является своевременная реализация национальных планов действий, по итогам рассмотрения национальных докладов Узбекистане по правам человека с учетом зарубежного опыта.
Адҳам Мухрумбоев,
Ведущий специалист отдела Анализа и исследований
Национального центра Республики Узбекистан
по правам человека
- Добавлено: 20.03.2024
- Просмотров: 2017
- Распечатать