Ровно восемь лет назад на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Узбекистана было принято решение о временном возложении на Шавката Миромоновича Мирзиёева исполнения обязанностей Президента страны.
В этой связи отметим, что на Востоке цифра 8 означает постоянное движение Вселенной, изменение, бесконечность времени и пространства, символизирует удачу, успех и процветание, стабильность, надежность и гармонию в жизни, благополучие.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев — лидер нации, посвятивший всю свою жизнь самоотверженному и бескорыстному служению народу, заботе о его благополучии, тоже подчеркивал, что вся Вселенная, природа находятся в постоянном изменении и обновлении. Человечество живет на основе этого вечного закона, стремится к процветанию, обогащению новыми мыслями, идеями и знаниями.
При этом, по его мнению, историческая миссия лидера заключается в правильном определении на конкретном этапе развития общества и государства целей и задач реформ, направленных на достижение вечной мечты народа о лучшем, справедливом мире и благополучии.
Эта дата также позволяет нам заново взглянуть на осуществляемые в Узбекистане масштабные и динамичные реформы, направленные на достижение высочайшей мечты узбекского народа о:
строительстве Нового Узбекистана — демократического и гуманного, правового и справедливого, сильного и мощного, открытого и конкурентоспособного, независимого и суверенного, светского и социального, процветающего и благоустроенного государства;
формировании свободного и толерантного гражданского общества, обеспечении благополучия и высокого уровня жизни, лучшего будущего для населения, а также человеческого достоинства на основе реализации принципов приоритета прав, свобод и законных интересов человека. Это также важнейшее условие построения действительно народного и народолюбивого государства;
сохранении национальной и региональной идентичности, бережном донесении до будущих поколений национальных и традиционных общечеловеческих ценностей, укреплении института семьи, межнационального и межконфессионального согласия в обществе;
повышении человеческого и интеллектуального потенциала общества, формировании фундамента новой эпохи возрождения — третьего Ренессанса, обеспечении динамичного и устойчивого развития Узбекистана и всей Центральной Азии, ее интеграции в мировую экономику.
При этом философия реформ Мирзиёева основана на уважении и обеспечении «чести и достоинства человека» — это прежде всего «обеспечение мирной и безопасной жизни каждого гражданина, его основных прав и свобод. Это подразумевает также создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры для каждого гражданина, доступа к квалифицированному медицинскому обслуживанию, качественному образованию, социальной защите, здоровой экологической среде».
Это — обеспечение устойчивого развития человека, общества и государства, которые в концентрированном виде обозначены во всех ключевых стратегиях развития нашего государства, в частности, в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах, Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы и Стратегии «Узбекистан-2030».
Штрихи
к политическому портрету
Несмотря на непростые условия времени, деятельность Шавката Мирзиёева всегда была конструктивной и плодотворной. Она отмечена реальными результатами и глобальными достижениями, признанными и в Узбекистане, и в Центральноазиатском регионе, и во всем мире. Лучшим подтверждением верности его политического курса является то, что граждане страны трижды доверили Шавкату Миромоновичу руководить своим государством. 9 июля 2023 года он вновь был избран народом страны на пост Президента Республики Узбекистан.
Шавкат Мирзиёев возглавил страну в чрезвычайно сложное время: застойные годы развития суверенного Узбекистана. Древнее китайское проклятие, приписываемое Конфуцию, звучит так: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». Это адресовано всем, но, быть может, в первую очередь политикам. Все мы свидетели того, что мало кто из лидеров новых независимых государств, образовавшихся на обломках советской империи, выдержал проверку временем. Многим это оказалось не по силам. На территории бывшей мировой державы вспыхнули гражданские и региональные войны, прошли столкновения, началась обвальная деградация экономики, социальной сферы и культуры. Массовая безработица, стагнация производства, нищета разрушили вчера еще нормальную жизнь тысяч и тысяч людей, превратив ее в тяжкую борьбу за выживание. Все это в основном явилось прямым следствием близорукости и слабости, безволия и некомпетентности отдельных правителей.
Роль Шавката Мирзиёева в строительстве Нового Узбекистана трудно переоценить. С первых дней своего правления в нем проявились качества истинного национального лидера. Оперативно и трезво оценивая сложную обстановку, Мирзиёев ставил перед народом глубоко продуманные, перспективные и в то же время реальные и конкретные цели. Своей разумной политикой, четкими действиями он вселял в сограждан уверенность в достижении намеченных планов. Благодаря умелому руководству стране удалось избежать многих опасностей во времена политических бурь и экономических кризисов, преодолеть все преграды и рифы на своем пути. В результате за короткий исторический период Узбекистан уверенно вошел в число цивилизованных стран в качестве динамично развивающегося государства, уважаемого члена международного сообщества.
За прошедшие восемь лет у Шавката Мирзиёева особенно ярко проявился дар настоящего дальновидного стратега. Его стратегическое мышление не только вывело Узбекистан на правильный политико-правовой и социально-экономический путь устойчивого развития и определило его конкретные успехи, но и в решающей степени уберегло всю Центральную Азию от угрозы экономической дезинтеграции и политического размежевания, последствия которых могли оказаться губительными. Именно Шавкат Мирзиёев стал инициатором, вдохновителем и создателем Новой Центральной Азии. Консультативные встречи глав государств Центральной Азии позволили сохранить мир на пространстве региона и спасти его суверенные страны от неминуемой катастрофы.
Политический прагматизм руководителя крупного государства весомо дополнен в Мирзиёеве служением всему человечеству, и это превратило его в признанного общемирового глобального лидера. Примером этого являются его инициативы с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. Речь идет о принятых 11 резолюциях ГА ООН регионального и глобального значения.
В частности, в 2024 году благодаря активному сотрудничеству с международным сообществом Узбекистан добился ряда значимых и важных достижений, которые способствуют укреплению его роли на мировой арене и дальнейшему развитию нации. Эти успехи не только подчеркивают прогресс страны, но и свидетельствуют о ее готовности к новым вызовам и возможностям на глобальном уровне.
Во главу угла своей политики Шавкат Мирзиёев ставит экономику. Созданная им экономическая модель построения Нового Узбекистана оказалась динамичной и результативной. Ее основа — устойчивое экономическое развитие, народное благополучие, межнациональная и межрелигиозная толерантность. Путь, пройденный Новым Узбекистаном, ясно сформулирован Шавкатом Мирзиёевым в выпущенной недавно книге «Современный мир и Новый Узбекистан».
Внешняя политика Нового Узбекистана тесно связана с политикой внутренней — в сущности, одна является логическим продолжением другой. Такое единство определяет органичную цельность развития страны и общества. Это надежный залог достижения высоких целей и задач, которые наметил Шавкат Мирзиёев для строительства и развития Нового Узбекистана.
Несомненно, под руководством харизматичного Президента Шавката Мирзиёева Узбекистан начал путь к процветанию и всеобщему благосостоянию. Газета «The Asian Telegraf» в статье «Развивающийся Узбекистан под руководством Его Превосходительства Президента Шавката Мирзиёева» пишет: «Проводимые масштабные реформы коренным образом меняют жизнь, мировоззрение и образ жизни людей. За последние годы реализованы масштабные правовые и социально-экономические реформы. В этот период экономика в стране выросла на 24 процента, а объем иностранных инвестиций — в три раза. Приоритетное внимание уделяется прогрессу в сфере образования, науки и здравоохранения, созданию условий для здорового и развитого поколения, защите материнства и детства.
Господин Мирзиёев видит Узбекистан как центр Центральной Азии. В своей деятельности он придает особое значение экономическому развитию».
Многие аналитики считают, что Узбекистан выходит на качественный этап развития, где представители разных национальностей, этнических групп, религий и конфессий живут вместе в атмосфере дружбы и взаимного уважения. Думаю, что следующие строки неслучайно появились в журнале «The National Interest» (США). В нем говорится: «Шавкат Мирзиёев отошел от старой политической траектории и определил свою стратегию построения Нового Узбекистана. Радикальные реформы охватили все сферы жизни страны».
По характеру Шавкат Мирзиёев оптимист и поддерживает мысль Уинстона Черчилля о том, что «пессимист видит трудность в каждой возможности, оптимист видит возможность в каждой трудности». Он не боится перемен и считает, что чаще всего они случаются именно в тот момент, когда необходимы.
В жизни Шавкат Мирзиёев руководствуется принципом «Слово должно быть верным, действие — решительным», а также проверенным жизнью девизом «Мне хочется каждому сделать добро». При этом ключом успеха является убежденность Шавката Мирзиёева в своих действиях и его решимость довести до логического конца начатую деятельность по модернизации и демократизации общества, строительству Нового Узбекистана и формированию основ третьего Ренессанса.
Размышления
об итогах восьми лет президентства
Восточная народная мудрость гласит: «Ничто не дальше вчерашнего дня, ничто не ближе завтрашнего». С первых дней своего правления Шавкат Мирзиёев задумал и разрабатывал магистральный путь строительства Нового Узбекистана. Этот грандиозный план обнародован в его масштабных глубоко аргументированных трех стратегиях:
Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах;
Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы;
Стратегия «Узбекистан-2030».
Реально ориентированные на результаты, стратегии Шавката Мирзиёева воплотились и воплощаются в зримую реальность. Каковы же результаты реформаторской деятельности Президента Нового Узбекистана за последние восемь лет?
Первый результат. Узбекистан сохранил и укрепил внутриполитическую стабильность, устойчивую конституционную государственность, межнациональное и межконфессиональное единство и согласие. И это достигнуто в стране, где живут представители более 130 национальностей и существует 16 религиозных конфессий.
Второй результат. Значительно возросла национальная экономика. В нее влился мощный поток иностранных инвестиций. И, разумеется, это стало следствием открытости и стабильности, продуманности и динамичной внутренней и внешней политики Нового Узбекистана.
По данным Международного валютного фонда, в 2023 году ВВП Узбекистана впервые превысил 100 миллиардов долларов. А главное, все наши экономические реформы глубоко проникнуты благородной идеей «Во имя интересов и достоинства человека, во имя счастья народа!».
Согласно прогнозам, рост ВВП в 2024 году составит около 5,5 процента, что подчеркивает устойчивость экономики даже в условиях глобальных вызовов. Особенно стоит отметить развитие сельского хозяйства, энергетики и туризма, где было зафиксировано значительное увеличение экспорта.
Третий результат. Существенно улучшилось качество образования и здравоохранения, работа в социальной сфере и деятельность, направленная на повышение благосостояния народа. В результате за восемь лет численность населения выросла с 32 до 37 миллионов человек, а продолжительность жизни выросла до 74,7 года. Узбекистан по численности населения входит в ряд 40 крупных государств мира. Становится ясно, что своими реформами, трудом, знаниями и талантом мы должны превратить эту цифру в мощный потенциал.
Четвертый результат. За последние восемь лет Узбекистан совершил своего рода революцию в государственном управлении, коренным образом улучшил качество госуслуг населению.
Реформы Шавката Мирзиёева основаны на принципе, которого испокон веков придерживались предки узбеков — «народ может терпеть любые трудности, но терпеть несправедливость не будет». По оценкам национальных экспертов, большое значение в установлении «торжества справедливости» в обществе и государстве имеет системная работа народных приемных и Виртуальной приемной Президента по контролю за деятельностью государственных органов и должностных лиц по приему, рассмотрению и восстановлению нарушенных прав физических и юридических лиц, в том числе на основе прямого диалога с населением.
По итогам последнего трехлетнего рейтинга Индекса развития электронного правительства ООН Узбекистан за прошедший период поднялся на 18 позиций и занял 69-е место среди 195 стран.
Благодаря этому Узбекистан вошел в число стран с самыми высокими темпами роста.
В Стратегии «Узбекистан-2030» поставлена цель войти в топ-30 Рейтинга электронного правительства ООН.
Пятый результат. Получила развитие инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Создавая магистральные транспортные коридоры, Узбекистан возрождает Великий шелковый путь.
Конкретные примеры развития инфраструктуры в Узбекистане, особенно в транспортной и коммуникационной сферах, включают:
во-первых, международный транспортный коридор Ташкент — Андиджан — Ош — Иркештам — Кашгар, который является важной частью китайской инициативы «Один пояс, один путь». Он улучшает связи между Узбекистаном, Кыргызстаном и Китаем, восстанавливая исторический торговый маршрут, и способствует оживлению Великого шелкового пути;
во-вторых, модернизация аэропортов и создание мультимодальных логистических центров. Аэропорты Ташкента, Самарканда, Коканда и других городов были модернизированы, что улучшило воздушные связи Узбекистана с международными рынками и сделало его крупным транзитным узлом;
в-третьих, автомобильная дорога Ташкент — Термез — ключевая трасса, связывающая Узбекистан с Афганистаном и странами Южной Азии, способствующая развитию экономических связей региона;
в-четвертых, проект Трансафганской железной дороги Мазари-Шариф — Герат. Планируемая железнодорожная магистраль свяжет Узбекистан с Ираном и Персидским заливом через Афганистан, откроет новые возможности для транзитной торговли.
Эти проекты демонстрируют, как Узбекистан, восстанавливая и развивая транспортную инфраструктуру, укрепляет свою роль в международной торговле и возрождает историческое значение Великого шелкового пути.
Шестой результат. Значительно укрепилась национальная безопасность страны. Впервые в истории Узбекистан обрел четкие государственные границы, признанные международным сообществом. Делимитация границ повысила престиж республики и содействовала упрочению добрососедских связей со странами Центральной Азии.
Очевидно, что успехи внутренней и внешней политики стимулировали устойчивое развитие Нового Узбекистана, который стал самой стабильной страной на всей территории Центральной Азии, благотворно влияя на геополитическую обстановку в регионе и мире.
Давно забыто кликушество тех, кто предрекал республике распад и потерю суверенитета. Новый Узбекистан сумел обратить свои кажущиеся слабости в силу: многонациональность и многоконфессиональность стали одним из главных созидательных факторов. Разумеется, все это произошло не само собой, а благодаря дальновидной и взвешенной деятельности Президента Шавката Мирзиёева.
Стратегический курс национального лидера Нового Узбекистана основан на глубоком понимании современных мировых проблем, трезвом анализе политической и экономической обстановки, зорком видении перспектив социально-экономического и политико-правового развития. В своих посланиях парламенту Узбекистана (2017—2022) Президент Шавкат Мирзиёев назвал глобальные вызовы XXI века. Наряду с ускорением исторического времени, демографическим дисбалансом, угрозой мировой продовольственной безопасности, острым дефицитом воды, энергетической безопасности, исчерпаемостью природных ресурсов, тотальным изменением климата еще и международное недоверие, нарастающая социальная нестабильность, кризис ценностей нынешней цивилизации и, наконец, угроза новой мировой дестабилизации. Перед Новым Узбекистаном стоит задача не только достойно ответить на эти вызовы, преодолеть риски и опасности глобальной эпохи, но и достигнуть новых высот государственного строительства.
Стратегия «Узбекистан-2030»
Восточные мудрецы говорили: «Когда бушует ветер перемен, одни строят укрытия, другие — ветряные мельницы». Проецируя это выражение на современный Узбекистан, можно уверенно заявить, что Шавкату Мирзиёеву удалось направить этот поток безмерной силы в созидательное русло, полностью изменившее устоявшийся политический, социальный и культурный ландшафт государства.
Грандиозную перспективу устойчивого развития страны на предстоящие годы наметил стратегический план «Узбекистан-2030», предложенный национальным лидером Нового Узбекистана. Ясно сформулированы принципы действий, по которым будет осуществляться главная цель Стратегии «Узбекистан-2030». Это прагматичность и эволюционность всех принимаемых решений, взаимовыгодная открытость, укрепление благосостояния народа, всенародная поддержка.
Кроме того, эта стратегия предусматривает следующие направления.
Первое. Претворение в жизнь идеи «Новый Узбекистан — народное и гуманное государство», заботящееся о достоинстве, обеспечении законных интересов и благополучии каждого своего гражданина независимо от его национальности, языка и религии.
То есть одним из главных лейтмотивов преобразований Шавката Мирзиёева остается идея служения народу, а также принцип «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу», дополняемый другим принципом «Руководители должны служить не только государству, а прежде всего человеку и его семье, обеспечению их законных интересов». По его убеждению, «руководитель должен быть не обузой для народа, а напротив, облегчать его жизнь».
Второе. Обеспечение справедливости и верховенства закона в обществе как основополагающего и необходимого условия построения подлинно народного государства, соблюдения чести и достоинства людей.
В этой сфере предусматривается реализация ряда задач по обеспечению подлинной независимости и открытости системы правосудия, совершенствованию деятельности судов на основе международных стандартов и органов правопорядка, усилению роли института адвокатуры, цифровизации всей этой сферы.
Шавкат Мирзиёев считает приоритетными вопросы защиты прав предпринимателей и собственников, частной собственности, создания такой системы, при которой суд, восстанавливая права граждан и предпринимателей, стоит на защите частной собственности, обязывает исполнительные органы действовать в рамках закона. Это необходимое условие развития общества, в первую очередь его экономического прогресса.
Третье. Развитие национальной экономики, повышение конкурентоспособности и наращивание темпов ее роста, защита и продвижение частной собственности.
В качестве одной из важнейших задач экономических реформ Шавкат Мирзиёев определил вхождение Узбекистана к 2030 году в ряд государств с доходами на душу населения выше среднего уровня, в частности, за счет стимулирования частного сектора и увеличения его доли, привлечения прямых иностранных инвестиций, развития кластерной системы в отраслях-драйверах принципа «от сырья до готовой продукции».
Четвертое. Реализация справедливой социальной политики, внедрение в жизнь благородной идеи «Новый Узбекистан — социальное государство», обеспечение качественного образования и воспитания как важнейшего фактора развития человеческого капитала и интеллектуального потенциала общества.
В данном контексте отметим, что в ходе реформ, в том числе конституционной, особое внимание уделяется обеспечению устойчивого развития общества и страны, в том числе на основе принципов «солидаризма», императив правового и социального государства, реализации справедливой социальной политики, развития человеческого капитала.
Пятое. Реформирование духовно-просветительской сферы, претворение в жизнь благородной идеи «Новый Узбекистан — просвещенное общество».
Мировой исторический опыт свидетельствует, что нации достигают прогресса благодаря духовной сплоченности, следованию своей национальной идее. Вопрос о национальной идее и идеологии становится еще значимее в условиях, когда в мире все большую остроту приобретают угрозы и вызовы для национальной идентичности и духовных ценностей, растет острая борьба и конкуренция, усиливается столкновение интересов, а процессы глобализации несут для человечества как беспрецедентно новые возможности, так и непредвиденные проблемы. В сознание людей, особенно молодежи, внедряются ценности потребительской и массовой культуры, а также эгоцентризм, беззаботное отношение к труду и семье.
Национальная идея и идеология имеют большое значение и для Узбекистана, который движется по пути построения новой жизни и вхождения в ряд развитых государств. Философия реформ Шавката Мирзиёева основана на понимании того, что «если экономика — это организм, обеспечивающий жизнедеятельность общества, то духовность — его сердце и душа. В построении Нового Узбекистана мы опираемся на эти два прочных столпа: сильная экономика, основанная на рыночных принципах, и сильная духовность, основу которой составляют богатое историческое наследие народа, национальные и общечеловеческие ценности».
Седьмое. Продолжение реформ, направленных на дальнейшее приумножение мощи Вооруженных Сил республики, а также развитие прагматичной и взвешенной внешней политики и экономической дипломатии.
В этой сфере планируется продолжить меры по усилению боевой готовности, физической и моральной подготовки военнослужащих, а также по поддержке военнослужащих и ветеранов, членов их семей, улучшению материального обеспечения и жилищных условий, созданию возможностей для того, чтобы их дети получали современные знания и профессии.
Все это показывает, что исходя из требований времени и современного развития Шавкат Мирзиёев положил в основу философии реформ принцип: «мы должны быть открыты миру, а мир должен быть открыт для нас». Определил в качестве основной задачи укрепление отношений добрососедства и стратегического партнерства прежде всего со странами Центральной Азии.
Мы все больше убеждается в правильности инициатив Шавката Мирзиёева по оказанию помощи Афганистану, восстановлению мира и стабильности, недопущению экономического и гуманитарного кризиса в этой стране, реализации совместно с Афганистаном крупных транспортно-коммуникационных проектов.
Политический курс лидера нации, его стратегические замыслы и инициативы, их практическое осуществление свидетельствуют о Шавкате Мирзиёеве как о выдающемся реформаторе современности. Его реформы заслужили всеобщее признание. Характерную оценку деятельности лидера Узбекистана дал Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш: «Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев — великий строитель нашего времени. Разрушить легко, трудно строить. Его строительство Нового Узбекистана можно назвать по-настоящему великим».
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил: «В Казахстане Шавката Мирзиёева знают и уважают как подлинного лидера узбекского народа, политика международного масштаба, выдающегося государственного деятеля, внесшего неоценимый вклад в укрепление дружбы и сотрудничества двух стран».
Между тем Президент Узбекистана отдает себе отчет, что мировая экономика так и не оправилась от последствий финансово-экономического кризиса, и ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Справляться с ними придется в условиях жесткой конкуренции. Шавкат Мирзиёев предупреждает народ, что легкой прогулки в строительстве Нового Узбекистана не будет. Вот почему народ Узбекистана приступил к новым масштабным преобразованиям.
Новая
Центральная Азия
Всемирная известность территории современного Узбекистана, его древних исторических народов началась с Великого шелкового пути. Благодаря разветвленной межконтинентальной сети торговли самой дорогостоящей на протяжении веков тканью — шелком, получившей выразительное и точное название «Великий шелковый путь» лишь в XIX веке, античный мир познакомился с регионом, о размерах и неповторимом ландшафте которого не было практически никакого представления и который долгое время не имел определенного названия.
Торговые маршруты Шелкового пути с конечными пунктами в пограничных городах Китая и портах Леванта пересекали территорию сегодняшнего Узбекистана, исторические города которого являлись жизненно важными центрами торговли. Открытие Великого шелкового пути имело решающее значение для историко-цивилизационного и культурно-гуманитарного развития Центральноазиатского региона. В значительной мере благодаря Великому шелковому пути произошло, пусть даже во многом и опосредованно, приобщение предков нынешних узбеков к великим цивилизациям Китая и Индии, Ирана и Древней Греции.
На этой благодатной земле вспыхнул немеркнущий Восточный Ренессанс, давший человечеству гениев мирового масштаба, живущих и творивших здесь. По значимости вклада в общечеловеческую культуру Мухаммад Хорезми, Абу Наср Фараби, Абу Али ибн Сина, Беруни, Навои, Мирзо Улугбек вполне соизмеримы с Платоном и Аристотелем, Сократом и Демокритом, Данте и Коперником.
Центральноазиатские инициативы Шавката Мирзиёева отличаются редкой дальновидностью, широтой взгляда и глубоким пониманием процессов регионального и глобального развития. Как Президент Узбекистана, Мирзиёев, разумеется, ставит во главу угла национальные интересы своей страны, однако непременно сообразуясь с контекстом региональной и общемировой политики, в гармоничном соответствии с интересами других государств и прежде всего соседних.
В этом контексте очень важны креативные инициативы и новаторский опыт Нового Узбекистана, его политика в сфере сохранения духа и динамики сотрудничества во всем мире и особенно в Центральноазиатском регионе. Он также свидетельствует об ответственности правительств за обеспечение безопасности, стабильности и устойчивого развития в национальном, региональном и глобальном масштабах.
В частности, имеют значение Самаркандская инициатива солидарности во имя общей безопасности и процветания, выдвинутая
Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым на саммите ШОС в сентябре 2022 года, а также принятая на ее основе резолюция ГА ООН. Ее цель — вовлечь в глобальный межцивилизационный диалог всех, кому небезразлично наше общее будущее, кто готов, невзирая на разногласия, искать согласованные подходы и решения, кто разделяет принципы «Самаркандского духа».
При этом принято во внимание, что с древних времен Самарканд был центром духовного, экономического, культурного и научного обмена между народами, живущими на пространстве от Восточной Азии до Северной Африки, Ближнего Востока и Европы. На протяжении веков здесь создавалась особая культура плодотворного общения представителей разных цивилизаций.
Самарканд — живой пример того, как столетиями на практике претворялись в жизнь принципы толерантности и уважительного отношения к традициям и ценностям разных народов, которые мы взяли за основу при создании ШОС.
Сегодня для достижения целей в области устойчивого развития, процветания стран как никогда прежде крайне востребованы диалог, свободный от геополитического соперничества, идеологических противоречий и споров, а также доверие и взаимопонимание, способность государств разрешать противоречия на основе скоординированных и компромиссных подходов.
Реализация Самаркандской инициативы путем проведения регулярных форумов по важнейшим вопросам общей повестки внесет достойный вклад в формирование глобального диалога, поиск согласованных подходов и решений, восстановление доверия и снижения глобальной напряженности, неопределенности и непредсказуемости.
Он призван объединить усилия государств и народов мира для смягчения существующих противоречий и разногласий путем наращивания культурно-цивилизационного, межнационального, межрелигиозного взаимодействия.
Данный новый формат диалога вносит вклад в укрепление доверия на всех уровнях, углубление взаимопонимания среди различных социальных групп, культур и цивилизаций в самых разных областях, устранение угроз для мира и безопасности, поощрение и защиту прав человека.
Я не раз слышал и читал в печати и социальных сетях разные рассуждения и прогнозы по центральноазиатским проблемам, но не скажу, что они как-то убеждали меня, ибо очень часто носили односторонний характер, нередко вылезают наружу старые имперские предрассудки и неоколониальные замашки, известное менторство. Чувствуется, что многие эксперты, критики-аналитики смотрят на Центральную Азию, на события в ней с определенных высокомерных позиций, все время примеряя те или иные факты и события к западным традициям, к мышлению элитарной европейской интеллигенции. Особенно это касается прав человека, которые, по их мнению, могут в одночасье быть очищенными от тысячелетних национальных традиций, многовековой истории, сути и характера самого народа, его привычек, религиозных верований и так далее. Но такого не бывает. Нет подстриженных под одну гребенку прав человека. Каждая болезнь требует своего лекарства. Поэтому подобные рассуждения всегда настораживают.
Вывод
Наши достижения на пути построения новой жизни и общества, в которых высшей ценностью являются человек, его интересы, честь и достоинство, — все это плоды самоотверженного труда, интеллектуального и созидательного потенциала нашего стойкого, мужественного и благородного народа, а также его лидера Шавката Мирзиёева, преданного идее независимого развития, и мы гордимся быть его сыновьями и дочерями.
Шавкат Мирзиёев избрал путь политической и экономической модернизации страны на основе соединения исторического прошлого с настоящим, ориентированным на будущее. Он хорошо понимает, что эффективность универсальных институтов модернизации зависит от конкретных исторических условий тех или иных государств, от социокультурных традиций того или иного народа, связанных с преемственностью, но в то же время нацеленных на будущее. Сама жизнь убедительно доказывает, что только образованное, просвещенное общество оценит все преимущества демократического правового развития, и, наоборот, малообразованные, невежественные люди предпочитают авторитаризм и тоталитарную систему.
Подводя итоги этой статьи, следует сказать, что в последние четверть века подобных по масштабу кардинальных преобразований не осуществлялось ни в одной стране.
Шавкат Мирзиёев с помощью масштабных реформ, которые направлены на устойчивое развитие, укрепление национального единства, сохранение и популяризацию культурного наследия, а также на воспитание у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну и осознания своей роли в ее дальнейшем развитии, воплощает в жизнь основную идею — «Только сплоченные — мы единый народ, только вместе — мы сильная страна!».
Акмал САИДОВ,
академик.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
№ 182 (8760) газеты «Народное слово», от 8 сентября 2024 года
- Добавлено: 09.09.2024
- Просмотров: 834
- Распечатать