Экология и права ребенка

На сегодняшний день экологическая угроза рассматривается как глобальная и специфичная с одной стороны и бросающая вызов соблюдению прав человека – с другой. Теми же факторами объясняется тот факт, что Совет ООН по правам человека впервые в истории признал чистую, здоровую и стабильную окружающую среду неотъемлемой частью прав человека и два года назад учредил статус специального докладчика именно в этом направлении.

Не секрет, что глобальная катастрофа – пандемия «Covid-19» послужила серьезным препятствием в выполнении обязательств, возложенных на государства многосторонними соглашениями и соглашениями по охране природы, в том числе Повесткой дня на период до 2030 года и Парижским соглашением. В результате большинство стран оказались не в состоянии обеспечить финансирование и реализацию задач в этом направлении на должном уровне.

Вместе с тем стало очевидным, что республики Центральной Азии уязвимы перед изменением климата и неблагоприятными погодными явлениями. Из-за нехватки воды возможности полива посевов ограничены и велика вероятность потери урожая. Это, в свою очередь, угрожает продовольственной безопасности.

Заслуживает внимания тот факт, что Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выдвинул ряд инициатив, направленных на поддержку новой экологической политики ООН. Национальный центр по правам человека принял решение расширить ряды активистов, награждаемых нагрудным знаком «За защиту прав человека», за счет номинации «Защитник экологических прав».

Каждый ребенок и подросток на нашей планете имеет право жить в чистой, здоровой и стабильной окружающей среде. Следовательно, как с беспокойством и обоснованно отмечается на форумах, организованных такими организациями, как Zamin и ЮНИСЕФ, существует большой разрыв между вдохновляющими словами о таком праве и реальностью, с которой во всем мире в своей повседневной жизни сталкиваются миллионы детей.

Сегодня загрязнение воздуха ежегодно убивает более 600 тысяч и лишает доступа к безопасной питьевой воде и полезной пище сотни миллионов детей. Они явно ощущают на себе воздействие токсичных химических веществ, таких как свинец и ртуть, которые могут нанести вред их развитию и негативно повлиять на жизнь.

Согласно исследованиям, дети, рожденные в 2021 году, чаще, чем их бабушки и дедушки, родившиеся 60 лет назад, переживают аномальную жару (в 7 раз), лесные пожары (в два раза) и засуху (почти в три раза). Эта суровая и горькая правда еще раз подтверждает, что дети уязвимы перед далеко идущими последствиями изменения климата.

Не зря ООН призвала все страны защитить детей от последствий изменения климата. Комитет по правам ребенка недавно опубликовал рекомендации для государств-членов о том, что делать, чтобы обеспечить право детей на окружающую среду.

Это замечание общего порядка № 26 «О правах ребенка и окружающей среде с особым вниманием к проблеме изменения климата» посвящено чрезвычайной ситуации, связанной с изменением климата, утратой биоразнообразия и загрязнением окружающей среды. В этом документе определяются меры по защите жизни и перспектив детей, а государства обязаны периодически отчитываться перед Комитетом ООН о прогрессе в защите экологических прав детей.

То есть Комитет ООН по правам ребенка впервые прямо подтвердил право детей на чистую, здоровую и стабильную окружающую среду, всесторонне выразив обязательства государств-членов согласно Конвенции о правах ребенка.

С этой точки зрения в последние годы в нашей стране уделяется серьезное внимание снижению воздействия изменений климата и адаптации, ускорению перехода и продвижению «зеленой» экономики, а также инклюзивной модели экономического роста.

В частности, постановлением Президента от 4 октября 2019 года утверждена Стратегия по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019–2030 годов. Целью этого документа является стимулирование «зеленого» экономического роста в нашей стране, рациональное использование природных ресурсов, привлечение «зеленых» инвестиций, смягчение негативных последствий экологического кризиса.

На 26-й сессии Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COР26), состоявшейся в ноябре 2021 года, было сделано заявление о том, что в рамках Парижского соглашения Узбекистан возьмет на себя дополнительные обязательства по сокращению к 2030 году выбросов парниковых газов на 35 процентов на единицу валового внутреннего продукта по сравнению с уровнем 2010 года.

Кроме того, наша республика присоединилась к Глобальной инициативе по метану (Global Methane Pledge) для достижения коллективной цели по сокращению к 2030 году выбросов метана как минимум на 30 процентов по сравнению с уровнем 2020 года.

Еще один важный шаг: 2 декабря 2022 года Президент подписал постановление «О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на «зеленую» экономику до 2030 года». Целью является реализация задач, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы.

В частности, в этом процессе предусматривается повышение эффективности мер, реализуемых по обеспечению «зеленого» и инклюзивного экономического роста в рамках стратегии перехода к «зеленой» экономике. При этом уделяется внимание использованию возобновляемых источников энергии и дальнейшему расширению масштабов усилий по ресурсосбережению во всех отраслях экономики.

Для достижения стратегических целей, поставленных на основе постановления, во-первых, утверждена программа перехода к «зеленой» экономике и обеспечения «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года, во-вторых, концепция перехода к «зеленой» экономике и обеспечения энергоэффективности в промышленном секторе, в-третьих, план действий, направленных на переход к «зеленой» экономике и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года.

Вполне естественно, что возникнет вопрос о том, в какой степени в этих документах отражен вопрос обеспечения экологических прав ребенка. В ответ на это приведем в пример единственный документ – Программу по переходу на «зеленую» экономику и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года.

В частности, эта программа, в которой предусмотрены приоритетные направления, связанные с поддержкой населения, могущего серьезно пострадать при переходе к «зеленой» экономике, и места проживания этих людей включает в себя улучшение качества и эффективности образования по указанным направлениям. Здесь речь идет об обеспечении инклюзивного образования для детей, молодежи и женщин, повышении качества и охвата.

Планируется включить тему «зеленой» экономики в соответствующие учебные программы образовательных организаций.

Месяц назад был подписан документ о вовлечении детей и молодежи Узбекистана в климатическую повестку. Этим документом, подписанным министерствами экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, дошкольного и школьного образования, молодежной политики и спорта, является «Национальная стратегия по продвижению культуры устойчивого развития и вовлечению детей и молодежи Узбекистана в климатическую повестку дня».

Инициативу Национальной стратегии поддержали экологические активисты, в том числе участники проекта Eco-schools Uzbekistan. Глава представительства ЮНИСЕФ в нашей стране Мунир Мамедзаде отметил: «Хотя его подписали министры, в разработке этого важного документа участвовали сами дети. Поэтому мы убеждены, что эта стратегия послужит основой перспективного развития, а каждый ребенок и молодой человек внесет свой вклад в благополучие и стабильность нашего общества».

Данная стратегия предусматривает признание роли детей и молодежи в борьбе с изменением климата, обеспечение их активного участия в этой деятельности.

Основными задачами Национальной стратегии по продвижению культуры устойчивого развития и вовлечению детей и молодежи Узбекистана в климатическую повестку дня являются:

  • разработка национальной политики и плана действий по продвижению «зеленого» образования, а также создание необходимых учебных ресурсов;
  • развитие партнерских отношений и сотрудничества между различными заинтересованными сторонами для поддержки и активизации усилий детей и молодежи в борьбе с изменением климата и признание важной роли сотрудничества между поколениями;
  • создание «зеленого» сообщества в учреждениях дошкольного и школьного образования.

Самое главное, данная стратегия должна служить базовым документом для последовательного формирования системы «зеленого» образования и устойчивого развития. При этом особенно важно упомянуть основные принципы качественного экологического образования – это преемственность, межпредметная взаимосвязанность, фундаментальность и комплексность.

Словом, следует отметить, что соотечественники согласны с тем, что изменение климата представляет собой серьезную угрозу и оказывает прямое негативное влияние на качество жизни людей, особенно молодежи и детей. Что еще немаловажно, наша страна и общество уверенно и смело движутся к принятию необходимых мер для безотлагательного решения этой проблемы.

Гулом Мирзо, УзА.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech