К Международному дню ООН
15 июля – Всемирный день навыков молодежи
Ежегодно 15 июля отмечается один из международных дней ООН – Всемирный день навыков молодежи, учреждённый Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2014 года с целью повышения уровня информированности о важности инвестирования в развитие навыков молодежи, улучшения социально-экономических условий для молодых людей для решения проблем безработицы и неполной занятости.
В настоящее время население Узбекистана составляет порядка 34 млн. человек, из них около 60 % это дети и молодежь. Данная цифра говорит сама за себя и определяет важность весомых вложений в здравоохранение, профессиональную подготовку, развитие социальных навыков и правовую грамотность молодых людей.
Руководство Узбекистана с момента основания нашей страны уделяло большое внимание воспитанию гармонично развитого молодого поколения. Для этого была создана законодательная база, выражающаяся в законах «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан» 1991 г., «Об образовании» 1997 г., «О Национальной программе по подготовке кадров» 1997 г., «О гарантиях прав ребенка» 2008 г., «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» 2010 г., «О физической культуре и спорте» 2015 г., и других законодательных актах.
Однако, ситуация в мире меняется стремительно и наше государство отвечая на вызовы современности вносит своевременные коррективы в наше законодательство. В преддверии осуществления процесса демократических реформ в рамках Стратегии действий развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. был принят новый Закон Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике» 2016 г. и в 2017 г. создана новая организация «Союз молодежи Узбекистана». Перед этой организацией поставлена конкретная цель по эффективной реализации государственной молодежной политики. Достижение цели возможно при поэтапном и последовательном выполнении ряда задач по воспитанию образованного, здравомыслящего, ответственного, духовно развитого, юридически грамотного, активного молодого поколения. Для получения желаемого результата необходимо учитывать как положительные, так и отрицательные качества, присущие современным молодым людям.
Если посмотреть на навыки молодых людей и сравнить их показатели с возможностями старшего поколения, то не всегда вырисовывается радужная картина. В век интернета, инновационных коммуникационных технологий, виртуализации многих сфер жизнедеятельности мышление современной молодежи все больше отличается от образа мысли старшего поколения. Молодые люди все больше разбираются в технических устройствах и их возможностях, но все меньше могут справляться без них. Опубликованные данные исследования, проведенного журналом Independent в 2018 г. свидетельствуют, что без калькулятора умеет считать 90 % старшего поколения и только 52 % молодых людей; таблицу умножения помнят 79 % старшего поколения и 41 % молодежи; умеют играть в шахматы 44 % старшего поколения и 27 % молодежи; грамотно распоряжаются доходами 86 % старшего поколения и 52 % молодежи; помнят грамматические правила 72 % старшего поколения и 39 % молодежи; поддерживать чистоту в доме и ухаживать за своей одеждой в среднем могут 68 % представителей старшего поколения и 32 % молодых людей; умеют варить варенье 31 % старшего поколения и 16 % молодежи; умеют вязать 23 % старшего поколения и всего 4 % молодежи. Конечно, само по себе это не является катастрофой, но утеря некоторых навыков, не привитых с раннего детства, может негативно сказаться на психологической, социальной и эмоциональной составляющей личности. Есть опасность погружения в виртуальную реальность и отрыв от живого общения с окружающим миром. Однако, радует то обстоятельство, что целых 83 % молодежи считают полезным и желательным взаимообучение со старшим поколением. И такое обучение в режиме постоянного общения принесет большую пользу для представителей старшего возраста и станет просто незаменимым для молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь.
Человеческая жизнь быстротечна и дети становятся взрослыми незаметно для своих родителей – только их провожали в первый класс, а уже они оканчивают школу. Пусть они будут максимально подготовлены к самостоятельной жизни: родителями, бабушками, дедушками, родственниками и старшими друзьями с раннего детства. И обучение детей базовым жизненным навыкам будет проходить в простой форме приобщения к «взрослой жизни» на простых повседневных делах.
Привить навыки управления своими доходами и расходами: составлять бюджет с учетом необходимых трат и непредвиденных ситуаций, статей экономии. Здесь может пригодиться умение играть в шахматы, игра, в которой рассчитываются действия на несколько ходов вперед.
Часть юношей и девушек уезжают из родительского дома для получения образования или создают свою семью, они непременно столкнутся с кулинарными и бытовыми вопросами в своей повседневной жизни и здесь пригодятся навыки по покупке и хранению продуктов питания и промышленных товаров. Важны знания по приготовлению полезной пищи из доступных продуктов и навыки приготовления домашних заготовок, что дополнительно составит статью экономии бюджета.
Пригодятся знания по уходу за своими вещами, по поддержанию личной гигиены и чистоты жилого помещения. Подросткам необходимо знать о том, что их одежда говорит о них, и об уровне уважения, которое они могут получить в определенных ситуациях, таких как поход на интервью или свидание. И чистота в доме не самоцель, а условие необходимое для хорошего самочувствия физического и психологического.
Базовые знания по применению безрецептурных лекарств, возможностям лечения в домашних условиях, навыкам по оказанию первой медицинской помощи и пониманию момента, когда необходимо обращаться к врачу могут сыграть большую роль в сохранении здоровья и даже жизни.
Молодым людям необходимы социальные навыки: умение поддерживать дружеские отношения, отличать порядочных людей и недобросовестных, важность правильного донесения собственного мнения и уважение к мнению отличного от собственного взгляда, построения здоровых семейных отношений и достойного круга общения. Коммуникационные навыки имеют огромное значение в межличностных отношениях, как в личной, так и в профессиональной жизни.
Обучение детей самоорганизации и грамотному управлению временем, сослужит им хорошую службу в распределении своих сил во время учебы и работы. Умение правильно распределять свое время на работу и отдых позволит избежать переутомления как физического, так и умственного.
Не менее важным является умение обращаться за помощью и принимать таковую, при этом не перекладывая свою проблему на окружающих людей, а принимать обдуманные решения и брать на себя ответственность за эти решения.
Обучить самому процессу обучения, навыкам усвоения информации, использованию дополнительных возможностей в помощь учебникам, и знаниям, которые даются в учебных учреждениях. Как гласит известный афоризм: «Ничему нельзя научить – всему можно только научиться».
Обучение и для учителя и для ученика может быть процессом длительными и краткосрочным, сложным и легким, скучным и увлекательным, но понятно одно – обучение абсолютно необходимо. И приобретение жизненных навыков в подростковом возрасте значительно облегчит и улучшит качество взрослой жизни молодых представителей населения. Соответственно, приобретя подобные навыки в родительской семье, молодые люди понесут этот багаж в свои собственные семьи и в нашу общую семью – наше государство, давая нам уверенность в достойной жизни граждан нашей страны в будущем.
Сафарова Нонна
- Добавлено: 15.07.2020
- Просмотров:
- Распечатать