Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, в качестве одного из приоритетных направлений строительства демократического правового государства, свободного и справедливого общества определил задачи по обеспечению верховенства закона, усилению общественного контроля.
Изучение опыта Узбекистана и зарубежных стран в сфере формирования гражданского общества позволяет указать на следующие общие идеи и принципы: признание человека, его свобод и законных интересов высшей ценностью; сочетание интересов человека, общества и государства; действенный общественный контроль над органами государственной власти и управления.
Другими словами, эффективное решение задач демократического строительства и формирования гражданского общества, углубления рыночных реформ невозможно обеспечить без повышения политической активности населения, действенного института общественного контроля за деятельностью государственных органов.
В своем докладе Президент Узбекистана подчеркнул, что в достижении верховенства Конституции и законов нет более эффективного средства, чем общественный контроль. Сколько бы ни старались государственные органы и должностные лица, мы сможем обеспечить верховенство закона только тогда, когда сам народ будет нетерпим к его нарушениям.
Общественный контроль является необходимым условием углубления реформ, изменения мышления людей, особенно руководителей, повышения их ответственности.
Как свидетельствует мировая практика, общественный контроль способствует эффективному функционированию государства, повышает ответственность государственной власти, обеспечивает работу законов, уважение прав и свобод человека. Государство при помощи обратной связи с обществом берет за основу конструктивные предложения граждан и проводит в стране необходимые реформы, опираясь на их доверие и поддержку. Это способствует созданию и развитию конкурентоспособной экономики, росту жизненного уровня народа, формированию справедливого гражданского общества. В конечном итоге страна становится сильной и процветающей.
По логике вещей общественный контроль должен осуществлять тот, кто в этом заинтересован. Как подчеркивает Президент, сегодня наша общественность "проснулась", теперь люди сами непосредственно оценивают действия должностных лиц, учатся свободно выражать свое мнение.
Поэтому в качестве субъектов общественного контроля выступают в первую очередь сами граждане, институты гражданского общества, средства массовой информации, политические партии, общественные объединения, профсоюзы. Они осуществляют различные меры по наблюдению и контролю за исполнением актов законодательства госорганами.
Правовой основой осуществления общественного контроля является Конституция Республики Узбекистан. В частности, если в статье 2 Конституции закреплено, что государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами, то статья 32 указывает, что участие граждан в управлении делами общества и государства осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов, демократического формирования государственных органов и общественного контроля над деятельностью госорганов.
В рамках претворения в жизнь этих конституционных положений за последние три года в стране осуществлена масштабная организационно-правовая работа. Сегодня вопросы общественного контроля регулируются более 120 законодательными актами и Законом "Об общественном контроле", регулирующим отношения в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений.
Законодательно определены субъекты (граждане, органы самоуправления граждан, ННО, СМИ и другие) и объекты общественного контроля (деятельность госорганов и их должностных лиц). Закреплены такие его формы, как обращения и запросы в госорганы, участие на их открытых коллегиальных заседаниях, общественное обсуждение и слушание, общественный мониторинг, общественная экспертиза, заслушивание информации должностных лиц госорганов и другие.
В частности, в Законе "О государственной молодежной политике" закреплены положения об осуществлении общественного контроля за исполнением законодательства, реализацией государственных и территориальных программ в области молодежной политики. Осуществление общественного контроля за соблюдением социально-экономических прав граждан определено в Законе "О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан" (новая редакция).
Закон "Об охране труда" (новая редакция) гарантирует общественный контроль, устанавливая дисциплинарную, административную или уголовную ответственность за препятствие деятельности представителей органов государственного и общественного надзора и контроля.
Законы "Об охране природы", "Об охране атмосферного воздуха", "Об охране и использовании животного мира" (в новой редакции), "Об экологическом контроле", "О противодействии коррупции" и другие предоставляют право гражданам, общественным объединениям и трудовым коллективам осуществлять общественный контроль в соответствующих областях.
В обеспечении исполнения норм законодательства об общественном контроле важна роль образованного в мае 2018 года Консультативного совета по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан. Основная его задача - обсуждение актуальных проблем гражданского общества и широкой общественности, регулярное информирование Президента о состоянии и тенденциях развития этого сектора, проведение общественного контроля, внесение предложений по созданию благоприятных условий для расширения участия институтов гражданского общества в управлении государством.
В осуществлении действенного общественного контроля, формировании общественного мнения и укреплении гражданской позиции населения неоценим вклад СМИ, блогеров и гражданских журналистов. СМИ - это зеркало общества в деле соблюдения законности.
В целом реформы, направленные на обеспечение свободы слова, развитие и укрепление роли гражданских институтов, ННО внесли кардинальные изменения в жизнь нашего общества. Только в 2019 году ННО свыше 700 раз осуществили общественный мониторинг за состоянием правоприменительной практики в сфере защиты и обеспечения прав и свобод человека, развития малого бизнеса, частного предпринимательства и фермерского движения, исполнения государственных программ в социально-экономической и духовно-гуманитарной областях. По их итогам в представительных органах власти проведены общественные слушания.
В частности, ННО участвуют в мониторинге хода исполнения в стране более 70 международных документов по правам человека, участниками которых является Узбекистан, а также в деятельности различных рабочих групп при парламенте, других органах государственной власти и управления. Их предложения способствовали созданию Сенатом Парламентской комиссии по вопросам обеспечения гарантированных трудовых прав граждан. Кроме того, в рамках содействия исполнения Узбекистаном международной Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания они инициировали вопросы дальнейшего развития законодательства страны в целях создания дополнительных гарантий в защите прав человека при предварительных следственных и судебных процессах.
ННО также уделяют особое внимание обеспечению открытости судебных заседаний, ведению стенографии каждого судебного процесса, снятию аудиозаписи, фото и видео судебного обсуждения; эффективного общественного контроля над безусловным соблюдением прав осужденных и лиц, взятых под стражу, выполнением в должной мере служебных обязанностей сотрудниками учреждений по исполнению наказаний. Неоценим вклад Палаты адвокатов Узбекистана, других гражданских институтов в либерализацию судебно-правовой системы, реализацию прав граждан на профессиональную юридическую помощь на любой стадии судопроизводства, обеспечение справедливости правосудия.
В практику гражданских институтов, субъектов законодательной инициативы, органов государственного управления и власти всех уровней прочно входит такая форма общественного контроля, как общественное (публичное) обсуждение и общественная экспертиза проектов законодательных актов. В частности, на сайте regulation.gov.uz размещены проекты 4822 нормативно-правовых акта, касающихся сфер жилищного хозяйства (185), социальной защиты (183), предпринимательской и банковской деятельности (296), образования, науки и культуры (624) и других. Только в 2019 году с участием 1,3 тысячи представителей ННО проведено более 60 общественных и экспертных обсуждений проектов нормативно-правовых актов, разработанных во исполнение Госпрограммы по выполнению Стратегии действий в "Год активных инвестиций и социального развития".
Важное значение в деле укрепления института общественного контроля имело принятие постановления Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по повышению эффективности общественного контроля за проводимыми реформами в социально-экономической сфере, а также активности граждан в осуществлении демократических преобразований в стране" от 4 октября 2019 года.
Вместе с тем, как отмечает Президент "общественный контроль не должен превратиться в "одностороннее движение". Госорганы призваны справедливо и объективно рассматривать критические замечания не только в адрес граждан, но и в отношении самих себя. Решения об изменении облика наших регионов, строительстве и благоустройстве обязательно должны обсуждаться с местными жителями, пройти общественную экспертизу".
Общественный контроль должен осуществляться в первую очередь относительно деятельности правоохранительных и контролирующих органов, стать значимым элементом обеспечения верховенства закона, защиты и обеспечения прав и свобод человека. Поэтому ставится задача о том, чтобы суды и следственные органы, принимая решения по тому или иному делу, предоставляли разъяснения и правовые комментарии в ответ на коллективные обращения граждан. То есть настоящий контроль в этой сфере должен осуществлять именно народ.
Главное - важнейшим вектором государственной политики остается твердая решимость недопущения в какой бы то ни было форме давления на общественный контроль, нарушения законных прав представителей СМИ.
Право народа контролировать деятельность должностных лиц и органов государства абсолютно и бесспорно. Ситуация бесконтрольности приводит к должностной вседозволенности и невиданной коррупции. Должна созреть общественная нетерпимость к этим негативным явлениям, и только осознание широкими слоями населения необходимости демократического контроля прекратит злоупотребления, эгоизм, разложение общества.
Гражданские институты, ННО должны бороться за утверждение законности. Законность - неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. Это один из элементов демократии и правового государства.
Вместе с тем это принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований Конституции, законов, других правовых актов.
Поэтому каждый гражданин должен быть проинформирован о принимаемых актах законодательства, четко понимать суть документов, особенно касающихся прав человека, прочувствовать их роль в своей жизни.
А разработка законов должна проходить под контролем общества. Только в этом случае законы будут реально служить обеспечению прав человека, и каждый гражданин осознает право и ответственность самостоятельно строить свою судьбу.
Маъруф Усманов,
Главный консультант Национального центра по правам человека;
Каринэ Джавакова,
доктор политических наук
- Добавлено: 15.12.2019
- Просмотров: 5037
- Распечатать