Конституция Нового Узбекистана. Историческая ретроспектива

8 декабря - День Конституции Республики Узбекистан

8 декабря в стране широко, как всенародный праздник, отмечается День Конституции Республики Узбекистан. Роль и значение Конституции в новой редакции в укреплении результатов системных и стремительных реформ, последовательно продолжающихся в разных сферах жизни Нового Узбекистана, неоценима.

Конституция в новой редакции открыла нам пути построения правового и справедливого государства, основанного на принципах прав человека и демократии, свободы и стабильности, равенства и развития. В ней четко определены правовая идеология развития личности, общества и государства, конституционные ценности и принципы, на которые опирается наш народ на пути построения Нового Узбекистана.

Конституционная реформа и Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022 - 2026

Конституционная реформа явилась результатом трех стратегий комплексного развития страны, принятых в последние годы по инициативе Президента: Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы и Стратегии «Узбекистан - 2030».

Поэтому Конституция Узбекистана в новой редакции является прочным юридическим источником и правовой гарантией широкомасштабных демократических реформ, последовательно и поэтапно, органично и системно осуществляемых во всех сферах социально-экономической, политико-правовой и духовно-культурной жизни.

Конституция имеет высшую юридическую силу и приоритетное значение в любом демократическом обществе, стремящемся к правовой государственности. Следовательно, Основной закон является одним из важнейших достижений человечества в правовом регулировании и организации общественных отношений. Конституция не может существовать сама по себе, то есть отдельно, изолированно от общества. Это динамичный, непосредственно действующий документ, находящийся в процессе развития.

Основными инициаторами конституционной реформы выступили широкие слои населения нашей страны. Главным же ее идейным вдохновителем, несомненно, стал Президент Шавкат Мирзиёев.

Как известно, еще в 2021 году в ходе выборов Президента Узбекистана во время встреч всех кандидатов с представителями электората глава государства выдвинул важное предложение о необходимости осуществления конституционной реформы, являющейся логическим продолжением демократических преобразований в стране.

6 ноября 2021 года Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на совместном заседании палат Олий Мажлиса в ходе торжественной церемонии вступления в должность определил в качестве методологической основы конституционную реформу. Отдельный раздел, посвященный конституционной реформе, был включен и в книгу Президента «Стратегия Нового Узбекистана», изданную в 2021-м.

Практика развития стран мира свидетельствует о необходимости последовательного и непрерывного совершенствования конституционного законодательства. В правовом государстве не должно быть разрыва между Конституцией и развитием общества. Необходимо было закрепить в национальном законодательстве и правовой практике принцип «человек - общество - государство». С этой точки зрения, конституционная реформа стала актуальной при реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы, разработанной на основе принципа «От Стратегии действий - к Стратегии развития».

Масштабные цели Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 - 2026 годы, включая создание справедливого и народного государства, эффективную защиту прав, свобод, интересов и достоинства человека, потребовали дальнейшего совершенствования конституционного пространства, которое обеспечивает правовую основу для проведения реформ.

Конституционная комиссия: задачи и этапы деятельности

В процессе конституционной реформы огромное значение имела четкая организация деятельности Конституционной комиссии, созданной 20 мая 2022 года Кенгашами палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Перед ней была поставлена задача получить от всех слоев населения предложения по внесению изменений и дополнений в Конституцию.

В состав комиссии вошли депутаты, сенаторы, представители всех регионов Узбекистана, институтов гражданского общества, юристы, политологи и эксперты. Конституционная комиссия в своей деятельности опиралась на принцип «Общество - инициатор реформ».

Президент Узбекистана определил три основных этапа деятельности Конституционной комиссии, в рамках которых она должна осуществлять свою деятельность.

Первый этап - организация приема, обобщения и анализа предложений по изменению Конституции.

Второй этап - рассмотрение обновленного проекта Конституции с участием широкой общественности и проведение всенародного обсуждения.

Третий этап - принятие путем проведения референдума проекта закона о внесении изменений в Конституцию, доработанного по результатам всенародного обсуждения.

Говоря об этом, глава нашего государства отметил: «Если мы осуществим конституционную реформу на основе мнений и поддержки наших граждан, посредством референдума, то, убежден, она станет подлинным выражением воли нашего народа - Конституция Республики Узбекистан будет поистине народной». На этой основе Конституционная комиссия руководила всеми организационно-правовыми мероприятиями до референдума.

Рассуждая о том, насколько реализованы выдвинутые Президентом Узбекистана предложения и инициативы по обновлению Конституции, прежде всего необходимо кратко остановиться на деталях состоявшейся 20 июня 2022 года встречи Президента с членами Конституционной комиссии по внесению изменений в Конституцию Республики Узбекистан и реализации организационных мер. Именно на ней глава государства представил общественности конкретные предложения по основным направлениям конституционного закрепления национальных и общечеловеческих ценностей. Все эти важные предложения и инициативы нашли свое отражение в Конституции в новой редакции.

Большая работа по совершенствованию Основного закона проведена Конституционной комиссией. К ее деятельности были привлечены специалисты научно-исследовательских учреждений, соответствующих министерств и ведомств, эксперты, которые глубоко и всесторонне изучили конституционный опыт развитых стран.

В частности, Президент Узбекистана выступил с инициативой о том, что человек должен быть не средством достижения цели для государства и общества, а главным содержанием и источником этой цели и высшей ценностью. В результате повышение чести и достоинства человека стало конституционным долгом и приоритетной задачей органов государственной власти.

В Конституции впервые закреплена идея «Узбекистан - социальное государство». Следовательно, социальное государство - это модель государства, которая проводит эффективную политику по сокращению социальных различий и оказанию помощи нуждающимся.

В Конституции твердо зафиксировано: «Узбекистан - правовое государство». Правовое государство - это великое открытие прогресса, сформировавшееся за счет кропотливого труда человечества на протяжении тысячелетий.

В Конституции впервые введено словосочетание «институты гражданского общества». Среди них отмечены негосударственные некоммерческие организации, махалли и средства массовой информации.

В Конституции определено, что «Узбекистан - светское государство». Светское государство - это государство, государственное управление которого регулируется Конституцией и законодательными актами.

Проект Конституции в первую очередь всесторонне обсудили фракции политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса. Затем в этом процессе активно участвовали и не остались равнодушными наши граждане, представители широкой общественности, особенно молодежь.

Всенародное обсуждение проекта Конституционного закона

Проект Конституционного закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию был вынесен на всенародное обсуждение. В связи с активным участием граждан в обсуждении проекта и огромным количеством поступивших предложений срок всенародного обсуждения неоднократно продлевался.

В период всенародного обсуждения было организовано около 20 тысяч мероприятий в министерствах, ведомствах и организациях, во всех районах и городах страны, а также с участием депутатов и сенаторов Олий Мажлиса, политических партий, депутатов местных Кенгашей. В целях доведения до широких слоев населения информации об изменениях, вносимых в Конституцию, в печатных и электронных СМИ, на радио, телевидении и в социальных сетях опубликовано множество материалов о проводимой работе.

В рамках проекта Конституционного закона проведены три международных общественных слушания. Одно из них было посвящено вопросам отражения прав женщин в Конституциях, другое - гарантиям прав детей, а третье - закреплению прав людей с инвалидностью. В ходе слушаний отмечалось, что политические, социальные, экономические и правовые условия, созданные в Узбекистане, обеспечивают эффективную защиту основных прав женщин, детей и людей с инвалидностью.

В соответствии с требованиями Закона «Об обращениях физических и юридических лиц» продолжалась работа по рассмотрению в установленном порядке предложений, внесенных в проект Конституции. В ходе обсуждений в трудовых коллективах, среди студентов и преподавателей вузов, с активистами махаллей и представителями интеллигенции поступило около 10 тысяч дополнительных предложений. Изучены более 400 международно-правовых актов и конституционный опыт 193 государств.

В Конституционную комиссию поступило около 223 тысяч предложений по обновлению Конституции Республики Узбекистан. Проект Конституционного закона, опубликованный во всех средствах массовой информации для общественного обсуждения, собрал как индивидуальные, так и многочисленные коллективные предложения от граждан.

Все это свидетельствует о том, что в Конституции учтены интересы всех слоев общества, все граждане сплотились вокруг идеи построения Нового Узбекистана, и наш Основной закон в полном смысле слова стал Конституцией народа.

Количество статей в проекте Конституции выросло со 128 до 155, количество норм - с 275 до 434. То есть текст Основного закона увеличился почти на 65 процентов и был обновлен на основе предложений, поступивших в период всенародного обсуждения.

Проект Конституции в новой редакции прошел семь видов теоретической и практической, научной и правовой экспертизы. Особенно активно в обсуждении проекта Конституции в новой редакции участвовали научные и образовательные учреждения. В процессе конституционной реформы Узбекистан активно сотрудничал с соответствующими структурами ООН и ее представителями в нашей стране. Эксперты международного сообщества отметили, что Узбекистан накопил уникальный опыт создания собственной модели конституционной реформы, и дали высокую оценку осуществленной в стране конституционной реформе.

Миллионы соотечественников приняли активное участие в обсуждении проекта и всенародном голосовании по принятию Конституции. С этой точки зрения, как отметил Президент Узбекистана, «…у нас есть все основания утверждать, что настоящим автором обновленной Конституции является наш народ. Самое важное, теперь мы никогда не свернем с пути реформ, будем идти вперед и только вперед на основе новой системы «человек - общество - государство».

Конституционный референдум: проведение и результаты

Для принятия Конституции Республики Узбекистан в новой редакции в соответствии с законодательством был организован всенародный референдум. Сначала на состоявшемся 9-10 марта 2023 года заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса принято постановление «О проведении референдума Республики Узбекистан по проекту Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан». Была установлена дата проведения референдума по проекту Конституционного закона - 30 апреля 2023 года.

Депутаты также поддержали вопрос о получении заключения Конституционного суда Республики Узбекистан по решению Законодательной палаты о проведении референдума. Конституционный суд Республики Узбекистан 13 марта 2023 года принял постановление о соответствии данного постановления Конституции, то есть суд не выявил обстоятельств, препятствующих вынесению на референдум соответствующего проекта Конституционного закона.

После этого в соответствии с Законом «О референдуме Республики Узбекистан» проект Конституционного закона был рассмотрен в Сенате Олий Мажлиса 14 марта 2023 года. На заседании отмечалось, что конституционная реформа является неотъемлемой частью коренных преобразований, происходящих во всех сферах жизни страны, создает их прочную правовую основу и адаптирует Основной закон к современным реалиям общества и логике стремительных реформ.

Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии, референдум по проекту Конституционного закона Республики Узбекистан, проведенный 30 апреля, был признан действительным. Участие в голосовании приняли 84,51 процента избирателей, что соответствует требованиям Конституции Республики Узбекистан и Закона «О референдуме Республики Узбекистан».

Конституция Нового Узбекистана: соблюдение и реализация

За период после принятия Конституции в новой редакции в стране осуществлены последовательные и системные меры по обеспечению верховенства Конституции и законов, налаживанию деятельности государственных органов в соответствии с новыми конституционно-правовыми условиями.

Говоря об этом, в первую очередь следует отметить вторую фундаментальную авторскую книгу Президента Шавката Мирзиёева «Современность и Новый Узбекистан». В этом труде глава государства подробно останавливается на ряде основных мер, которые будут реализованы в соответствии с волей народа для полной реализации принципов, отраженных в Конституции.

В соответствии с волей народа необходимо полностью реализовать жизненные принципы, отраженные в Конституции в новой редакции, и сделать их неотъемлемой частью нашей жизни. Как отметил Президент: «…прежде всего будет обеспечено верховенство закона во всех сферах. Отныне все неясности в законах будут толковаться в пользу человека. Самое важное, критерием деятельности каждого члена общества, особенно должностных лиц, должен стать подход: «Закон - священен, при любых обстоятельствах должна восторжествовать справедливость!».

Следует отметить, что 8 мая 2023 года Президент Республики Узбекистан подписал Указ «О первоочередных мерах по реализации Конституции Республики Узбекистан в новой редакции», в котором определено, что Конституция имеет высшую юридическую силу и подлежит прямому и безусловному применению в деятельности государственных органов и организаций, в том числе судов и правоохранительных органов. На основании этого документа десятки законов и подзаконных актов приведены в соответствие с Конституцией в новой редакции. Указом также утверждена Программа мер по реализации задач, вытекающих из Конституции Республики Узбекистан в новой редакции.

7 ноября 2023 года Президент подписал Указ «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Узбекистан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции». Документом внесены соответствующие изменения в десять указов и четыре постановления главы государства.

В целях полной реализации новой модели организации государственной власти, основанной на распределении полномочий хокимов и Кенгашей народных депутатов, определенных в Конституции в новой редакции, усиления роли местных Кенгашей в государственном и общественном управлении, установления местной государственной власти в новых конституционно-правовых условиях Президент Узбекистана 2 февраля 2024 года подписал Указ «О мерах по повышению эффективности деятельности органов государственной власти на местах». Указом утверждены четыре документа.

Первый - Перечень полномочий, рекомендуемых к передаче местным Кенгашам народных депутатов в целях повышения роли представительных органов государственной власти на местах в решении важных вопросов жизни государства и общества.

Второй - Полномочия и функции местных Кенгашей народных депутатов, рекомендуемые для систематизации.

Третий - «Дорожная карта» по совершенствованию актов законодательства по организации деятельности органов государственной власти на местах по принципу «Сильный Кенгаш, подотчетный и инициативный хоким».

Четвертый - Изменения, вносимые в некоторые акты Президента Республики Узбекистан.

19 февраля 2024 года Президент Узбекистана подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование деятельности Олий Мажлиса Республики Узбекистан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции». Документом вносятся изменения и дополнения в следующие законы, в том числе:

  • «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан»;
  • «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан»;
  • Конституционный закон «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны»;
  • «О прокуратуре»;
  • «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмане)»;
  • Конституционный закон «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти»;
  • «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан»;
  • «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан»;
  • «О статусе депутата Законодательной палаты и члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан»;
  • «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан»;
  • «О парламентском контроле»;
  • «О Службе государственной безопасности Республики Узбекистан»;
  • «О Счетной палате Республики Узбекистан»;
  • «О нормативно-правовых актах».

Как отмечается в Преамбуле вышеупомянутого закона, в новых конституционно-правовых условиях разделение должностей хокима и председателя Кенгаша народных депутатов требует пересмотра и совершенствования действующих правовых актов. В частности, необходимо дальнейшее повышение роли Кенгашей народных депутатов в развитии регионов, последовательное продолжение реформ по внедрению новых форм представительного контроля в соответствии с современными требованиями, усиление ответственности и подотчетности хокимов перед соответствующими Кенгашами.

Законом также внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленные на уточнение полномочий хокимов и Кенгашей народных депутатов. В частности, исключено положение Закона «О государственной власти на местах» о том, что хоким области, района, города одновременно возглавляет представительную власть на соответствующей территории. Хокимам предоставлен ряд новых полномочий, таких как внесение вопросов на сессии соответствующих Кенгашей народных депутатов, требование при необходимости созыва сессии Кенгаша и обращение в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан или суд для отмены решений соответствующего Кенгаша народных депутатов, противоречащих законодательству.

Установлено, что Кенгаши народных депутатов возглавляет председатель, избираемый из числа депутатов, который осуществляет свою деятельность на общественных началах. Предусмотрен порядок освобождения его от должности до истечения срока полномочий.

В Закон «О нормативно-правовых актах» внесены изменения, предусматривающие присвоение Единой электронной системе разработки, согласования и регистрации решений органов местной государственной власти статуса официального источника опубликования решений органов местной государственной власти. Данный документ послужит приведению законодательства в соответствие с новой редакцией Конституции Республики Узбекистан, полноценной реализации принципа разделения властей на местах и организации управления территориями на основе принципа служения интересам населения.

Кабинет Министров 3 октября 2023 года принял постановление «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения правительства Республики Узбекистан в связи с принятием новой редакции Конституции Республики Узбекистан». Данным документом внесены соответствующие изменения и дополнения в отдельные пункты норм и правил, утвержденных постановлениями правительства.

23 июня 2023 года Пленум Верховного суда Республики Узбекистан принял постановление «О некоторых вопросах прямого применения норм Конституции Республики Узбекистан при осуществлении правосудия». В нем даны важные разъяснения о том, что, учитывая положение о высшей юридической силе Конституции и превосходстве ее норм над всеми законами и другими нормативно-правовыми актами, суды должны оценивать содержание рассматриваемых законов и других нормативных актов, регулирующих правоотношения, и при необходимости применять нормы Конституции в качестве нормативно-правовой основы с высшей юридической силой прямого действия.

Ярким примером того, как Конституция в новой редакции влияет на жизнь всего общества и государства, являются выборные процессы в стране, прошедшие за последний период. Прежде всего следует отметить внеочередные выборы Президента Республики Узбекистан, состоявшиеся в 2023 году, которые еще раз продемонстрировали политическую зрелость нашего общества, поддержку проводимых реформ на пути строительства Нового Узбекистана.

Необходимо также обратить внимание на то, что внесенные в Конституцию Узбекистана важные дополнения и изменения, касающиеся выборов, основаны на опыте, накопленном на парламентских выборах в 2019 году, и имплементации в национальное законодательство приемлемых рекомендаций международных организаций, прежде всего системы ООН.

Недавние выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской, районные и городские Кенгаши народных депутатов, состоявшиеся 27 октября 2024 года, - ­­очередной важный шаг в этом направлении. Коренное совершенствование национального избирательного законодательства на основе современных конституционных норм и общепризнанных международных избирательных стандартов обеспечило более открытое и прозрачное проведение этих избирательных процессов.

Конституционный референдум, Президентские и парламентские выборы стали ярким примером действующей в стране демократической государственности. Эти важные общественно-политические процессы сыграли ключевую роль в реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными, обеспечении более активного участия наших соотечественников в демократическом формировании государственных органов в полном соответствии с национальным законодательством и международными избирательными стандартами.

В заключение следует отметить, что любой закон приобретает законность и действенность прежде всего через его знание, уважение и неукоснительное соблюдение. Именно сознательное соблюдение приводит в действие нормы Конституции. Без высокой правовой культуры невозможно в полной мере реализовать богатый потенциал Конституции. Поэтому формирование конституционной культуры в обществе имеет первостепенное значение.

В этом смысле уместно отметить, что благородная традиция достойной встречи и празднования на высоком уровне Дня Конституции Республики Узбекистан служит сплочению граждан вокруг закрепленных в Основном законе идей демократии, свободы и равенства, социальной справедливости и солидарности.

В эти дни в соответствии с распоряжением Президента страны «О подготовке и проведении праздника Дня Конституции Республики Узбекистан» от 17 октября 2024 года на местах проводятся интересные духовно-просветительские и правовые мероприятия, что, несомненно, принесет свои плоды. В частности, в рамках «Месячника Конституции» большое значение будут иметь уроки Конституции, проводимые в общеобразовательных, средних специальных, профессиональных и высших учебных заведениях с охватом всех учащихся и студентов.

Акмал Саидов.

Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, академик.

№ 245 (30554) газеты «Правда Востока», от 3 декабря 2024 года

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech