Новый Узбекистан: на пути к глобальной социальной справедливости

На фоне углубляющихся мировых проблем – от растущего голода и бедности до климатической нестабильности, 4-6 ноября 2025 года в Дохе состоялся Второй всемирный саммит по социальному развитию.
В условиях нарастающего неравенства, демографических изменений и стремительных технологических и экологических преобразований Всемирный саммит предоставил важнейшую платформу для глобального диалога и совместных действий.

Второй саммит в столице Катара собрал более 40 глав государств и правительств, 170 министров, руководителей международных организаций, лидеров молодежных движений, представителей гражданского общества и экспертов – всего свыше 14 тысяч участников, чтобы обсуждать вопросы социального развития на самом высоком уровне и продвигать социальный прогресс, гарантируя, что никто не останется в стороне на пути к устойчивому развитию в глобальном масштабе.

Как известно, Генеральная Ассамблея ООН в 2024 году своими резолюциями 78/261 и 78/318 решила созвать в 2025 году Второй Всемирный саммит по социальному развитию, призванный вновь подтвердить приверженность Копенгагенской декларации о социальном развитии и Программе действий и их реализации, а также придать импульс выполнению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

 

Итоги Первого всемирного саммита по социальному развитию

В 1995 году на первом Всемирном саммите по социальному развитию лидеры стран приняли Копенгагенскую декларацию и Программу действий, которые представили Десять обязательств – рамочную основу для ликвидации бедности, содействия полной занятости и построения инклюзивных, справедливых и устойчивых обществ. Социальная защита является центральным элементом Копенгагенской декларации и мощным фактором сокращения нищеты, обеспечения равенства и общего процветания. Укрепление универсальных, инклюзивных и устойчивых систем социальной защиты необходимо для реализации права на социальное обеспечение и содействия социальной справедливости. 

За прошедший период международное сообщество приняло также ряд обязательств в сфере социального развития, в частности:

во-первых, в 2000 году – Цели развития тысячелетия (ЦРТ) с целью решения вопросов бедности, здравоохранения и образования;

во-вторых, в 2015 году – Цели устойчивого развития (ЦУР), в которых обозначены пути к более справедливому и устойчивому будущему;

в-третьих, в 2017 году – Третье Десятилетие Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты (2018–2027 годы) для эффективного и скоординированного содействия осуществлению согласованных на международном уровне целей в области развития, касающихся ликвидации нищеты;

в-четвертых, в 2021 году – Общая повестка дня, которая призвала к обновлённому инклюзивному многостороннему сотрудничеству;

в-пятых, в 2024 году – Пакт во имя будущего, который включает Глобальный цифровой договор и Декларацию о будущих поколениях, и охватывает вопросы мира и безопасности, устойчивого развития, изменения климата, цифрового сотрудничества, прав человека, гендерных вопросы, молодежь и будущие поколения.

Согласно данным ООН, в глобальном масштабе выполнение 35 процентов из 137 задач, сформулированных в рамках Целей в области устойчивого развития, идет либо по плану, либо с умеренным успехом. Выполнение 47 процентов задач идет недостаточно быстрыми темпами, а по 18 процентам задач по сравнению с базовыми показателями 2015 года наблюдается регресс.

Прогресс в достижении нескольких целей в области устойчивого развития носит неравномерный и ограниченный характер, однако заметные достижения фиксируются во всех регионах и странах, что свидетельствует о том, что перемены возможны. После принятия Копенгагенской декларации уровень безработицы в мире за последние десятилетия снизился, а показатели крайней бедности сократилась вдвое.

За последние три десятилетия 1,5 миллиарда человек удалось вывести из нищеты. Так, с 2015 года уровень крайней бедности во всем мире, несмотря на серьезные последствия глобальной пандемии, снизился, а число лиц, относящихся к категории работающих бедняков, сократилось на 20 миллионов. Улучшились и показатели здоровья: в 2024 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении в мире достигла 73,3 года. Это увеличение на 8,4 года с 1995 года является результатом расширения доступа к первичной медико-санитарной помощи, иммунизации и мерам по борьбе с болезнями и улучшения питания детей. Хотя бы одним пособием по социальной защите впервые охвачено более половины населения мира
(52,4 процента), что больше показателя 2015 года в 42,8 процента. Увеличилась с 53 процентов в 2015 году до 60 процентов в 2024 году доля молодых людей, заканчивающих старшие классы средней школы, и повышается уровень  грамотности. Кроме того, наблюдается неуклонное сокращение гендерного разрыва в сфере образования.

Тем не менее, серьёзные проблемы остаются: по оценкам Программы развития ООН, около 800 миллионов человек всё ещё живут в условиях крайней нищеты. Более миллиарда человек в мире по-прежнему живут в условиях бедности, а 40 процентов населения планеты не имеют доступа к социальной защите. По-прежнему наблюдается значительное неравенство, которое в первую очередь затрагивает женщин и молодежь. Для преодоления структурного неравенства одного экономического роста недостаточно: оно усугубляется изменением климата, демографическими проблемами и конфликтами.

Технологии ускоряют ослабление социальной сплоченности и подрыв доверия. Цифровые платформы расширяют возможности для поддержания связи, но в то же время они усиливают воздействие дезинформации и языка ненависти.

 

Второй всемирный саммит по социальному развитию

Спустя 30 лет после Копенгагена, Второй всемирный Дохинский саммит символизирует обновлённую глобальную решимость: не оставить никого позади и дать каждому – независимо от возраста, способностей, пола или происхождения – возможность жить с достоинством и иметь шансы на развитие.

Мировые лидеры приняли на Втором всемирном саммите по социальному развитию Дохинскую политическую декларацию, подтвердив глобальную приверженность построению более справедливого и инклюзивного общества. В документе подчеркивается, что социальное развитие – не только моральный императив, но и необходимое условие для мира, стабильности и экономического роста.

На полях Саммита прошли дискуссии в рамках Форума решений по социальному развитию и первое заседание лидеров Глобального альянса против голода и бедности, мероприятие высокого уровня «Образование как основа нового социального контракта», а также Форум гражданского общества, Форум частного сектора и интерактивная «Площадь решений».

Сегодня, когда более 670 миллионов человек страдают от голода, а 2,3 миллиарда испытывают проблемы с продовольствием. В ходе первого заседания высокого уровня Глобального альянса против голода и бедности было подчеркнуто, что кризис связан не с нехваткой продуктов питания, а с «неравенством, конфликтами и ошибочными политическими решениями». В Глобальный альянс, созданный в 2024 году под председательством Бразилии в «Большой двадцатке», входит почти 200 участников – правительства, региональные объединения, международные организации и структуры гражданского общества. Задача встречи – укрепить координацию внутри альянса: расширить социальную защиту, поддержать сельское хозяйство и инвестировать в земледелие, устойчивое к изменению климата. Это глобальный призыв к действию, подтверждающий обязательства правительств по созданию «благоприятной экономической, политической, социальной, культурной и правовой среды для достижения социального развития для всех».

На Форуме Глобальной коалиции за социальную справедливость подчёркнуто, что инициативы по повышению прожиточного минимума, соблюдению основополагающих принципов и прав в сфере труда, укреплению социального диалога, расширению охвата социальной защитой, созданию перспективных систем профессиональной подготовки, способствуют искоренению бедности, созданию достойных рабочих мест и стимулируют социальные преобразования и социальную интеграцию. 

Сегодня страны с высоким уровнем дохода тратят на социальную защиту (за исключением здравоохранения) около 16 процентов ВВП. Для сравнения, в странах с низким уровнем дохода расходы составляют 1 процент ВВП, что свидетельствует о необходимости увеличить объем инвестиций. В соответствии с обязательствами странам рекомендуется стремиться к расширению охвата на 2 процентных пункта в год.

Образование играет ключевую роль в разрыве порочного круга бедности, формировании навыков, необходимых для достойной работы, а также в обеспечении равенства и инклюзивности. Тем не менее, несмотря на достигнутый прогресс, миллионы детей по-прежнему не посещают школу, а глобальные кризисы, в том числе конфликты, изменение климата, пандемии и цифровое неравенство, сводят на нет с трудом достигнутые успехи. В Политической декларации Социального саммита содержится призыв к интеграции качественного образования в качестве ключевого компонента стратегий по сокращению бедности в рамках подхода к обучению на протяжении всей жизни. В Декларации также подчеркивается важность навыков, необходимых для перехода к «зеленой» и цифровой экономике, которые жизненно важны для будущих рынков труда.

Дохинская политическая декларация подтверждает приверженность международного сообщества принципам Копенгагенской декларации 1995 года и Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В Декларации говорится о трех взаимодополняющих направлениях работы: ликвидации нищеты, обеспечении занятости и достойного труда для всех, а также создание более инклюзивного общества. Декларация связывает социальную справедливость с миром, безопасностью и правами человека и призывает к срочным действиям в сфере борьбы с изменением климата.

Дохинская декларация призывает к комплексным, взаимосвязанным решениям, охватывающим борьбу с бедностью и голодом, образование, здравоохранение, устойчивость к климатическим изменениям и гендерное равенство. Контроль за выполнением положений декларации возложена на Комиссию социального развития при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС).

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш подчеркнул, что «Дохинская политическая декларация – это импульс для развития, план для людей, направленный на расширение всеобщей социальной защиты, обеспечение равного доступа к здравоохранению и образованию и преодоление цифрового разрыва». Генсек ООН отметил необходимость срочно реформировать мировую финансовую архитектуру, чтобы обеспечить доступ к финансированию развития и климатических инициатив, особенно для развивающихся стран, испытывающих долговые трудности.

 

Новый Узбекистан: международные инициативы
по глобальному социальному развитию

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступив на Втором всемирном саммите по социальному развитию, представил ряд предложений и инициатив, направленных на укрепление глобальной социальной справедливости и устойчивого развития. В выступлении главы Узбекистана отмечается, что «мировое сообщество и национальные правительства действуют совместно в обеспечении социального благополучия и улучшении жизни населения. Узбекистан неизменно поддерживает все форматы и инициативы международного сотрудничества, направленные на устойчивое развитие». Подчеркнуто, что в Новом Узбекистане строится общество, в котором утверждается приоритетный принцип «Во имя чести и достоинства человека», обеспечиваются социальная справедливость, эффективная защита нуждающегося населения.

В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в мире, Президент Узбекистана выдвинул ряд новых инициатив и предложений, направленных на укрепление глобальной социальной политики.

Первая инициатива – создание Глобального фонда социальной справедливости. По данным ООН, сегодня более 1,1 миллиарда человек во всем мире живут в нищете. Более 70 процентов государственных расходов в Узбекистане направляются именно на достижение Целей устойчивого развития. На основе изучения положительной практики в мире создана модель Нового Узбекистана по сокращению бедности. Прежде всего внедрены адресные социальные тетради («Железная тетрадь», «Женская тетрадь», «Молодежная тетрадь», «Тетрадь милосердия»), являющиеся важным инструментом переходного периода, охватив тем самым все нуждающиеся семьи. В результате гарантированная социальная защита охватила более 2,3 млн. нуждающихся семей, женщин, пожилых и инвалидов. Это в четыре раза больше, чем в 2017 г.

В глобальном масштабе развивающимся странам для достижения Целей устойчивого развития необходимо более 4 триллионов долларов. В таких условиях возникает потребность в «новой финансовой архитектуре противодействия бедности» по объективной оценке рисков, привлечению финансовых ресурсов в социальные программы развивающихся стран, повышению их эффективности. В целях поиска решения данных вопросов Президент Узбекистана также предлагает провести в 2026 году в Хиве Конференцию высокого уровня с участием международных финансовых институтов, организаций-доноров и государств-партнеров.

Вторая инициатива разработка Глобальной инициативы о социальной ответственности и достойном труде. Согласно отчету МОТ, в 2024 году уровень глобальной безработицы составил 5 процентов. Стремительное внедрение высоких технологий, искусственного интеллекта приводит к потере миллионов рабочих мест во всем мире. В таких условиях правительства и бизнес как социальные партнеры должны уделять большое внимание поддержке сотрудников.

Следует отметить, что за восемь лет в экономику Узбекистана было привлечено 130 миллиардов долларов инвестиций, запущены тысячи новых мощностей, созданы миллионы постоянных рабочих мест. Важным фактором служит то, что за прошедший период национальная экономика выросла в 2 раза, доход на душу населения к концу года достигнет 3,5 тысячи долларов. Для обеспечения прав и свобод каждого человека, охраны труда, доступа к гарантированной социальной защите создана прочная законодательная база, включая, принятие обновленной Конституции, Трудового кодекса в новой редакции, законов «О занятости населения», «О профессиональных союзах».

Третья инициативапроведение саммита Глобального альянса по борьбе с голодом и бедностью в Узбекистане, определив вопрос образования главным в повестке дня. Сегодня ежегодный экономический ущерб от неграмотности оценивается в 1,4 триллиона долларов США. Для молодого поколения это усложняет обретение своего места в социальной жизни и на рынке труда, приводит к резкому росту неравенства.

Узбекистан официально присоединился к Глобальному альянсу по борьбе с голодом и бедностью, что является важным шагом на пути укрепления глобальных усилий по достижению целей устойчивого развития и улучшению продовольственной безопасности в стране. Этот шаг был сделан в ответ на растущие вызовы глобальной продовольственной безопасности и стремление Узбекистана активно участвовать в решении проблем, связанных с голодом, бедностью и неравенством. Участие в Глобальном альянсе предоставляет стране уникальные возможности для обмена опытом, привлечения международных инвестиций и реализации совместных программ с другими государствами и организациями для решения этих актуальных проблем.

Четвертая инициатива проведение в Узбекистане Международного форума по социальной и правовой защите мигрантов и их семей и принятие Глобальной программы. В настоящее время во всем мире свыше 300 миллионов мигрантов работают в зарубежных странах. К сожалению, очень много случаев нарушения их прав. В этой связи обеспечение безопасных и законных миграционных процессов в условиях глобализации представляет собой многогранную задачу, в том числе и для Республики Узбекистан, которая требует глубокого анализа различных факторов влияния и их последствий.

В Новом Узбекистане запущен процесс масштабных преобразований, определяющих долгосрочную траекторию развития общественной и политической жизни страны, включая реформы на рынке труда, в частности, в сфере внешней трудовой миграции. Подтверждением этому являются внесенные в Конституцию Узбекистана изменения, цель которых – усиление мер защиты трудовых прав граждан страны. Создан уникальный механизм обеспечения безопасности, законности и удобства миграционного процесса для граждан, который включает в себя три основных направления: подготовку, обучение языку и профессиональному мастерству граждан; защиту прав и свобод соотечественников, находящихся за рубежом в качестве трудовых мигрантов, оказание им материальной и моральной помощи; обеспечение занятости граждан, вернувшихся после трудовой миграции, создание условий для их социальной реинтеграции, в частности, адаптации к социальной среде.

Качественное образование будет оставаться основным драйвером развития человеческого капитала, сокращения бедности в долгосрочной перспективе. В результате роста охвата детей детскими садами с 27 процентов до 78 процентов у 1 миллиона женщин появилась возможность повысить образование, освоить профессии и получать доход. За последние пять лет обучены современным профессиям и трудоустроены на высокодоходную работу более 800 тысяч граждан. В целях создания единой международной платформы для обмена опытом и знаниями педагогов предлагается провести в Узбекистане Всемирный саммит профессионального образования.

Пятая инициатива – запуск новой модели социально-экономического развития в регионе Приаралья, объявленном резолюцией ООН зоной экологических инноваций и технологий. Экстремальная погода, опустынивание и утрата биоразнообразия оказывают негативное воздействие прежде всего на жизнь уязвимых групп населения, фермеров, сезонных рабочих и жителей регионов с экологически сложной ситуацией. Весьма актуальная задача – принять комплексные меры по гармонизации борьбы с изменением климата с программами занятости.

В 2024 году впервые среднемировая температура повысилась более чем на полтора градуса по Цельсию. Последнее десятилетие стало самым жарким за всю историю метеонаблюдений. Как следствие, все мы сегодня ощущаем негативное влияние климатических кризисов – разрастание масштабов лесных пожаров и опустынивания, сокращение ледников, нарастающий дефицит водных ресурсов, ухудшение качества воздуха.

В этой связи проводится активная работа по восстановлению экосистемы Приаралья. За последние годы на высохшем дне Аральского моря осуществлены посадки солеустойчивых пустынных растений общей площадью 2 миллиона гектаров. К 2030 году до 80 процентов всей территории будут покрыты зелёными насаждениями.

Следует отметить, что странами Центральной Азии выработана и единогласно одобрена Стратегия адаптации к изменению климата. Узбекистан успешно сотрудничает с международными партнерами в рамках программ по смягчению последствий высыхания Аральского моря, рациональному водопользованию, расширению доли «чистых» источников энергии. В целях сокращения площади деградировавших земель и смягчения последствий климатических изменений проводится масштабное озеленение в рамках проекта «Яшил макон».

Участие Президента Ш. Мирзиёева на Втором всемирном саммите по социальному развитию еще подчеркивает важность молодежной политики Нового Узбекистана. Еще в сентябре, выступая на Генеральной Ассамблее ООН, глава Узбекистана выдвинул инициативу о создании Всемирного движения молодежи за мир со штаб-квартирой в Ташкенте. Страна демонстрирует высокие темпы экономического роста, входит в десятку стран, активно реализующих стратегию ООН «Молодежь-2030», и лидирует по прогрессу в молодежной политике.

Президент Узбекистана вновь отмечает, что необходимо “восстановить общественное согласие на пути международного развития, создать достойный уровень жизни для каждого человека”. Узбекистан полностью поддерживает принятую на саммите Дохинскую политическую декларацию и готов активно участвовать в ее реализации.

 

Новый Узбекистан: конституционное социальное государство

В Конституции Республики Узбекистан в новой редакции закреплен принцип социального государства. Так, в статье 43 Основного закона говорится, что государство обеспечивает занятость граждан, защищает их от безработицы, принимает меры по сокращению бедности, организует и поощряет профессиональную подготовку и переподготовку граждан.

Следует отметить, что ключевые задачи и меры по сокращению бедности и социальной защите прочно закреплены в законодательстве и государственных стратегиях. Успешно реализуется общенациональная программа «От бедности к благополучию». В частности, для осуществления этой деятельности, на основе объединения ранее возложенных на 6 государственных организаций полномочий, были созданы Национальное агентство социальной защиты и центры социального обслуживания «Инсон».

Так, согласно Стратегии «Узбекистан — 2030», к 2026 г. уровень бедности планируется сократить вдвое по сравнению с 2022 г., а к 2030 г. – повысить доходы 4,5 млн. человек, подверженных риску попадания в бедность, и подготовить 500 тыс. квалифицированных специалистов на основе социального партнерства.

За последние 8 лет в стране из бедности были выведены более 7 миллионов человек, уровень бедности снизился с 35 процентов до 6,6 процента. Только в этом году социальные услуги и помощь оказаны 2 миллионам 700 тысячам граждан. В частности, налажены новые виды социальных услуг для нуждающихся в уходе членов бедных семей, а 50 тысячам трудоспособных граждан созданы возможности для работы.

Следует подчеркнуть, что Новый Узбекистан, все более открывающийся миру, идущий по пути ускоренных социальных реформ, твердо следует принципу «государство – для народа» и становится неотъемлемой частью глобальных изменений. Наша страна вошла в пятерку наиболее прогрессивных стран по Глобальному индексу Целей устойчивого развития. Подписана новая пятилетняя программа сотрудничества с ООН в контексте достижения ЦУР. Совместно с международными партнерами проведены ряд мероприятий  планетарного масштаба, в частности, 150-я Ассамблея Межпарламентского союза на тему “Парламентские действия в интересах социального развития и справедливости”, III-й международный форум «От бедности к процветанию», Самаркандский международный климатический форум.

Сегодня как никогда актуальное значение приобретает обмен передовым международным опытом в реализации Целей устойчивого развития ООН, продвижении цифровой трансформации, применении инновационных решений в оказании государственных услуг, кардинальном повышении эффективности институтов государственного управления. Государства-члены ООН предприняли шаги по укреплению солидарности, приняв Пакт во имя будущего и взяв на себя обязательство «положить новое начало многосторонности» на основе более инклюзивной и эффективной многосторонней системы.

Итоги Второго саммита демонстрируют, что данная встреча послужит катализатором для достижения нового глобального консенсуса по вопросам политики, консолидации обязательств и укрепления многостороннего взаимодействия в интересах создания основы для устойчивого перехода к равноправию, солидарности и общему процветанию. Именно мобилизация политической воли для инвестирования в человеческий потенциал и обеспечения всеобщего доступа к основным услугам является ключом к тому, чтобы покончить с нищетой, уменьшить неравенство и не обходить никого вниманием.

  

А.Х. Саидов,

Депутат Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан

№ 235 (9079) газеты «Народное слово», от 14 ноября 2025 года

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech