Независимость, Новый Узбекистан и права человека

1 сентября 1991 года Узбекистан обрел свою государственную независимость, мирным парламентским путем, который изменил судьбу миллионов людей и определил новое место страны на мировой арене. Сегодня, спустя 33 года, мы можем оглянуться назад и с гордостью сказать, что наша страна прошла через множество испытаний, но сохранила свою самобытность, укрепила свою экономику и заняла достойное место среди независимых государств.

 

Независимость и Стратегия «Узбекистан – 2030»

Осуществляемые в стране демократические реформы приобрели сегодня необратимый характер. Равные возможности, уважение прав человека, повышение благосостояния народа и обеспечение достойных условий жизни населения являются приоритетом стратегии реформ Нового Узбекистана. Основная суть реализуемой Стратегии «Узбекистан – 2030» –  создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека, и направлена на достижение Целей устойчивого развития до 2030 года.

В постановлении главы государства «О подготовке и проведении празднования тридцать третьей годовщины государственной независимости Республики Узбекистан» от 18 июля 2024 года отмечено, что в ходе осуществляемых в стране в последние годы широкомасштабных демократических реформ мы особенно глубоко осознаем, какое это великое счастье и честь и вместе с тем огромная ответственность - быть независимым, открытым миру государством, занимать достойное место в семье свободных народов, добиваясь современного уровня развития. Кардинальные изменения во внутренней и внешней политике, направленные на обеспечение национальных интересов, достигаемые практические результаты получают признание и поддержку международного сообщества.

Наши достижения на пути построения новой жизни и общества, в которых высшей ценностью являются человек, его интересы, честь и достоинство, - все это плоды самоотверженного труда, интеллектуального и созидательного потенциала нашего стойкого, мужественного и благородного народа, преданного идее независимого развития, и мы гордимся быть его сыновьями и дочерьми.

1 сентября 1991 года ознаменовало исполнение светлых намерений и надежд, которые узбекский народ и его великие предки лелеяли на протяжении веков. Независимость Узбекистана стала не просто политическим фактом, но символом величия человеческого духа и разума. Этот день стал новой вехой в истории страны, которая по праву гордится своим уникальным культурным и духовным наследием.

Узбекистан – это не только государство с древней и великой историей, но и колыбель общечеловеческой мысли. На протяжении столетий эта земля была родиной для выдающихся мыслителей, ученых и деятелей культуры, которые внесли неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Имам Бухари, Абу Райхан Беруни, Мухаммад Мусо Хорезмий, Абу Али ибн Сина, Мирзо Улугбек и многие другие великие умы были связаны с этой благодатной землей, которая вдохновляла их на создание великих трудов и открытий.

В эти дни проходят организационно-практические, духовно-просветительские мероприятия и агитационная работа, воплощающие основную идею «Только сплоченные - мы единый народ, только вместе - мы сильная страна!», которые направлены на укрепление национального единства, сохранение и популяризацию культурного наследия, а также на воспитание у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну и осознания своей роли в ее дальнейшем развитии.

 

Организация Объединенных Наций и Новый Узбекистан:
грани сотрудничества

Благодаря результатам масштабных реформ, проведенных в Новом Узбекистане, международный престиж нашей страны значительно укрепился. В 2024 году благодаря активному сотрудничеству с международным сообществом Узбекистан добился ряда значимых и важных достижений, которые способствуют укреплению его роли на мировой арене и дальнейшему развитию нации. Эти успехи не только подчеркивают прогресс страны, но и свидетельствуют о ее готовности к новым вызовам и возможностям на глобальном уровне.

Во-первых, только в этом году по инициативе Узбекистана принято 5 резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Так, 4 июня 2024 года Генассамблея единогласно приняла резолюцию «Готовность стран Центральной Азии выступить единым фронтом и сотрудничать для эффективного решения проблем, связанных с наркотиками». Концепция документа основана на выступлении Президента Шавката Мирзиёева на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2021 года. Резолюция учитывает положения Национальной стратегии по борьбе с наркоманией и наркопреступностью в Республике Узбекистан на 2024-2028 годы.

В документе подчеркивается, что достижение Целей устойчивого развития в Центральной Азии неразрывно связано с борьбой с незаконным оборотом наркотиков и их злоупотреблением. Особое внимание уделяется положительным изменениям в регионе, достигнутым благодаря новой политике Узбекистана.

Во-вторых, 7 июня 2024 года в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке состоялись выборы членов Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН на период 2025-2027 годов. По итогам тайного голосования, Республика Узбекистан набрала 185 голосов государств-членов ООН и, впервые в своей истории избрана в состав ЭКОСОС на указанный срок.

Избрание нашей страны в данный ключевой орган ООН является свидетельством широкого признания со стороны международного сообщества и государств - членов Организации Объединенных Наций прогрессивных реформ, проводимых под руководством Президента Республики Узбекистан во всех сферах жизни государства.

В-третьих, 7 июня 2024 года в штаб-квартире МОТ в Женеве (Швейцария) в рамках 112-й сессии Международной конференции труда состоялись выборы членов Административного совета организации и их заместителей на период 2024-2027 годов. По итогам голосования, Республика Узбекистан, получив наибольшее число голосов (194 при необходимом минимуме 105), впервые в своей истории была избрана в Административный совет МОТ в качестве заместителя члена. 

За последние годы взаимодействие между Узбекистаном и МОТ поднялось на качественно новый уровень. При содействии МОТ в Узбекистане принято более 40 нормативных актов в трудовой сфере, ратифицированы 22 международные конвенции. В этом году Узбекистан посетил генеральный директор МОТ Ж.Унгбо, который рассматривает опыт нашей страны в качестве успешной модели для международного изучения и применения. Реализуются совместные меры по продвижению принципов социальной справедливости, в том числе в рамках Глобальной коалиции за социальную справедливость.

Избрание Узбекистана в Административный совет является историческим событием, так как узбекская сторона впервые вошла в состав данного ключевого органа МОТ.  Данное достижение создает благоприятную возможность для Узбекистана непосредственно активно участвовать в глобальной трудовой политике, в решениях, принимаемых МОТ, в разработке новых предложений и идей по совершенствованию системы трудовых отношений.

В-четвертых, 7 июня 2024 года в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке (США) Генеральная ассамблея единогласно одобрила резолюцию «Международный день диалога между цивилизациями», разработанную Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой.

В документе концептуально отражены видения Руководства Узбекистана, озвученные на 78-ой сессии Генассамблеи ООН в 2023 году и Самаркандском саммите ШОС в 2022-м, о необходимости продвижения духа солидарности во имя общей безопасности и процветания, стремления к конструктивному сотрудничеству, а также мобилизации усилий международного сообщества для достижения мира и устойчивого процветания.

В документе положительно отмечается вносимый всеми культурами и цивилизациями вклад в обогащение человечества, признается важное значение религиозного и культурного разнообразия в мире. Поощряется терпимость, уважение, диалог и сотрудничество между различными культурами и цивилизациями.

В-пятых, 13 августа 2024 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла по инициативе Узбекистана Резолюцию по содействию устойчивому лесопользованию, в которой говорится о его экономической, социальной и экологической выгоде. Соавторами резолюции стали 102 страны, представляющие все регионы мира. Бережное отношение к лесам и посадка деревьев играют важную роль в сохранении биоразнообразия, смягчении последствий изменения климата и загрязнения воздуха, обеспечении продовольственной безопасности и искоренении бедности, отмечается в резолюции.

В документе подчеркивается, что Генассамблея «стремится активизировать предоставление и мобилизацию новых и дополнительных ресурсов… для сохранения, восстановления и неистощительного использования лесов, особенно в развивающихся странах». В резолюции звучит призыв принимать участие в реализации проектов по посадке деревьев на деградированных землях, в том числе в засушливых районах, обеспечивать долгосрочное сохранение посаженных деревьев путем разработки эффективных стратегий ухода и укреплять международное сотрудничество, государственно-частное партнерство и межсекторальные связи на всех уровнях для содействия устойчивому лесопользованию.

Следует отметить, что Узбекистан на национальном уровне осуществляет ряд проектов по лесопосадке. В целях смягчения последствий экологической катастрофы на высохшем дне Аральского моря на площади два миллиона гектаров были посажены деревья. Также реализуется общенациональная программа «Яшил макон» («Зеленый край»), которая предусматривает посадку миллиарда деревьев в течение пяти лет. 

 

Национальная стратегия по правам человека

В рамках международных обязательств в сфере прав человека в нашей стране продолжается последовательная работа над законодательством, юридической практикой и международным сотрудничеством. Национальный центр по правам человека планомерно реализует эффективные реформы по созданию эффективных средств защиты прав и свобод человека, расширению сотрудничества с международными организациями и правоохранительными органами, повышению правозащитной культуры государственных чиновников и населения.

Прошло четыре года с момента принятия Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, направленной на эффективную реализацию международных обязательств нашей страны. Задачи, указанные в данном программном документе, выполняются последовательно.

В рамках данной Стратегии приняты очередные меры по усилению гарантий защиты прав человека в оперативно-розыскной и следственной деятельности. Так, с 1 января 2025 года вводится в районных, городских судах по уголовным делам должность следственного судьи, который наделяется полномочием выдачи санкций в рамках института «Хабеас корпус».

В первом полугодии текущего года приняты несколько важных нормативно-правовых актов в рамках в данной сфере.

  • Закон «Об уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детском Обмудсмане)»;
  • Закон «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 95 об охране заработной платы (Женева, 1 июля 1949 г.)»;
  • Закон «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для работников мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями (Женева, 23 июня 1981 года)»;
  • Закон Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 года)»;
  • Закон «О конфликте интересов»;
  • Закон «О пробации».

Совершенствуется практика подготовки национальных докладов нашей страны по правам человека и регулярных слушаний депутатами и сенаторами результатов их рассмотрения в договорных комитетах ООН, утверждения палатами Олий Мажлиса Национальных планов действий по реализации рекомендаций договорных комитетов. 

На пятьдесят втором пленарном заседании Сената заслушана информация Национального центра по правам человека о состоянии соблюдения в Узбекистане международных обязательств по правам человека. Отмечалось, что с принятием Конституции в новой редакции на всенародном референдуме в 2023 году создана законодательная основа для совершенствования механизмов защиты прав человека в соответствии с передовыми международными стандартами.

Национальная комиссия по противодействию торговле людьми и принудительному труду преобразована в Национальную комиссию по вопросам противодействия торговле людьми и достойного труда, учрежден Национальный докладчик по вопросам противодействия торговле людьми и достойного труда.

В целях эффективной реализации Конвенции ООН о правах инвалидов только в течение 2023 года приняты два указа Президента и три постановления Кабинета Министров, направленных на создание необходимых условий для лиц с ограниченными возможностями.

Активизировалось участие Узбекистана в работе Всемирной программы ООН образования в области прав человека. Постановлением Президента страны от 7 февраля 2023 года утверждена Национальная программа образования в области прав человека в Республике Узбекистан. В системе профессионального и высшего образования внедряются учебные курсы «Права человека», «Права женщин», «Права ребенка». На постоянной основе издается серия пособий и брошюр по правам человека, а также запущена Электронная платформа по образованию в области прав человека.

В этом году реализуются информационно-образовательные меры по празднованию 45-летия принятия Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 40-летия принятия Конвенции против пыток и 35-летия принятия Конвенции о правах ребенка.

Вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей», который поднял на новый уровень работу по защите прав женщин и детей, усилению норм ответственности за совершение в отношении них неправомерных действий, а также домашнее насилие.

Регулярно контролируется выполнение четырех национальных планов действий по правам человека, одобренных палатами Олий Мажлиса. Информация по этому поводу предоставляется в Парламентскую комиссию по соблюдению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека каждые два квартала с начала года, так к примеру:

во-первых, выполнены 22 из 43 пунктов Национального плана действий по реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в Республике Узбекистан на 2023-2025 годы. Из них 16 - еще находятся в работе, а срок еще по пяти пунктам еще не наступил;

во-вторых, 29 из 69 пунктов выполнены в рамках Национального плана действий на 2022-2025 годы по реализации заключительных рекомендаций Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин. Работа по остальным 40 пунктам продолжается;

в-третьих, завершена работа по 49 из 126 задач, направленных на реализацию рекомендаций, указанных в 34 пунктах Национального плана действий на 2022-2026 годы по реализации заключительных рекомендаций Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам. На данный момент ведется интенсивная работа по реализации 77 задач;

в-четвертых, Национальный план действий на 2023-2025 годы по реализации положений Конвенции ООН о правах ребенка состоит всего из ста пунктов. За истекший период выполнено пять процентов, 30 - будут реализованы в ближайшее время, срок 65 процентов еще не наступил.

Стоит обратить внимание на то, что в рамках 55-й сессии Совета ООН по правам человека был одобрен четвертый национальный доклад Узбекистана по Универсальному периодическому обзору (УПО). Наша страна регулярно выполняет рекомендации УПО.

Узбекистан непоколебим в своем стремлении привести национальное законодательство и правоприменительную практику в соответствие с международными стандартами в области прав человека. В этой связи особое значение имеет наше сотрудничество с региональным офисом Верховного комиссара ООН по правам человека в Центральной Азии и НПО «УПО- ИНФО».

При этом за прошедший период было организовано четыре мероприятия и брифинг по рекомендациям 4-го национального доклада Узбекистана по Универсальному периодическому обзору Совета ООН по правам человека. В настоящее время совместно с государственными органами и институтами гражданского общества разрабатывается проект Национального плана действий на основе этих рекомендаций.

Важное значение имеет мониторинг реализации принятых законов на территории нашей страны в рамках внедрения международных стандартов в области прав человека в законодательство и судебную практику. В этом плане выявлен ряд недостатков.

В целях контроля за выполнением положений Конвенции ООН о правах инвалидов сформирована рабочая группа из представителей Национального центра по правам человека, Национального агентства социальной защиты, Министерства высшего образования, науки и инноваций, Ассоциации инвалидов, ННО «Мадад». Согласно плану, 15-16 мая 2024 года был проведен мониторинг состояния создания безбарьерной среды, изучены условия для людей с ограниченными возможностями на международном железнодорожном вокзале, автобусных и автобусных остановках в Карши, а также в высших учебных заведениях.

Информация о результатах мониторинга и предложения по совершенствованию законодательства были представлены Палатам Олий Мажлиса, Министерству высшего образования, науки и инноваций, Национальному агентству социальной защиты, Межведомственному совету по делам инвалидов, Министерству транспорта и хокиму Кашкадарьинской области.

18 июля 2024 года Президент Республики Узбекистан принял постановление «О дополнительных мерах по созданию благоприятной и беспрепятственной среды для лиц с инвалидностью» на основе информации о результатах мониторинга и предложений по совершенствованию законодательства. Согласно документу, с 1 октября 2024 года:

  • будет проводится обязательная экспертиза технической части проектов градостроительной документации объектов градостроительной деятельности, строительство, реконструкция и ремонт которых осуществляются за счет средств консолидированного бюджета, средств предприятий с государственным участием и других централизованных источников, с 1 января 2025 года — за счет средств субъектов предпринимательства и негосударственных некоммерческих организаций, на соответствие требованиям по созданию условий для лиц с инвалидностью, определенным в градостроительных нормах и правилах;
  • ежегодно не менее 10 процентов средств Республиканского фонда «Безопасная дорога и безопасный пешеход» направляются на работы по строительству, ремонту и оснащению в целях создания безопасной и беспрепятственной среды для лиц с инвалидностью (пешеходов) на перекрестках.

Рассмотрено 712 обращений, поступивших в Национальный центр, принято более 350 граждан. Юридическую консультацию получили более 1650 граждан, обратившихся по телефону. Всего за прошедший период было рассмотрено 40 нормативно-правовых документов.

Национальным центром по правам человека проведено более
50 образовательных, познавательных и морально-правовых мероприятий. В данных мероприятиях приняли участие около 1400 представителей государственных органов и организаций, правоохранительных органов и негосударственных некоммерческих организаций.

Состоялся IV Самаркандский форум по правам человека. Форум был посвящен теме «Экологические вызовы: будущее прав человека в меняющемся мире и поиск устойчивых решений». По итогам Форума приняли Самаркандскую декларацию, намерены представить проект Резолюции Генассамблеи ООН о воздействии изменений на права человека в регионе Центральной Азии.

Улучшилась деятельность информационно-библиотечного центра по правам человека – «Дом прав человека». В региональные информационно-библиотечные центры и информационно-ресурсные центры высших учебных заведений безвозмездно передано 450 единиц юридической литературы 83 наименований.

В октябре в Узбекистане намечены парламентские выборы, которые пройдут в совершенно новой общественно-политической обстановке. Выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса впервые в истории Узбекистана пройдут на основе смешанной, то есть мажоритарно-пропорциональной избирательной системы.

Предстоящие выборы пройдут в условиях значительного усиления парламентаризма и полномочий представительных органов на местах, закреплённых обновлённой Конституцией. Упраздняется институт руководства хокимами местными Кенгашами народных депутатов. Законодательно также установлено, что женщины должны составлять минимум 40 процентов от числа выдвигаемых кандидатов в депутаты политическими партиями.

Всесторонние реформы в области прав человека, охватывающие все аспекты жизни в Узбекистане, не только способствуют обеспечению благополучия и счастья наших граждан, но и укрепляют международную репутацию страны. Эти изменения демонстрируют твёрдую приверженность Узбекистана своим обязательствам в сфере прав человека и усиливают его авторитет на мировой арене.

Именно благодаря независимости наша страна стала суверенным, демократическим, правовым, социальным и светским государством, полноценным субъектом международных отношений. Мир узнал и узнал нас заново. Наши отношения дружбы и сотрудничества с различными странами и народами земли все более расширяются, повышается положение и престиж нашей страны на международной арене.

 

Акмал Саидов,

директор Национального центра
Республики Узбекистан по правам человека

№ 173 (30482) газеты «Правда Востока», от 28 августа 2024 года

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech