НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН: «ЗЕЛЁНЫЙ» ПУТЬ РАЗВИТИЯ

В XXI веке «зеленое» развитие стало не просто трендом, а безальтернативным вектором для всего человечества. В условиях стремительного изменения климата, обострения дефицита водных ресурсов и утраты биоразнообразия, устойчивое развитие стало приоритетом для каждого государства. Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев, выступая на международных, региональных и национальных площадках, регулярно продвигает повестку устойчивого «зеленого» развития как ключ к процветанию будущих поколений.

В недавно изданной книге «Путь «зеленого» развития нового Узбекистана» представлены 310 цитат и 54 инициатив Ш.Мирзиёева, выдвинутые в период 2017-2025 гг. по борьбе с изменением климата, рациональному использованию водных и природных ресурсов, сохранению биоразнообразия и переходу к «зеленой» экономике.

Структурно книга состоит из трех глав: «Зеленое» развитие – путь, избранный человечеством», «Центральная Азия – курс на «зеленое» развитие и будущее» и «Новый Узбекистан на пути устойчивого развития».

 

Зеленое развитие – путь, избранный человечеством

 

В условиях глобального климатического кризиса, истощения природных ресурсов и ухудшения качества окружающей среды, всё больше стран переходят к модели устойчивого развития. В этой концепции "зеленая" экономика приходит на смену сырьево-индустриальным моделям, сосредоточенным на добыче, эксплуатации и игнорировании экологических рисков.

Лидер Узбекистана неоднократно подчёркивал, что для стран Центральной Азии «зеленое» развитие должно стать основой нового этапа модернизации: «… только эффективно используя ограниченные земельные и водные ресурсы, устраняя экологические проблемы, встав на путь «зеленого» развития, «зеленой» экономики и «зеленой» энергетики, можно обеспечить устойчивое развитие страны и благосостояние населения. Это единственно верный путь». Эта цитата отражает фундаментальное переосмысление государственной политики: от узкоэкономического мышления к стратегическому подходу, где в центре внимания находятся не только прибыль и рост, но и сохранение природы, устойчивость экосистем, здоровье населения. Именно поэтому Ш.Мирзиёев продвигает тезис, что зеленый курс - не модный тренд, а долгосрочная необходимость. Поддержка перехода на зеленые источники энергии, сокращение выбросов парниковых газов, усиление экологического законодательства и просвещение населения - всё это часть системной зеленой реформы.

Президент постоянно подчёркивает, что ответственность за будущее лежит не только на развитых странах, но и на государствах с формирующейся экономикой. В этом контексте он на Генеральной Ассамблее ООН (2023) заявил: «В этот переломный исторический момент нам всем следует задуматься о том, какую планету мы оставим будущим поколениям». Этот призыв направлен на мобилизацию глобального сообщества, но в первую очередь отражает внутреннюю трансформацию Узбекистана - курса на устойчивость, ресурсосбережение и климатическую справедливость. В этой связи приведём следующие научно-обоснованные предложения Президента.

Во-первых, «изменение климата стало одним из главных вызовов для устойчивого развития Центральной Азии», заявил Президент Узбекистана на саммите COP28 в Дубае. Он отметил, что «переход к «зелёной» экономике и достижение углеродной нейтральности являются «стратегической задачей Нового Узбекистана».

Во-вторых, «изменение климата стало одним главных вызовов на пути устойчивого развития. Это особенно остро ощущается в Центральной Азии и сопредельных регионах на фоне Аральской трагедии - одного из самых губительных экологических кризисов нашего времени.

В-третьих, «рост температуры воздуха в Центральной Азии вдвое превышает средний мировой показатель, количество чрезвычайно жарких дней увеличилось в два раза, а треть массивов ледников растаяла».

В-четвёртых, «деградация почв, регулярные пылевые и песчаные бури, дефицит питьевой воды, загрязнение воздуха, сокращение биоразнообразия, резкое снижение урожайности и многое другое негативно сказываются на качестве жизни миллионов жителей региона».

В-пятых, Президент также выступил за «скорейшее согласование Глобального рамочного механизма в области адаптации к изменению климата в рамках Парижского соглашения». Он также затронул тему глобального перехода на низкоуглеродную экономику. По его словам, этот процесс «должен быть справедливым, прозрачным и инклюзивным» и «обязательно учитывать интересы развивающихся стран».

В-шестых, для превращения Приаралья в Зону инноваций, технологий и новых возможностей, глава Узбекистана пригласил всех к тесному сотрудничеству «по созданию в этом регионе Международного экспо-хаба климатических технологий». Помимо того, Президент предложил «наладить научный обмен и проводить совместные исследования на платформе Климатического научного форума», создаваемого на базе Green University в Ташкенте, с привлечением учёных и экспертов зарубежных стран.

 

Центральная Азия – курс на «зеленое» развитие и будущее

 

Глобальное изменение климата является одной из серьезнейших проблем современности, которая затрагивает все страны мира и превращается в значительное препятствие для устойчивого “зелёного” развития. Наблюдаемое потепление становится причиной возникновения экстремальных природных явлений по всему миру, таких как засухи, ураганы, изнурительная жара, пожары, проливные дожди и наводнения.

Узбекистан и другие государства Центральной Азии входят в число стран, которые наиболее подвержены экологическим катаклизмам. На фоне общего роста климатических угроз, Центральная Азия вырабатывает собственный, региональный ответ на вызовы глобального потепления и деградации окружающей среды. Инициативы Президента Узбекистана на международных площадках показывают, что зелёная трансформация – это не просто национальный, но и межгосударственный приоритет.

Выступая на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2023), Президент подчеркнул: «Сегодня в мире наблюдается острая экологическая ситуация. Усиливается тройной планетарный кризис, вызванный изменением климата, утратой биоразнообразия и загрязнением окружающей среды.

В таких сложных условиях Центральная Азия, продолжающая борьбу с трагедией Аральского моря, становится одним из наиболее уязвимых перед изменением климата регионов».

Эта цитата указывает на необходимость региональной интеграции в сфере экологической безопасности. Президент подчёркивает важность совместных действий в управлении природными ресурсами, в частности трансграничными водами. Он инициировал разработку Региональной стратегии по борьбе с опустыниванием и деградацией земель, подчеркнув, что устойчивое сельское хозяйство и сохранение биоразнообразия возможны только через согласованные усилия.

В рамках этого курса были выдвинуты следующие инициативы:

Первая инициатива: создание Регионального центра по климатическим технологиям;

Вторая инициатива: формирование единого «зелёного» энергетического пространства;

Третьая инициатива: совместные проекты по лесовосстановлению и борьбе с опустыниванием, особенно на территории высохшего дна Аральского моря;

Четвертая инициатива: развитие трансграничной водной дипломатии на базе Принципов Хельсинкской конвенции.

За последние годы по инициативе Узбекистана Генеральной Ассамблеей ООН приняты более десяти специальных резолюций. Многие из них напрямую касаются экологических вопросов Центральной Азии и отражают активную роль региональной экологической дипломатии Узбекистана.

Следует особо упомянуть, что все международные инициативы и усилия лидера Узбекистана в этой области связаны с нашими национальными ценностями, передаваемыми нам от предков на протяжении тысячелетий. Необходимо подчеркнуть, что экологические инициативы главы государства, представленные на глобальных форумах, получают широкую поддержку международного сообщества и вносят реальный вклад в обеспечение устойчивого “зелёного” развития на мировом уровне.

Например, одним из знаковых достижений Узбекистана стало принятие в 2021 году Специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, объявившей Приаралье зоной экологических инноваций и технологий. Это первый случай, когда Генассамблея ООН предоставила региону столь высокий статус. Так как, вследствие высыхания Аральского моря зона Приаралья стала эпицентром глобальной экологической катастрофы, территорией с повышенной степенью риска для здоровья человека и нестабильностью экосистемы.

Вопросы управления водными ресурсами в регионе также не остаются вне поля внимания Президента Узбекистана. «Эффективное управление водными ресурсами с соседними странами – залог устойчивого развития не только Узбекистана, но и всего нашего региона». Этот тезис особенно актуален для Центральной Азии, где вода становится всё более дефицитным и политически чувствительным ресурсом. Лидер Узбекистана выступает за создание устойчивых механизмов распределения и совместного управления водными потоками, что должно снизить напряженность и обеспечить гармоничное развитие.

На саммите ШОС в Бишкеке (14 июня 2019 г.) Шавкат Мирзиёев предложил принять программу «Зеленого пояса» ШОС с целью внедрения в странах организации ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. На 14-м саммите ОЭС (4 марта 2021 г.) Глава Узбекистана выступил с инициативой разработки и утверждения среднесрочной стратегии, направленной на обеспечение энергетической устойчивости и широкое привлечение в эту сферу инвестиций и современных технологий.

На третьей Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, состоявшейся 6 августа 2021 г. в Туркменистане, Президент Узбекистана выступил за разработку региональной программы «Зеленая повестка» для Центральной Азии, которая будет способствовать адаптации стран региона к климатическим изменениям. Основными направлениями программы могут стать постепенная декарбонизация экономики, рациональное использование водных ресурсов, внедрение в экономику энергоэффективных технологий, увеличение доли выработки возобновляемых источников энергии.

В целом, на фоне актуализации международной климатической повестки реализуемая системная экологическая политика Узбекистана в области охраны окружающей среды направлена на дальнейшее улучшение экологической обстановки в Центральноазиатском регионе.

 

Новый Узбекистан на пути устойчивого развития

 

Сегодня Узбекистан активно интегрирует принципы «зеленой» трансформации в свои стратегии развития, создавая основу для долгосрочного устойчивого роста. Это является не просто ответом на глобальные вызовы, но и стремлением улучшить качество жизни наших граждан, создать новые рабочие места и способствовать устойчивому “зелёному” развитию страны. В настоящее время «зеленое» развитие в Узбекистане поднято на уровень общенационального движения. Основная цель перехода Нового Узбекистана на «зеленый» курс – обеспечение человеческого достоинства, повышения благосостояния населения и защиты фундаментальных прав граждан.

Для Узбекистана переход к «зеленому» развитию не является чем-то абстрактным или далеким от реальности. Это понятие стало частью конституционного курса нашей страны, который касается всех секторов экономики и общественной жизни.

Президент Ш.Мирзиёев подчёркивает: «Важное значение имеет ускоренный переход к такой экономике, которая основана на бережном отношении к водным, энергетическим и другим природным ресурсам.

Актуальна для нас также задача создания «зеленых» и цифровых технологий, производственных предприятий».

Это не просто научно-философское высказывание, а руководящий принцип государственной экологической политики. Под этим лозунгом разрабатываются программы:

  • по увеличению доли возобновляемой энергетики (цель — не менее 30% к 2030 году);
  • по сокращению потерь воды в аграрном секторе с применением цифровых систем и точного земледелия;
  • по повышению энергоэффективности жилого и промышленного фонда;
  • по созданию «умных» и «зелёных» городов, в том числе в рамках проекта «Ташкент - зелёная столица».

Один из примеров - строительство солнечных и ветровых электростанций в Навоийской, Бухарской и Самаркандской областях. Эти проекты реализуются с участием крупных иностранных инвесторов (Masdar, ACWA Power) и открывают новые рабочие места, при этом снижая нагрузку на углеводородные ресурсы.

Ш.Мирзиёев также особо подчёркивает необходимость воспитания нового экологического мышления у молодёжи: «Понимание природы, экологическое образование и воспитание, формирование экологического сознания и экологической культуры у населения, особенно у молодежи, которые призывают к доброте, состраданию и милосердию, являются одними из важных задач, которые необходимы выполнить для сохранения окружающей среды».

В этом контексте особое внимание уделяется экологическому образованию, популяризации устойчивых практик, поддержке стартапов в сфере экотехнологий и «зелёных» инноваций. Создание национального рейтинга экологической эффективности регионов и учреждений стало инструментом стимулирования устойчивых изменений.

Таким образом, Узбекистан становится примером системного подхода к устойчивому “зелёному” развитию, совмещая экологические цели с экономическим ростом и социальной справедливостью. Принципы «зелёной» экономики всё более интегрируются в национальное планирование, что делает Узбекистан не только участником, но и активным драйвером международной зелёной повестки.

 

Выводы: перспективы на будущее

 

Первый вывод. Подход, реализуемый в Новом Узбекистане под руководством Президента Шавката Мирзиёева, представляет собой пример синергии политической воли, научных знаний, национальной политики и международного сотрудничества. «Зелёное» развитие - это не мода и не временное решение. Это стратегический выбор, путь, избранный человечеством, и Узбекистан демонстрирует, как этот путь может быть реализован в условиях глобальных вызовов.

Второй вывод. Инициативы и высказывания лидера Узбекистана демонстрируют, что зелёное развитие для Узбекистана - это не временная повестка, а стратегический вектор перспективного будущего. Последовательно формируется архитектура экологически ответственного государства: с новыми законами, институтами, технологиями и сознанием граждан.

Третий вывод. Особенностью узбекского подхода является комплексность: от глобального лидерства в климатической дипломатии до практической трансформации энергетики, землепользования и водного хозяйства. Ш.Мирзиёев не только озвучивает принципы устойчивого развития, но и обеспечивает их институциональное закрепление, инвестирование и общественную поддержку.

Четвёртый вывод. Таким образом, путь к «зелёному» будущему, предложенный и реализуемый Новым Узбекистаном, может служить моделью для стран с аналогичными вызовами и возможностями. Это путь, где экономический прогресс идёт рука об руку с заботой о планете, где политическая воля превращается в конкретные шаги, а устойчивость становится новой нормой развития человечества.

 

А.Х. Саидов,

Академик,

Член Законодательной палаты Олий

Мажлиса Республики Узбекистан.

№ 96 (8940) газеты «Народное слово», от 13 мая 2025 года

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech