30 июля – Всемирный день борьбы с торговлей людьми

Ежегодно Всемирный день борьбы с торговлей людьми отмечается 30 июля. Впервые решение объявить именно эту дату международным днем борьбы с торговлей людьми было принято 18 декабря 2013 года и официально закреплено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми»[1].

Резолюция была принята с целью активизации международных усилий, направленных на противодействие такому явлению, как торговля людьми.

Данная инициатива главным образом направлена на привлечение внимания широкой общественности к проблеме торговли людьми и ее последствиям, положению жертв торговли людьми и защите их прав. Всемирный день призван также напоминать о важности и необходимости скоординированных и последовательных действий в борьбе с данным явлением при неуклонном соблюдении основополагающих прав человека, как на национальном, так и на международном уровнях.

Как отметил, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш «В этот Всемирный день борьбы с торговлей людьми я предлагаю вновь заявить о нашей приверженности обеспечению того, чтобы преступники прекратили безжалостно эксплуатировать людей ради получения прибыли, а пострадавшие получали необходимую им помощь для возвращения к нормальной жизни»[2].

По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, жертвами торговли людьми (УНП ООН) продолжают оставаться главным образом женщины и девочки. Доля женщин, среди лиц, которых заставляют заниматься принудительным трудом, составляет приблизительно 35%. В зонах боевых действий и конфликтов эта проблема стоит наиболее остро. Согласно существующим данным, торговля людьми происходит повсеместно, так как количество перемещенных лиц за последние годы выросло почти вдвое.

По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, жертвами торговли людьми (УНП ООН) продолжают оставаться главным образом женщины и девочки. Доля женщин, среди лиц, которых заставляют заниматься принудительным трудом, составляет приблизительно 35%. В зонах боевых действий и конфликтов эта проблема стоит наиболее остро. Согласно существующим данным, торговля людьми происходит повсеместно, так как количество перемещенных лиц за последние годы выросло почти вдвое.

В 2010 году Генеральная Ассамблея приняла Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми[3], призвав правительства во всем мире принять скоординированные и последовательные меры, чтобы победить это зло. План предусматривает интеграцию борьбы с торговлей людьми в более широкие программы ООН, для того чтобы ускорить темпы развития и повысить степень безопасности во всем мире. Одним из важнейших положений Плана является создание целевого фонда ООН для добровольных взносов в интересах жертв торговли людьми, особенно женщин и детей.

Фонд содействует предоставлению эффективной помощи и защиты на местах жертвам посредством предоставления грантов НПО. Планируется, что деятельность Фонда будет, в первую очередь, направлена на помощь жертвам вооруженных конфликтов, а также мигрантам и беженцам.

В 2013 году Генеральная Ассамблея провела встречу на высоком уровне для оценки хода осуществления Глобального плана действий. Государства-члены также приняли резолюцию A/RES/68/192[4], провозгласив 30 июля Всемирным днем борьбы с торговлей людьми и заявив, что в такой день необходимо «повышать осведомленность о положении жертв торговли людьми и поощрять и защищать их права».

В сентябре 2015 года была принята Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года, в которой были поставлены конкретные цели и задачи по борьбе с торговлей людьми. В Повестке дня заявлено о необходимости покончить с торговлей детьми, торговлей людьми в целом, а также с насилием в отношении женщин и девочек.

Другим важным событием стало Заседание высокого уровня по вопросам беженцев и мигрантов, на котором была принята Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах[5]. Из 19 обязательств, зафиксированных в Декларации, три обязательства посвящены конкретным мерам по борьбе с торговлей людьми.

Согласно статьи 13 Конституции Республики Узбекистан демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

Следует отметить, что проблема торговли людьми остается весьма актуальной для Республики Узбекистан, как и для всего мирового сообщества. Это постоянно развивающийся транснациональный вид преступной деятельности, приносящий колоссальные доходы и занимающий в криминальном мире лидирующие позиции по прибыльности.

За последние годы в Узбекистане была сформирована полноценная правовая база противодействия торговли людьми.

Так, страной ратифицирован ряд международных документов по противодействию торговле людьми, в частности Конвенцию ООН о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами
(Лейк Саксес, Нью-Йорк, 21 марта 1950 года)[6]; Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 года)[7]; Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк,
15 ноября 2000 года
)[8].

Из участия в данных международных документах проистекают и обязательства республики в области борьбы с торговлей людьми, выполнению которых придается высокое значение, в том числе в рамках исполнения Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и Целей устойчивого развития ООН. Выполняя взятые на себя международные обязательства, государство проделало значительную работу по совершенствованию национального законодательства.

Так, в сфере борьбы с торговлей людьми приняты:

  • закон «О противодействии торговле людьми» от 17 апреля 2008 года[9], в соответствии с которым, под торговлей людьми понимается вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей в целях их эксплуатации путем угрозы силой или ее применения либо других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Уголовный кодекс дополнен статьей 135 (Торговля людьми), согласно которой, торговля людьми - купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение в целях его эксплуатации;
  • постановление Президента «О мерах по повышению эффективности борьбы с торговлей людьми» от 8 июля 2008 года[10], которым был утвержден Национальный план действий по противодействию торговле людьми, а также образована Республиканская Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми;
  • постановление Кабинета Министров от 5 ноября 2008 года[11], которым был образован Республиканский реабилитационный центр по оказанию помощи жертвам торговли людьми;

                   При   этом,   Центр     осуществляет   свою   деятельность,     руководствуясь

принципами недопустимости дискриминации жертв торговли людьми, конфиденциальности частной жизни и личности, социальной и юридической поддержан, а также индивидуального ухода.

          Наряду с обеспечением   жертвам торговли людьми благоприятных условий проживания, питания, лекарственными препаратами, центр оказывает содействие по оказанию неотложной медицинской, психологической, юридической помощи, а также установлению контактов с родственниками.

  • указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду» от 30 июля 2019 года[12], которым Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми была преобразована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду, которая состоит из: Подкомиссии по вопросам противодействия торговле людьми, возглавляемой министром внутренних дел Республики Узбекистан, являющегося заместителем председателя Национальной комиссии; Подкомиссии по вопросам противодействия принудительному труду, возглавляемой министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, являющегося заместителем председателя Национальной комиссии. Также, утвержден План первоочередных мер («Дорожная карта») по повышению эффективности деятельности государственных органов в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду на 2019-2020 годы. Учрежден институт Национального докладчика по противодействию торговле людьми и принудительному труду, на которого возложено ежегодное представление Президенту Республики Узбекистан информации о складывающейся ситуации в стране и в мире в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду, предпринимаемых мерах по преследованию и наказанию лиц, причастных к данному виду преступлений и поддержке жертв торговли людьми.

Наряду с этим предусмотрено организация на регулярной основе брифингов для средств массовой информации с привлечением дипломатического корпуса иностранных государств и представительств международных организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, с целью доведения до широкой общественности и международного сообщества достоверной информации о предпринимаемых в республике мерах в данной области.

Необходимо отметить, что за последние годы в противодействии торговле людьми первоочередное внимание уделяется вопросам реализации профилактических мер, проводимых с широким привлечением и объединением усилий государственных и негосударственных органов, общественности и средств массовой информации, что в свою очередь, способствовало снижению преступности.

В частности, в результате проведенных агитационных пропагандистских мероприятий среди населения республики, в частности молодежи, а также осуществления совместных оперативно-профилактических мероприятий как на территории республики, так и в Центрально-азиатском регионе, удалось значительно снизить уровень преступлений, связанных с торговлей людьми.

Важно отметить, что в уголовно-правовой политике все больше упор делается на превентивную деятельность с использованием возможностей СМИ, ННО и органов самоуправления граждан;

- принимаются меры направленные, прежде всего, на установление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, нежели на борьбу с их последствиями;

- существенно реформирована деятельность органов внутренних дел в данной сфере;

- в октябре 2018 года в структуре Академии Генеральной прокуратуры создан Центр системного анализа и исследования причин совершения преступлений данного характера;

- проводится анализ проявлений преступности, вырабатывается стратегия противодействия на текущий период и на перспективу.

Каждый четверг недели объявлен «Днем профилактики правонарушений», что обеспечивает системное, адресное и безусловное выполнение намеченных на этот день мероприятий, то есть проводятся разъяснительные работы среди населения, распространяются буклеты, в которых указываются последствия, которые могут наступить после совершения какого-либо правонарушения.

Кабинетом Министров Республики Узбекистан 5 ноября 2008 г. принято постановление №240 «Об образовании Республиканского «Реабилитационного центра по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми». Во исполнение вышеназванного постановления Правительства в городе Ташкенте функционирует современный «Реабилитационный центр по оказанию помощи и защите жертв торговлей людьми», где привлечены такие специалисты, как медики, юристы, психологи и другие по оказанию помощи социальной реабилитации жертв торговлей людьми. Разработана методика реабилитации жертвы, учитывающая индивидуальные качества личности.

В республике продолжается широкомасштабная работа, направленная на повышение эффективности проводимых мер по противодействию торговле людьми.

Хакбердиева Ф.Т.
Главный специалист отдела по
работе с обращениями физических
и юридических лиц Национального
центра Республики Узбекистан по
правам человека

 

[1] См.: URL: https://undocs.org/ru/A/RES/68/192

[2] См.: URL: https://www.un.org/ru/events/humantrafficking/

[3] См.: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/gp_trafficking.shtml

[4] См.: URL: https://undocs.org/ru/A/RES/68/192

[5] См.: URL: https://refugeesmigrants.un.org/ru/declaration

[6] Настоящая Конвенция ратифицирована постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан
от 12 декабря 2003 года № 576-II «О присоединении к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами и Заключительному протоколу».

[7] Настоящая Конвенция ратифицирована Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан
от 30 августа 2003 г. № 536-II «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности».

[8] Ратифицирован Законом Республики Узбекистан от 8 июля 2008 года № ЗРУ-160.

[9] Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 16, ст. 118; 2017 г., № 37, ст. 978; 2019 г., № 2, ст. 47, Национальная база данных законодательства, 24.05.2019 г., № 03/19/542/317.

[10] Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 28, ст. 268; 2017 г., № 21, ст. 388.

[11] Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 44-45, ст. 445; 2014 г., № 52, ст. 624; 2017 г., № 15, ст. 249, № 37, ст. 990, Национальная база данных законодательства, 23.01.2018 г., №09/18/39/0608.

[12] Национальная база данных законодательства, 31.07.2019 г., № 06/19/5775/4080.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech